Книга: Германия без вранья
8.11. От киндер-сюрприза до киндер-террора
8.11. От киндер-сюрприза до киндер-террора
Нарисованная мной картина воспитания детей отнюдь не всегда так привлекательна. По мнению психологов, не более чем в 33 % немецких семей родители еще могут руководить детьми и воспитывают их правильно. В большинстве семей – около 50 % – воспитание антиавторитарное, то есть детям позволено все, а в остальных, наоборот, авторитарное. Так называемое антиавторитарное, свободное воспитание детей стало модным в последние годы. На эту тему ходят анекдоты. «Антиавторитарная пара родителей хочет зарегистрировать в загсе новорожденного. „Мальчик или девочка?“ – спрашивает чиновник. Ответ отца: „Извините, это ребенок позже решит сам“».
Около 2/3 семей сталкиваются при воспитании с серьезными проблемами. Многие родители начинают задумываться, не пора ли детей в чем-то ограничить. По данным опросов, подавляющее большинство населения считает, что в последнее время воспитание детей приняло слишком уж либеральный характер.
Если вы купите немецкому ребенку мороженое, то «спасибо» от него не услышите. Он и без вас ест его каждый день, если хочет, а то и по нескольку раз. В немецких супермаркетах сладости для детей, шоколадки, орехи, киндер-сюрпризы лежат внизу и хитроумно расположены в конце пути покупателя, когда он уже подходит к кассе. Тут мы не раз наблюдали то, что немцы называют Kinderterror – детским террором. Я даже видел как-то ребенка, шлепнувшего по заду своего упрямого папу за отказ что-то купить. Обычно в магазинах родители быстро сдаются и сразу кидают в тележку любые требуемые сладости.
Появились семилетние дети, которые сметают еду со стола на пол, если мама выключает телевизор, и двенадцатилетние, готовые ударить своих родителей, если те требуют не пропускать занятий в школе.
После развода обе дочери, 5-летняя Паулина и 14-летняя Анна, живут с отцом Бертольдом. Паулина забрасывает отца идеями. Например, она хочет с друзьями и папой пожить несколько дней в дорогой гостинице, где можно будет целый день кататься на лифте вверх и вниз. Бертольд не возражает. Когда он однажды отказал Анне в покупке сверхдорогих джинсов, она из-за этого с ним 3 недели не разговаривала. Эрнст, отец 14-летнего школьника, ни разу не ударил сына. Когда же отец попытался сыну что-то запретить, тот – крепкий парень с накачанными мускулами – ударил его, плюнул ему в лицо и назвал тряпкой и бездарью.
Напротив, родителей, шлепавших своих детей, мне видеть не приходилось. Если мама на улице ударит своего ребенка и кто-нибудь сообщит об этом полиции, ее могут оштрафовать. Потому что она нарушает закон, запрещающий унижающие методы воспитания, физическое и духовное насилие. В трамваях вывешены телефоны и адреса приютов для подростков, которых обижают родители. В школе регулярно начиная с 8-го класса подробно рассказывают о правах несовершеннолетних. Детям в школе и по телевидению разъясняют, как поступать в ситуации, если родители вздумают ущемить их права, – куда звонить и что говорить. Что же касается обязанностей несовершеннолетних, то о них обычно не говорят ни слова.
Однажды в качестве переводчика мне довелось присутствовать при одной беседе в югендамте (Управлении по делам молодежи). К чиновнику пришли родители – русские немцы – вместе со своим сыном-подростком. Они пожаловались, что не могут найти на него управу. Сын пропускает занятия в школе, пристрастился к наркотикам и всегда носит их с собой. Разговор с чиновником принял неожиданный для родителей оборот. Тот предложил сыну вывернуть карманы – наркотