Книга: Архитектура г. Оренбурга XVIII—XX веков
Период после упразднения крепости
Период после упразднения крепости
Упразднение Оренбургской крепости совпало с отменой крепостной зависимости, развитием промышленности и другими особенностями. В г. Оренбурге отмечено увеличение роста населения во многом за счет приезжих. Соответственно увеличилось и строительство, в том числе промышленных объектов. На периферии в Новой слободке и к западу и северу от Старой слободки заметно прибавлялись застройки. Этот период развития города можно ограничить 1941-м годом, разделив его в определенной мере І-й империалистической войной.
После А. П. Безака должность генерал-губернатора начал занимать Н. А. Крыжановский, сделавший много для города за 16 лет своего управления. Наступило и время расширения строительства духовных зданий. На горе Маяк в 1867 г. открылся небольшой мужской Богодуховский монастырь, видимо, в районе улицы Манежной. Сам манеж получился, возможно, из монастырской постройки. Заметных построек в нем в имеющихся публикациях и иллюстрациях не отмечается. В 1866 году к востоку от города официально открыто здание женского духовного общества, существовавшего с 1854 года. Освящена домовая церковь Св. Николая. В 1867 г. начато строительство двухэтажного храма, освященного в 1875 г., за год до этого община получила статус монастыря. На помещаемом снимке перед западным фасадом храма возвышается колокольня. На её месте теперь ТП. Здание к северу-западу от нее сохранилось, относительно современной ситуации это по ул. Маршала Жукова, к северо-западу от ул. Аксакова. Пятиглавый храм и многоярусная колокольня производили сильное впечатление не только с близкого, но и с дальнего расстояния, поскольку находились на высокой точке. Есть здесь нечто общее с храмом Новодевичьего монастыря на бывшем Царскосельском проспекте в Петербурге, архитектор Н. Е. Ефимов[31]. Объем решен в принятом тогда стиле — почти кубический, четко разделенный на два этажа междуэтажными тягами с оконными проемами на обоих этажах. Западный фасад выделен широким ризалитом почти на всю ширину фасада, завершающимся фронтоном.
Храм Успенского женского монастыря, освящен в 1875 г.
Оконные проемы полуциркулярного завершения увенчаны сандриками фронтонного типа.
Вертикалями с нишами выделены углы постройки. Все главки луковичного профиля. Колокольня отличается срезами углов, получая вместо четырех, — восемь углов, что особенно заметно в верхнем ярусе, так как он значительно уже. Вслед за этим храмом в Успенском женском монастыре с 1875 по 1885 гг. возводились церкви, колокольни, а также хозяйственные постройки. Последние решались преимущественно в т. н. «кирпичном стиле», который в эти годы получил значительное распространение. Начался он с промышленных построек и очень быстро перешел в гражданское строительство. В производственных постройках в столице он широко применялся уже в 50-е гг. XIX в. Тогда же построен и обработан в этом стиле и арсенал в Кронверке.
Жилые постройки в Оренбурге 60—70-х гг. не отходили от традиций, соответствуя определению о традиционности архитектуры жилья. Предпочтение отдавалось бревенчатым домам на каменном фундаменте, были и дома «на каменном полуэтаже», то есть с цокольным этажом. Существовали и дома с мезонинами, оживлявшие застройку в бывшей крепости. В слободах вряд ли были жители, которые могли позволить себе такой шик. В слободах, особенно в казачьем Форштадте, выход из дома всегда был во двор, как это делалось раньше всюду. Широко развернулось строительство зданий для учреждений образования и воспитания, также и благотворительности.
В 1868 г. заложили здание мужской гимназии по проекту архитектора К. И. Реймерса, который перестроил здание бывш. для офицеров, добавив одно крыло вдоль главной улицы, соответственно перестроив и бывший офицерский дом, удлинив его. Полностью сохранилась северная стена, но она удлинилась до красных линий квартала, а по центральной оси вместо оконного проема первого этажа сделали дверной. Изменили и завершение оконных проемов 2-го этажа, сделав их полукруглыми. Первый этаж рустован, по обоим этажам выделились подоконные тяги и междуэтажная тяга. Углы постройки выделены очень слабовыступающими ризалитами, объединяющими по три проема на каждом этаже. В средней части обоих лицевых фасадов выделены также слабовыступающие ризалиты, каждый из них имеет по пять оконных проемов на втором этаже, а из пяти проемов первого этажа — один дверной. Угловые ризалиты завершаются треугольными фронтонами, а центральные — сегментными. Все оконные проемы обрамлены наличниками, окна второго этажа в ризалитах увенчаны горизонтальными сандриками. Здесь ясно выступает период стилизации и эклектики, фасады значительной протяженности воспринимаются достаточно оживленными.
В 1870 г. открылось ремесленное училище в здании бывшего ордонансгауза, надобность в котором отпала с упразднение крепости. На 10 лет раньше, в сентябре 1860 года, было открыто духовное училище. Это двухэтажное здание с открытой кирпичной кладкой. По описанию П. Н. Столпянского[32], значительную часть постройки занимала «громадная» церковь. Здание на ул. Брыкина, оно сохранилось, потеряв, разумеется, домовую церковь, объем которой в измененном виде существует.
Встал вопрос о строительстве семинарии, закрепили за ней в 1872 г. место на бывшей эспланаде между городом и Форштадтом (совр. ул. Челюскинцев). Сразу строить её не могли, потому что требовалось много согласований и условий. Подряд на строительстве получил в 1878 г. купец Белов. Завершилось строительство лишь в 1884 году, поскольку весенние пожары 1879 г. притормозили его. Требовались очень большие работы для восстановления застройки.
С тех пор строительство деревянных зданий в центральной части города запретили, так же как и ремонт пострадавших. Уцелевшие здания «одевали» кирпичом, пример чему — постройка на ул. Советской, 12, на углу с ул. Горького. Здание построено в 1835 г., «одежда» удерживается металлическими штырями со шляпками.
Открылась семинария в августе 1884 г. Трехэтажное здание с центральным и боковыми ризалитами. Оконные проемы с полуциркульным завершением и наличниками. Выделяется центральная ось с порталом и высоким оконным проемом 3-го этажа, одним из трех, объединенных аркой. Эта часть ризалита увенчана полуфронтоном, который, в свою очередь, венчался главкой с крестом. Так выделялась домовая церковь. Эту часть ризалита фланкируют две вертикали оконных проемов с лопатками по сторонам. Выделяется карниз, поддерживаемый небольшими кронштейнами, выполняющими функции дентикул.
Касаясь восстановления застройки, к которому приступили по мере возможности немедленно, нужно отметить, что общее руководство осуществляли архитекторы Реймерс, Кривцов, Перниц. Значительную роль в восстановлении играл генерал-губернатор Н. А. Крыжановский, принимавший непосредственное участие в тушении пожара и спасении людей в апреле, когда огонь охватил большую часть центрального города, приложивший силы к установлению достаточно доступных цен на кирпич, производившийся в Оренбурге.
Н. А. Крыжановский и его семья вообще занимались благотворительностью, так, ещё в 1872 г. стараниями его супруги Олимпиады Кирилловны открылся приют Св. Ольги. Одноэтажное его здание, стоявшее на углу совр. улиц Челюскинцев и 8-го Марта, снесено, на этом месте построен многоэтажный дом. Приют был достаточно высоким, со стрельчатыми оконными проемами. Открылся приют в июне 1873 г. Н. А. Крыжановский был инициатором постройки кафедрального собора, поскольку храмы на набережной стали тесны в связи с ростом населения в г. Оренбурге, и в 1875 г. генерал-губернатор открыл подписку на строительство; подписка с Высочайшего разрешения была повсеместной. Но упоминавшиеся весенние пожары вызвали задержку.
В 1872 г. открылось новое здание Неплюевского кадетского корпуса, строительство его было начато на земле, уступленной городом в 1867 г. к западу от Караван-Сарая. В настоящее время это один из корпусов медакадемии. Трехэтажный объем без излишних украшений, но с нормальной пластикой производит и в наши дни солидное впечатление. В плане здание Ш-образное.
В эти же годы на набережной Урала на месте бывшего одноэтажного губернаторского дома и добавленной позже двухэтажной постройки возвели в 1871—1874 годах первое пятиэтажное здание г. Оренбурга. В сторону набережной оно оказалось трехэтажным, потому что туда выходили учебные помещения, требовавшие хорошей акустики и воздуха. В сторону главной улицы выходили жилые помещения. Предназначалось здание для военной прогимназии, которая стала 2-м кадетским корпусом. Н-образное в плане здание в сторону главной улицы выделяется по всей высоте еще и эркером.
Переход от трех- к пятиэтажному зданию прикрывают две вертикали ложных окон. Никаких заметных внешних изменений у здания не наблюдается. Декор имеет сдержанный характер, близок Неплюевскому корпусу.
По той же стороне главной улицы, почти в самом северном конце бывшей крепости, с 1813 г. на углу с Петропавловской улицей появилась одноэтажная богадельня, названная по имени устроителя её Шапошниковской. Некоторое время она содержалась на его деньги. В 1879 г. здание сильно пострадало, и его перестроили в двухэтажное. Лицевые фасады его были решены с помощью коринфского ордера. Просуществовала постройка до 1960 г., когда её снесли в связи с полной реконструкцией всего квартала, о которой будет сказано позже.
В 1880-е годы, в результате восстановления застройки, появилось значительное число построек так называемой эклектики, что многими архитекторами и искусствоведами воспринималось отрицательно. Параллельно шла и стилизация, где всё или почти всё выполнялось в декоре лицевых фасадов. Одну из первых линий в Оренбурге занял «кирпичный стиль». В нем строили обычно двухэтажные дома. Применялся наряду с лицевым кирпичом (кирпич высокого качества, который входит в структуру кладки внешней стороны стены) ещё лекальный (кирпич разного криволинейного профиля) в карнизах, сандриках и т. п. Используя исторические стили, выделяли иногда не только пилястры, но и полуколонны, а в капителях употребляли известняк. Здания эти в большинстве своем сохранились без каких-либо серьезных изменений, но, к сожалению, подверглись, начиная с 1970-х годов, покраске, что уничтожает игру оттенков лицевого кирпича и швов: Можно добавить, что существует специальный состав для отмывания кирпичных стен, если они закоптились и т.п.
Обычно такие дома были доходными или связанными с торговлей. Последнее ясно выделяется в районе бывшего главного рынка — к западу от Гостиного двора, который после упразднения крепости вскоре перешел из ведомства таможни в собственность города, и в 1870-х годах стал двухэтажным со стороны главной улицы. Перестраивать начали с весны 1877 г. Часть только что завершенного здания пострадала весной 1879 г., это северный и южный концы постройки. Вскоре всё было отремонтировано. Затем в 1898 г. двухэтажной стала и сторона вдоль Гостинодворской улицы, остальные две стороны остались в прежнем виде.
Гостиный двор. Сторона по ул. Советской — реставрация. Арх. А. И. Агафонов; по ул. Кирова — реконструкция. Арх. Ю. А. Григорьев.
Новое здание — пример эклектики в решении фасадов. Венчающая часть дорического типа с триглифами, выполнеными в общих чертах, опирается она на рустованные лопатки, которые появляются после каждой группы в три проема. Мотив трех выбран потому, что по первому этажу каждый третий проем, начиная от второго, если считать с любого конца, дверной.
Отличается обрамление оконных проемов первого и второго этажей. На первом это прямоугольный, слегка профилированный наличник, на втором же вместо наличника по обе стороны проема, на небольшом расстоянии от него — вертикали с филенками, завершающиеся до профиля венца, который представляется верхним ограждением проема. Внизу вертикали доходили до небольшого подоконного профиля, где опирались на небольшой непрофилированный выступ, нечто похожее на завершение нижнего участка наличника. Из этого видно, что в декоре использованы элементы и детали разных стилей, и ничего специально не подчеркивается, все воспринимается спокойно. На верхнем этаже есть ещё несколько профилей, таким образом, этаж вплоть до междуэтажной тяги — карниза — оказывается, довольно заполненным, а ниже пространство заполнено только оконными проемами с наличниками до цоколя.
Выделялись здесь в каждой секции зонтики над входами. Были отдельные случаи, когда хозяин магазина, желая, очевидно, выделиться, вносил изменения в лицевой фасад. Так, в одном из триединств изменили рисунок дверного проема и фланкировали его небольшими колоннами; там же изменили венчающий антаблемент и пр. В настоящее время при реставрации фасада северной половины, выходящей на Советскую улицу, количество дверных проемов с зонтиками уменьшилось, так как изменилась ситуация с владельцами, и также требования к интерьерам торговых зданий, ширине лестничных маршей и многому другому.
На главной улице бывшего города-крепости произошли в 1880-е годы изменения. Одноэтажные постройки инженерной команды по восточной стороне улицы, оказавшиеся в полосе пожара, были заменены двухэтажными. При этом северный корпус удлинился за счет площадки кордегардии, потерявший свое функциональное назначение. Новые здания построены в стиле неоготики, они в определенной мере составляли ансамбль, хотя длина лицевых фасадов и различна. Каменный забор, объединявший их, в середине имел ворота. Фасады обоих зданий решены тремя ризалитами со стрельчатыми окнами в боковых, и увенчанными выделяющимися антаблементами, напоминающими завершения крепостных башен. Все остальные оконные проемы, в том числе и на первом этаже боковых ризалитов, имеют прямоугольное завершение. В центральном ризалите стрельчатых проемов нет вообще. Торцевые и дворовые фасады, особенно первые, не уступают лицевым в решении. Разница в длине главных фасадов воспринимается нормально, оба дома невозможно одновременно охватить взглядом, находясь напротив в середине, так как расстояние до них с другой стороны улицы всего около 25 м, и вершиной окажется угол в 130 градусов.
Новые инженерные дома, 1880-е гг.
По мере удаления от центральной оси охват зданий облегчается, он идет уже в плане перспективы. Разница не бросается в глаза, если не приглядываться специально. Она гасится выделяющимися ризалитами, между которыми число оконных проемов фасадах различно. В одном здании их по четыре, а в другом по три, при этом и простенки значительно уже. Видимо, и стиль выбран такой, где можно выделить башнеобразные ризалиты, привлекающие внимание, нейтрализуя восприятие оконных проемов между ними. Авторство, к сожалению, определить не удалось, хотя на проектном чертеже, наряду с генерал-адъютантом фон Кауфманом, утвердившим его, стоит более десяти других подписей, а «чертил кондуктор Лебеденский» (возможно -янский).
Лицевой фасад инженерного дома (совр. Советская, 50).
К северу от инженерных домов после упразднения крепости отвели квартал для застройки и ещё два квартала к востоку от него. За этими кварталами появились ещё два ряда кварталов до Новой слободки, к которым с западной стороны добавилось еще по кварталу. Все они показаны на плане 1869 г., но определить, всё ли было уже застроено, точно нельзя, поскольку казенных зданий там ещё не было, а обывательские на этом типографском плане не нанесены. В первом квартале первым владельцем был купец Гусев, во дворе которого в 1877 г. просили разрешения устроить временный цирк, деревянную постройку. Место это попало в полосу городского пожара, деревянные постройки в этой части города строить запретили. В 1882 г. здесь появились новые четырехэтажные частновладельческие дома. Позже один из них стал Государственным банком, оставаясь таковым до 1917 г. Потом помещались здесь другие финансовые службы, в том числе и Сбербанк (Советская, 54). Нижний этаж банка начинался на уровне нулевой отметки тех лет, которая, как и всюду, стала значительно выше. Поэтому он теперь воспринимается как заглубленный. Второй дом стал одной из лучших гостиниц — «Европейской».
Примерно в то же время, когда строились эти здания, на разделении современных улиц Цвиллинга и Паркового проспекта возвели здание Почтовой конторы. Двухэтажное здание У-образное в плане (без нижнего продолжения правой линии). Южный лицевой фасад решен слабовыступающим ризалитом с тремя проемами на каждом этаже, по обеим сторонам также по три оконных проема на этажах, с четким трехчастным делением рустованными лопатками, но с выступающим на нижнем этаже тамбуром и покрывающим его балконом. По центральной оси фасада проемы дверные. Боковые фасады расходятся от углов лицевого в направлениях к углам сада Караван-Сарая. Таким образом оформилось начало обеих улиц. Отсюда началось и телеграфное сообщение, линия его определила сторону новой застройки. Функционировать всё начало в 1875 или 1877 годах. Оконные проемы обоих этажей с наличниками, напоминающими стиль барокко выступающими в верхней части модными тогда почти прямоугольными «ушками», на верхнем этаже над проемами ещё и горизонтальные сандрики с соответствующим декором. Боковые фасады имеют аналогично оформленные оконные проемы. Весь объем воспринимается как солидное спокойное здание, дворовые фасады которого опрощены. На фасадах выделяется еще междуэтажная тяга, и также подоконные на обоих этажах. Центральная часть южного фасада увенчана аттиком с сегментным полуфронтоном. Таков общий вид казенного здания, выделявшегося не только расположением, но и объемно пространственным решением. Здесь придерживались ещё правила нечетного числа проемов, что в частных постройках перестало быть обязательным.
Примером может послужить новый дом купца 1-й гильдии С. П. Мошкова, разрешенного к постройке в 1877 г. у въезда в город с азиатской стороны (уровень проезда от транспортного моста теперь значительно поднят, и дом оказался на низком месте относительно проезда). Это двухэтажный дом с подвалом, где на первый этаж нужно подниматься по лестнице, а в подвал немного спускаться. Здание по лицевому фасаду имеет 8 оконных проемов на каждом этаже, включая подвальный, где проемы ниже. По сторонам рустованными лопатками выделены две вертикали, имеющие по одному оконному проему на двух этажах, и по дверному проему на т. н. подвальном. Вертикали завершаются аттиковыми стенками с полуциркульными полуфронтонами с круглыми проемами. Дом вполне репрезентативен. Крышу ограждает металлическая решетка с тумбами.[33]
Другой пример — один из домов купца 1-й гильдии П. Н. Оглодкова на его большом дворовом месте, находившемся в протяженном квартале случайных контуров в Старой слободке. Своей западной стороной он был обращен к Банному озеру, а противоположная сторона не имела названия, так как улица только еще образовывалась (сейчас это место в районе Токарного пер. и ул. Яицкой). Каменный двухэтажный дом построен на высоком цоколе. По лицевому фасаду на каждом этаже по 8 проемов, два из которых на первом этаже — дверные, расположены в двух концах. Оконные проемы верхнего этажа полуциркульного завершения, а на первом этаже все проемы имеют сегментное завершение. Два центральных проема объединяются фланкирующими пилястрами и отсутствием таковых между ними; все остальные проемы разделены пилястрами, которые выделяют и углы постройки. Выделяется междуэтажная тяга, которая завершает подобие антаблемента первого этажа. Между ней и подоконными тягами верхнего этажа выделяются еще прямоугольные ниши на подоконных стенках.
Центральную двухоконную часть фасада венчает невысокая аттиковая стенка с полуциркульным полуфронтоном. Ко входам в дом ведут несколько ступенек. Весь декор выполнен в штукатурке, которой покрыто и всё здание. Разрешение на строительство дано в 1877 г[34].
Несколько похожих построек, включая и одноэтажные на высоком цоколе, появились в городе в те же годы. В связи с увеличением населения возникла необходимость и в увеличении количества бань. Так, в 1876 г. купец А. Ф. Грен получил разрешение на постройку торговой бани — деревянной «с каменными постройками и брандмауерами». Построена баня на южной стороне Чернореченской улицы к западу от Актюбинской (тогда Жирковской) улицы. Г-образное в плане здание выходило на обе улицы, основное — на Чернореченскую. Центральная часть, где был вход, значительно выделялась порталом с высоким дверным проемом, высокими стенами, широкой лестницей перед входом.
По сторонам протянулись бани, отделенные друг от друга брандмауерами с проемами в интерьере для прохода. На улицу в каждой половине выходило по 11 оконных проемов, брандмауеры также выделялись, их было по два. На Жаломскую улицу выходили только оконные проемы, вход в бани был с торца постройки.
Бани появились и в северной части города, в районе совр. ул. Кичигина, тогда Полицмейстерской.
Начавшиеся поиски площадки для строительства Кафедрального собора прервались весной 1879 г. из-за пожарного бедствия. Зато освободилось место на Сакмарской площади, которое занимали всякие лавки, создавая значительную антисанитарию.
Проект собора создал академик архитектуры А. А. Ященко к началу 1886 года, чему предшествовало много сложностей как в финансовом отношении, так и в выборе проекта, так как сам по себе подходящий проект оказался бы слишком дорогим при его воплощении. В связи с выбором проекта упоминаются фамилии архитекторов и художников Шретера, Леонова; подробнее о сложностях можно прочитать в книге П. Н. Столпянского[35]. Место собора показано на прилагаемом чертеже, его путают иногда и старожилы, которые видели собор в детстве.
Место было лучше первоначально выбранного — напротив Неплюевского кадетского корпуса. Оно оказалось в геометрическом центре города тех лет, не принимая в расчет Форштадт, который был отдельной административной единицей. Заложили собор 8 (20) сентября 1886 года. К этому времени был готов котлован, куда и спускался после литургии архиерей Макарий совершать закладку. Строительство шло очень активно и с соблюдением всех правил. 19 (31) октября 1895 года Кафедральный собор был освящен во имя иконы Казанской (Табынской) Богоматери; были в нем ещё два больших придела с алтарями во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского и во имя Святого Сергия Радонежского.
Стиль постройки сейчас принято именовать неовизантийским. Ранее называли его и псевдовизантийским, поскольку в ряде публикаций, в т. ч. и дореволюционных, говорится, что собор похож на храм Св. Софии в Константинополе, нужно отметить абсурдность этого утверждения. Кто-то первый перепутал: собор этот действительно связан с Софией, но с городом, где в те годы построен храм Александра Невского. С первого взгляда он отличается только тем, что у Софийского значительно выделяется колокольня; есть, разумеется, и другие отличия. Этим стилем стали особенно увлекаться в последней четверти XIX в. В Петербурге, например, такого стиля — церковь Милующей Божьей Матери, завершена постройкой в 1898 году. Особенность этого стиля — обилие сферических поверхностей: куполов, полукуполов или конх.
Подробное текстовое описание, с одной стороны, довольно сложно, а с другой, вряд ли может дать четкое восприятие. Условно используя термин «ярус», можно разделить весь объем храма на три. В первом ярусе три больших апсидального типа придела и портал с западной стороны. Между этими частями выступают небольшие объемы оснований башнеобразных структур. Всё, кроме последних, перекрыто полукуполами. Во втором ярусе на указанных выше приделах поставлены венчающие их меньшие приделы с полукуполами. В первом и втором ярусах количество оконных проемов одинаково, но во втором они отделены более узкими простенками. Объемы, начатые в первом ярусе, продолжены и завершаются башенками с куполами. Над порталом поставлена звонница. Третий ярус — барабан со множеством оконных проемов, перекрытый куполом — полусферой. Все малые и большие купола и конхи были того же профиля. Башнеобразные вертикали, судя по их расположению и наличию дверных проемов в нижнем ярусе, служили лестничными клетками, по которым можно было подниматься до основания барабана. Здесь не помещен снимок собора, так как его давали уже и в газетах. Но желающим увидеть его и узнать о нем больше можно рекомендовать публикацию Г. М. Десяткова[36], где показаны и фрагменты интерьера.
Собору не было и сорока лет, когда его стали сносить, начав взрывать в мае 1932 года. Нельзя исключить, что это, возможно, единственный случай сноса храма этого стиля в России, поскольку количество их не было большим.
Каменные постройки последней четверти XIX в. ,в большинстве своем сохранились. Часть из них, однако, многое утеряла в своем внешнем виде, получив надстройки, не увязанные стилистически. То было в основном в 1930-е гг., а позже, начиная с 1970-х гг., кирпичная кладка стала подвергаться окраске.
Прежде чем продолжать хронологически идти дальше, представляется разумным вернуться в 1870-е гг., указав на некоторые постройки, с тех пор (до огненного бедствия) сохранившиеся в своем прежнем виде, без существенных изменений и имеющие культурно-историческое значение. Прежде всего, это маленький квартальчик, объединенный одним адресом — Кобозева, 41.
План квартала по ул. Кобозева, 41.
«Веха крепости» — квартальчик по ул. Кобозева, 41(Краснознаменная, 7).
В середине 1850-х гг. он состоял ещё из двух дворовых мест, а в 1875 г. это одно дворовое место, принадлежащее купцу М. В. Савельеву. На чертеже показаны: существующий каменный дом (а), каменный флигель (б), новый каменный дом (в), деревянные службы (г). Квартальчик этот был самым западным, попавшим в полосу апрельского пожара, и сгореть могли только деревянные постройки, поскольку ныне существующие, в принципе, не отличаются от показанных в документах[37]. Северный дом с мезонином лишился балкона, но в более позднее время, а недавно получил по восточной стороне дверной проем вместо оконного. Одноэтажный, флигель мало изменился, так как в прошлом тоже имел дверные проемы на улицу. Фактически без изменений остался «новый каменный дом», это высокий дом на цоколе, но поднялся уровень проезжей части и тротуара, прикрывшего окна подвала. Весь квартал целиком представляет значительную ценность: он — веха крепости. Угловой дом протянулся по Бухарскому переулку дальше чем по бывш. Троицкой. У него 7 оконных проемов с тем же решением наличников, как и по Троицкой. Таким образом, — квартал выделяется своими постройками с трех сторон, при этом стиль их различен, но они вполне согласуются друг с другом, не подавляя соседа.
К западу от этого квартала на другой стороне бывш. Безаковской улицы (Бурзянцева), которая здесь заканчивалась, теперь же отделена застройкой с южной стороны, здания появились после снятия крепостного вала. Полоса весеннего пожара их не затронула, и угловое здание сохранилось в основном в своем первоначальном виде. Это один из примеров кирпичного стиля. На перекрестке бывш. Троицкой и Петропавловской улиц, (Кобозева и Краснознаменной) приближаются друг к другу постройки разных дореволюционных стилей, в том числе и стиль модерн, который появился в архитектуре Оренбурга во второй половине первого десятилетия XX века. Стиль этот наилучшее выражение получил в особняках, которые в Оренбурге числом не выделялись, но использовали его и в доходных домах. Этот стиль не скрывал материала своей постройки. Здесь на другой стороне бывш. Троицкой под № 42 возвышается на цокольном этаже двухэтажный дом, лицевые фасады которого решены в стиле модерн, с чем согласуется и ограждение крыши, где указана дата — 1907 год. В последние 15—20 лет постройка выделяется своей довольно яркой окраской, чуждой модерну, оставлявшему обычно кладку открытой. Тогда он мягче вписывался в среду. На другом углу — одноэтажный дом с богатой лепниной, типичной для эклектики. Стилевые решения не мешают друг другу и не нарушают общего восприятия, хотя модерн и отличается от предыдущих. Здесь уместно сказать о его появлении в Оренбурге.
Постройки в стиле модерн в провинциальном Оренбурге появились в начале XX века, хотя в России они были уже на несколько лет раньше. Никаких ограничений в контурах объемов нет, не скрывается материал постройки, а декор выступает именно как таковой, не имитирует ничего. В целом в декоре модерна — культ гибкой и текучей линии. Модерн, прежде всего, — стиль особняков, где можно наиболее свободно проявляться, и проектировать, начиная с внутреннего пространства, исходя из того, что нужно иметь в интерьере. Если нужен, например, большой зал и несколько небольших помещений, то часть объема свободно может стать выше, шире, что нисколько не затруднит общее решение, поскольку асимметрия является даже одним из признаков модерна. В доходных домах такую особенность дать труднее, чтобы она воспринималась естественно.
В Оренбурге настоящих богатых особняков не было. Выделялся особняк по совр. проезду Коммунаров, 45 (фрагмент его показан на рисунке), здание сохранилось, но многое утрачено. Особенно это касается мелкой расстекловки выпуклыми стеклами. Но если расстекловку можно восстановить на рисунке, то ограждение крыши сделать такое не позволяет, если не осталось хотя бы его фрагмента. Так, на помещаемом рисунке его и не видно.
Фрагмент особняка по пр. Коммунаров, 45.
Металлические ограждения были в основном утрачены в 1920-е гг. не только в зданиях стиля модерн, но и у других (официально всё шло на переплавку), но у первых это особенно отрицательно влияет на восприятие, поскольку рисунок его часто тесно связан с решением декора постройки. К тому же для зданий в стиле модерна характерны карнизы с большим выносом, прерываемые плоскостью стены, которая часто переходит в подобие полуфронтона или аттиковой стенки с полуфронтоном. Между ними остается тогда совершенно пустое пространство. В декоре оренбургских построек преобладают концентрические или эксцентрические окружности или эллипсы и подвески; растительный орнамент встречается реже. Пустоты ограждений крыши особенно заметны в бывш. номерах Коробкова на совр. ул. Чичерина, 34 (бывш. Гришковской).
Банк, ул. Ленинская, 28. Здание надстроено в 1950-е гг.
Из крупных объемов выделяется здание банка, которое было удачно надстроено одним этажом в 1950-е годы (Ленинская, 28), а позже значительно расширено, не нарушая общего стиля постройки. Кирпичная кладка здания подверглась покраске раньше расширения. На лицевом фасаде особенно выделяются криволинейные очертания оконных проемов, фланкирующих идущую от портала вертикаль прямолинейного проема.
Нельзя пропустить здание по ул. Кирова, 9. Двухэтажное, с центральным и угловым ризалитами. Последний, напоминающий башню, лишился крыши, превращает прямой угол постройки в тупой. Центральный ризалит имеет своеобразные контуры по второму этажу и интересное завершение, выходя за его пределы. Дом сохранил без покраски свой второй этаж. Это единственный особенно выделяющийся дом, которому в этом отношении повезло. Есть ещё пара домов самых обычных очертаний, главный фасад которых решен в стиле модерн в стандартном духе, где кладка осталась пока без покраски.
Здание в стиле модерн, сохранившее без покраски второй этаж. Ул. Кирова, 9.
Можно выразить сожаление ещё о ряде домов. Среди них выделяется дом № 48 по ул. Советской, лишившийся в 1970-е гг. мелкой расстекловки выпуклыми стеклами, так как сменили переплеты окон, только на втором этаже по фасаду, обращенному на ул. Краснознаменную, сохранилось несколько прежних переплетов. На здании частично изменена символика, что совершенно естественно.
Дом № 14 по ул. Краснознаменной сохранил часть особенностей — декор и лепные маскароны на эркере второго этажа над порталом. Но всё подверглось покраске, замена оконных переплетов привела к утрате мелкой расстекловки. Утрачено и ограждение приямка, вместо которого установили потом другое, но отличающееся от оригинала.
Можно привести ещё значительное число примеров провинциального модерна, то есть построек, объем которых принципиально мало отличается от других или совсем не отличается, где декор решен в стиле модерн без излишней фантазии. Это здание Главпочтамта на ул. Кирова, дом № 27, по ул. Советской, где находится ряд видных магазинов, в т. ч. ювелирный, двухэтажный дом на юго-восточном углу ул. Кирова и Комсомольской. Оштукатуренный при надстройке и переходе из кирпичного стиля под стиль модерн, дом № 52 по ул. Советской лишился карнизов большого выноса и интересного ограждения крыши, замененного позже стандартным, не имеющим ничего общего с модерном. От бывшего ограждения остался пока небольшой фрагмент со стороны ул. Володарского. Отдельно стоит бывший кинотеатр «Октябрь», выделяясь и объемом, и отличной облицовкой, двухэтажный, с датировкой и инициалами предпринимателя П. Ф. Панкратова — ПФП. Лишился он великолепной расстекловки обширных оконных проемов, обращенных на главную улицу, было это давно.
Решение стиля модерн в средневековом духе. Ул. Комсомольская, 44.
Один из самых обыкновенных объемов по ул. Комсомольской, 44, выделяется исключительно интересным декором лицевого фасада, решенным стилем модерн в средневековом духе — смесью романского и готического стилей. Асимметричный портал со стрельчатыми арками и острым полуфронтоном, фланкированным своеобразными столбиками, выделяется с одной стороны пятиоконного фасада. В декоре фасада преобладают миниатюрные трехлепестные арки, с которыми перекликается декор каменного забора, имеющего в то же время остроугольные завершения своих тумб, соответствующих по духу завершению портала. Оконные проемы прямоугольные. Карниз поддерживали изящные деревянные резные кронштейны, они утрачены. Другие фасады постройки особенностей не имеют.
Есть ещё ряд построек, более удаленных от центра исторического города. В целом стиль модерн просуществовал в Оренбурге в строительстве домов менее 10 лет, причем он стал под конец смешиваться с возвращающимися историческими стилями.
Нужно вернуться теперь ещё к концу XIX в. и коснуться некоторых зданий того времени. В 1897 г. засвидетельствован план на существовавшие уже постройки купца И. С. Мещерякова, которые занимали и занимают весь торец квартала между совр. ул. 9-го Января и Матросским пер., выходящим на ул. Кирова. Одноэтажная протяженная постройка, предусмотренная для лавок, сохранила свое функциональное назначение, не изменившись структурно. Несколько интересных зданий более раннего периода можно отметить в той же области. В 1888 г. завершалось строительство комплекса зданий пивоваренного завода К. А. Клюмпа. Выделяется в декоре ступенчатый орнамент, завершающий нижнюю границу антаблемента в основных зданиях. Работает пивоварня на ул. Ленинской. В 1884 г. завершилось строительство дома предпринимателя В. Д. Гершен-Горина на Хлебном переулке — двухэтажное здание с подвальным этажом.
Дом бывш. Гершен-Горина, эклектика. Хлебный пер., 4.
Постройка сохранилась — хороший пример эклектики. Стройное здание с шестью проемами на этаж, на верхнем четыре из них оконные, на первом один из них дверной, расположен на левой стороне лицевого фасада, над ним балкон, симметрично которому другой балкон на правой стороне. Современный номер дома — 4. Рядом под № 2 в том же стиле, но решенный иначе, дом купца Зарывнова. Лицевой фасад, Г-образной в плане постройки, выходит на переулок.
Дом бывш. Зарывнова, эклектика. Хлебный пер., 2.
Построен дом в те же годы. Двухэтажное здание с мезонином, лицевая стена которого имеет барочный характер и фланкируется волютами, четко делится на бельэтаж с его высокими оконными проемами с разорванными сандриками и пр. и нижний, служебный, со значительно более низкими проемами в утяжеленном бриллиантовыми рустами этаже. В другом конце переулка по той же стороне на углу — здание кирпичного стиля с мансардной крышей, появившейся в Оренбурге в те годы.
Значительное число зданий конца XIX — начала XX вв. расположено близко друг к другу по ул. Троицкой (Кобозева), в южную сторону, начиная от Гостинодворской (Кирова). По современной четной стороне дом № 32 — двухэтажный модерн, первый этаж которого с полосой ворот для торговли. С ней связаны и два объема: один под номером 30 — двухэтажный кирпичного стиля, второй из них — Г-образный в плане, протянувшийся по Рыбному до Телеграфного пер., построен в 1883 г., полностью был отдан торговле. Оба здания в декоре очень пластичны, у второго есть и подобие мезонина.
Кирпичный стиль, дом по ул. Кобозева, 30 / пер. Рыбный, 1883 г.
Напротив, по другой стороне улицы, постройки последних двух десятилетий. Но далее по этой стороне угловое здание № 31, трехэтажное, кирпичного стиля, вероятно, доходный дом. Под № 29 — двухэтажный дом в стиле довольно пышной эклектики, угловой с выходами на совр. Пушкинскую. Последний построен, возможно, раньше других, попадал в полосу весеннего пожара 1879 г. Далее по этой стороне два двухэтажных здания кирпичного стиля №№ 25, 27. По четной стороне двухэтажный дом кирпичного стиля под № 24, обновленный. Ещё два дома кирпичного стиля, но в ослабленном виде, двухэтажные. Далее после перекрестка с пер. Ивановским постройки в большинстве одноэтажные — до Водяной ул. Здесь нужно отметить одну из характерных черт исторического города — большинство построек — двухэтажные.
По ул. Бурзянцева к северу от Водяной нет единства построек, так как они значительно разнятся по времени появления. Из старинных же выделяется дом 1882 года, принадлежавший Е. Тухтину[38]. Это двухэтажный дом (сейчас первый этаж напоминает цокольный), Г-образный в плане, короткое крыло выходит на ул. Бурзянцева — 5 проемов, длинное — на совр. Ленинскую — 15 проемов по верхнему этажу. По этой стороне сквозь первый этаж были ворота, как показано на старинном чертеже. Верхний этаж репрезентативен: оконные проемы с полуциркульным завершением, соответственно обрамленные. Такого типа дома встречались в качестве угловых, но исчезли, к сожалению. Они вносили скромную торжественность.
Далее по этой стороне современный объем, а за ним — сад Фрунзе. На противоположной стороне на углу был один из только что упомянутых домов, часть его места пустует. Затем (после медучилища) идут торцы кварталов, постройки которых относятся к переулкам, но здание на последнем торце прямо связано с бывш. Гостинодворской, минуя угловую постройку. Это медресе «Хусаиния», тесно связанное с одноименной мечетью, построенной в последнем десятилетии XIX века. Мечеть появилась здесь не так просто, и поскольку её объем и архитектурное решение связаны с этим, необходимо кратко сказать об истории её появления.
1-й гильдии оренбургский купец Ахмет Галиев Хусаинов купил здесь дворовое место у купца Цепнина и решил построить тут мечеть в конце 1890 г. Управа отказала ему в разрешении, так как строительство богослужебных зданий разрешено только на площадях, а не во дворах. Тогда Хусаинов попросил разрешения построить мечеть на площади Чернореченской, где сейчас гимназия № 2. По ряду причин ему отказали. Всё-таки разными путями Хусаинов сумел добиться разрешения построить мечеть на первом месте. Решили внести изменение в план города, показав на нем мечеть, о чем просили разрешения в МВД, каковое было получено в феврале 1892 г. Ещё до того, в апреле 1891 г., городской архитектор Корин представил чертежи, где было учтено и решение Думы, чтобы мечеть строилась «без малейшего выступа на Гостинодворскую улицу».
План расположения мечети «Хусаиния».
План мечети своеобразен, он вызван ограниченностью места, необходимостью ориентировки на Мекку и желанием сохранить михраб, как в центре стены основного зала, так и сохранения его на одной оси с минаретом. Эта асимметрия показана на плане. Мечеть двухэтажная, вся постройка связана мощным минаретом, который прикрывает довольно громоздкий, основной объем при приближении к зданию со стороны центра. Минарет поставлен на объеме, выделенном из основного, в плане он октогонален так же как венчающий его фонарь со шпилем. Фонарь открытый, проемы с полуциркульным завершением оформлены как аркада, что в ближайшем окружении — единственный случай. Таким минарет сохранялся более ста лет, но в недавнее время аркаду превратили в оконные проемы с переплетами. В декоре использованы элементы европейских исторических стилей, лопатки на минарете прямо связаны с конструкцией: 8 столбов минарета. Всё вместе дает основание заключить, что задача была — максимально снизить восприятие постройки как мечети, более того, минарет напоминал колокольню западной церкви до устройства окон.
Бывш. медресе «Хусаиния», совр. агрофак ОГАУ, пер. Мало-Торговый, 2.
Рядом с мечетью возвели и трехэтажное здание медресе. Лицевой фасад постройки выходит на Мало-Торговый пер., он решен без помпы, строг, карниз поддерживают небольшие ступенчатые кронштейны. Здание утратило только башенку с луковичной главкой, венчавшей затупленный острый юго-западный угол объема, который выходит на ул. Бурзянцева.
Возвращаясь на ул. Кобозева, можно добавить ещё некоторую информацию. К упомянутому дому купца Зарывнова примыкает решенное в том же стиле его же здание, где на первом этаже устроены лавки, а на втором поместилась Биржа, которая затем перешла в построенный для неё к 1910 г. дом в стиле модерн. Сейчас дворец культуры им. Ф. Э. Дзержинского, со значительно расширенным объемом, по ул. Кобозева, 43.
Далее к дому Зарывнова примыкает бывш. богадельня Ивановых, над вторым этажом которой поднимается ещё небольшой объем — бывшая домовая церковь. Фасады этого углового дома решены в духе эклектики. Оконные проемы верхнего этажа с полуциркульным завершением, с наличниками и совпадающими по кривой сандриками. Проемы первого этажа имеют слабое сегментное завершение, наличники упрощены. Богадельня поступила в ведение города в 1896 году.
Дальше через торец другого квартала — двухэтажное здание кирпичного стиля № 54, и за ним последнее здание по бывш. Троицкой в стиле модерн, двухэтажное, ныне значительно перестроенное. Первоначально, согласно надписи на торце, оно было для денежных касс.
На бывшей Введенской (9-го Января) положение несколько отличается, влияет, возможно, близость к главной улице, а также разница в событиях в пределах крепости. Так, южный ее конец не был затронут пожаром 1786 г. и остался в прежних размерах по горизонтали. После него она и стала данной улицей, не прерываясь. С севера на юг есть несколько интересных построек, начиная от углового трехэтажного дома на углу пер. Сытного (совр. Свободина). Кирпичный дом, т.н. «пустошовка». Хозяин не успел, очевидно, завершить его отделку до 1918 года, которая могла быть смешением стиля модерн с историческими стилями. Так он и стоит почти 90 лет, помещая разные службы. Далее из зданий, построенных до 1918 г., по восточной стороне улицы можно выделить примыкающие друг к другу постройки №№ 58, 56, 54: двухэтажная — кирпичного стиля, трехэтажная — стиля модерн (декор не закончен, но оконные проемы третьего этажа с мелкой расстекловкой), двухэтажная кирпичного стиля. По другой стороне — постройка здания № 57 кирпичного стиля с мансардной крышей, упоминавшейся с Хлебным переулком.
Здание с интересным решением лицевого фасада, эклектика. Бухарский пер., 21.
Далее по восточной стороне на углу с Краснознаменной № 48: двухэтажное в кирпичном стиле, затем двухэтажное № 40 в кирпичном стиле, и № 38 той же высоты в стиле эклектики. Напротив, за прикрытым пятиэтажкой выездом с Бухарского пер., укрыт дом № 21 по этому переулку. Это трехэтажный дом с интересным решением лицевого фасада и угловыми завершениями карниза несколькими стенками с волютами. На этажах всего по 7 проемов, всё оштукатурено, проемы прямоугольные, фланкируются подобием полуколонн с каннелюрами и капителями лиственного типа, на которые опирается полуциркульный архивольт, находящийся внутри стрельчатого, выделяются балконы на боковых вертикалях. По второму этажу прямоугольные проемы завершаются сандриками, в средней части здесь протяженный балкон. Первый этаж ничем не выделен, носит служебный характер. По улице 9-го Января здесь два двухэтажных дома №№ 47 и 45, последний значительно проходит и по пер. Соляному. На другой стороне — трехэтажный дом № 43, бывшая двухэтажная Американская гостиница Хусаинова.
Дальше к югу улица проходит через бывший рынок, где ряды в те годы были двухэтажными, но высотой не отличались, в том числе и перестроенные из деревянных, примыкающие к стенам Гостиного двора. Далее на эту улицу выходят торцы кварталов, где есть заметные постройки, основа которых относится к пересекающим улицам. Последним выделяющимся домом конца XIX — начала XX вв. представляется угловой по ул. Правды, 1, — надстроенное третьим этажом значительно позже — двухэтажное здание. Декор у него довольно пышный, надстройка же гладкая.
В этой половине бывшей крепости есть ещё переулки к востоку от ул. 9-го Января, на которых здания конца XIX — начала XX вв. тоже сохранились, но их мало. На бывшем Дворянском — старообрядческий молитвенный дом (пер. Матросский, 20), открытая кирпичная кладка, полуциркульное завершение оконных проемов, которые смотрят на юг; с севера и востока —брандмауеры. Под № 4 — двухэтажный дом в стиле модерн, но сильно покрашен. На другой стороне на углу с ул. Краснознаменной — двухэтажный дом.
На переулке Татарском (Левашова) сохранилось бывш. медресе, но построено оно было раньше. На переулке Мечетном (Каширина) сохранился один двухэтажный дом кирпичного стиля. К востоку от главной улицы на параллельных ей принципиальной разницы в стилях не отмечено, сохраняется и разница между задней (Пролетарская) и передней (Комсомольская): на первой заметных построек меньше в пределах бывш. города-крепости и бывшей эспланады; дальше в Новой слободке, по мере увеличения расстояния между радиальными улицами разница исчезает, появляются потом и новые лучи.
В последние годы перед империалистической войной 1914 г. появилась тенденция замены модерна новым возрождением классических форм. Упоминая об этих формах, нужно отметить, что полного перехода к классицизму, разумеется, не было. Примерами здесь могут служить дом бывш. Панкратова — пятиэтажное здание на углу ул. Кирова, 28, и пер. Матросского, угловое здание по ул. Кирова, 32 и Пролетарской, построенное для гостиницы и ресторана. От модерна выделяются карнизы с большим выносом, прерываемые плоскостью стены в доме 28, где также небольшие эркеры. В то же время оконные проемы трех верхних этажей отделяются по вертикали друг от друга пилястрами ионического ордера, опирающимися на подоконную междуэтажную тягу.
Дом бывш. Панкратова — переход от модерна к классицизму. Ул. Кирова, 28 / пер. Матросский, 2.
Последняя, в свою очередь, завершает горизонтальную рустовку второго этажа, начинающуюся от подоконной междуэтажной тяги, которая завершает широкую гладкую полосу штукатурного покрытия, начинающуюся от завершений прямоугольных оконных проемов первого этажа, промежутки между которыми обработаны широкими рустами. Такое решение значительно облегчает верхние три этажа, нижние же выделяются фундаментальностью, не воспринимаемой однако как нечто тяжелое. Значительно число балконов различной величины и формы, в настоящее время они лишились ограждений.
В доме № 32 по ул. Кирова, завершенном постройкой в 1912 г., от стиля модерн осталось меньше. Это значительный вынос карниза и своеобразное решение декора на подоконных стенках — эллипс, фланкируемый тремя вертикалями с каждой стороны, которые начинаются и завершаются небольшими окружностями, эллипс решен подобием розетки. Остальное — пилястры с капителями коринфского ордера, стройные пропорции оконных проемов 2-го и 3-го этажей, центральный ризалит — связано с классицизмом, но следует отметить, что основное пространство стены выполнено в кладке без штукатурки, в том числе и пилястры, лишенные энтазиса.
Своеобразно завершение ризалита, которое условно можно именовать мезонином, так как помещение выше карниза имеет продолжение стены. Форма же своеобразна, оконный проем — тройное окно полуциркульного завершения. Оконные проемы первого этажа широкие, отвечающие назначению давать свет в ресторан. По углам здание завершают аттиковые стенки с полуфронтонами криволинейных очертаний.
Особо выделяется этот период возведением здания, в котором теперь помещаются городская администрация и Совет, Советская, 60. Здание строилось для общества «взаимного от огня и воды страхования» в 1914—1916 годы. На лучший проект был объявлен конкурс, в котором участвовал ставший позже очень известным петербургский архитектор А. А. Оль (1883—1958 гг.)[39]. Приняли же проект архитектора И. Ф. Курецкого, работавшего тогда в Оренбурге. В здании выделяется подчеркнутая фундаментальность, которая должна была, очевидно, служить показателем надежности общества. Это требование была, видимо, одним из пунктов условий конкурса, так как в проекте А. А. Оля фундаментальность тоже ясно выражена.
Здание строилось для страхового общества в 1914—1916 гг. Арх. И. Ф. Курецкий. Совр. мэрия, ул. Советская, 60.
Но в существующем здании она подчеркнута сильнее. Этому значительно способствует утяжеленный горизонтальными рустами цокольный этаж. В проекте А. А. Оля здание воспринимается спокойнее, чем возведенное по проекту И. Ф. Курецкого, где больше пластики и декора. Боковые ризалиты решены в виде башен, увенчанных пирамидальными крышами-шатрами; карнизы мощные, массивны элементы декора. Впечатление тяжести нагрузки, которую несет цоколь, остается и при входе в вестибюль, чему способствуют короткие колонны с сильно расширяющимися кверху капителями, также и напряженная форма арок. Значительно выделяется центральный ризалит с пятиколонным портиком большого коринфского ордера. Ось симметрии в нем проходит по колонне, что с позиций классицизма недопустимо. Да и колонна оказывается прямо над аркой главного входа. Здание имеет, таким образом, четное число оконных проемов по лицевому фасаду. В проекте же А. А. Оля нормы классицизма не нарушаются: на каждом этаже по 15 проемов. Эта разница дает основание предположить, что И. Ф. Курецкий учел особенность компании, состоявшей из двух обществ, которые, возможно, как раз и сливались здесь. Архитектор решил подчеркнуть мотив парности, который особенно выявляется в решении корзин под полукруглыми балконами третьего этажа, где по обе стороны упомянутой осевой колонны под балконами два барельефа — портреты анфас двух персон (первоначально это были портреты основателей общества, позже их заменили портретами советских людей); этот же мотив выявляется и под другими балконами. По осям колонн на главном фасаде поставлены аллегорические фигуры. Они олицетворяют искусство, торговлю, сельское хозяйство, армию, промышленность. В интерьере мотив парности также заметен: в средней части бельэтажа есть два приблизительно одинаковых кабинета с комнатой между ними, которая могла быть местом встреч на «нейтральной» территории. В целом эклектика своих позиций здесь не сдала. Страховое общество не могло долго пользоваться этой колоритной постройкой. В первой половине 1920-х годов здесь находились разные службы.
После империалистической и гражданской войн новых построек так же как и стилей в Оренбурге не отмечено. Часть зданий надстраивалась для увеличения жилплощади и помещений для различных управлений, особенно когда г. Оренбург был столицей Кир. АССР — с 1920 г. до 1925 г. В расширяющихся частях города застройка была преимущественно одноэтажной, индивидуальной на отводимых усадебных местах, как стали называться дворовые. Застройка была преимущественно плановой, встречалась, однако, и самовольная, стихийная. Касается это главным образом окраинных территорий, таких как кирпичные ряды к юго-западу от Сырейной площади, где также встречался самострой. Много поселков распланировали на азиатской стороне в районе Менового двора и к северо-западу от него.
Водонапорная башня, 1925—1928 гг. Арх. И. В. Рянгин. Памятник архитектуры.
Первыми крупными постройками тех лет были специальные здания — фильтр Водоканала и водонапорная башня (1925—1928 гг.). Первый строился на месте бывшей оборонительной казармы, используя часть этой постройки. Трактовка фасадов по мотивам облика в архитектуре конца XIX — начала XX вв. То же самое относится и к водонапорной башне, которая стала памятником архитектуры как первенец крупного строительства советского Оренбурга. Объект находится у перекрестка просп. Победы и начала бывш. Выставочной — на самом высоком месте города тех лет. Архитектор И. В. Рянгин сумел придать башне изящество. Пропорции постройки, разумеется, довольно грузные, ведь одной воды нужно было держать около тысячи тонн. Но благодаря высоким стрельчатым оконным проемам несущий ствол кажется более вытянутым. Распределение и формы оконных проемов, расположенных в трех ярусах, придают постройке определенную стройность.
В настоящее время здание нуждается в хорошей охране, так как его начали постепенно видоизменять, водонапорной функции оно лишилось ещё в 1960-е годы, потому что отметка уровня стала слишком низкой с появлением высотных построек. Строилось оно с учетом открытой кирпичной кладки. Привезенный кирпич при осмотре разделили на пять сортов, всё вносилось в протокол комиссией, производившей осмотр. Так добились качественной кладки, которую закончили к 1 ноября, внешнюю штукатурку и другие отделочные работы провели в строительный сезон 1928 г. Необходимо сохранить постройку в тех же тонах: естественный лицевой кирпич и штукатурные покрытия охристого оттенка.
Конец 1920-х и начало 1930-х гг. отмечены, наряду с расширением предприятий и строительством некоторых новых, сносом храмовых построек или их переоборудованием под производство или культуру со сносом колоколен. В середине 30-х годов над всей застройкой нависла угроза: к 1936 году в Москве завершили работу над Генеральной схемой планировки г. Оренбурга. Согласно эскизу перспективы центральной части города сносу подлежало всё, в том числе и здания на набережной, все без исключения. Планировка кварталов была новой. К счастью из этого почти ничего не вышло, если считать началом реконструкции города два больших здания по обе стороны ул. Советской у перекрестка с ул. М. Горького, ещё дом на углу ул. Пушкинской напротив областного краеведческого музея, да дом № 56 по ул. Советской. В последнем особенно четко проявил себя стиль конструктивизма, появившийся в столицах в середине 1920-х годов.
Проявление конструктивизма. С-образная постройка, 1938 г., занимает весь квартал по ул. Советской, ограниченный ул. М. Фадеева, Пролетарской, Профсоюзной.
Упомянутый эскиз перспективы опирается, очевидно, на этот стиль, требовавший геометрически четких фасадов и динамичности конструкции. Это особенно ясно выражено в последнем здании, где лестничные клетки выделены ризалитами, выделен центр лицевого фасада с аттиковой стенкой, на боковых фасадах С-образной постройки тоже аттиковые стенки. Выделяется на них датировка — 1938-й год, когда внешне строительство было завершено. На эскизе реконструкции центра города показан Дом Советов, но не совсем таким, каким его построили. Осуществлению всего проекта помешала Великая Отечественная война, так сохранился исторический город. После войны не было средств, изменились, вероятно, и цели. Военные годы можно считать завершением второго периода развития города. Но никакой резкой границы периодов, разумеется, быть не может. Более того, начало нового периода положили даже отдельные довоенные постройки.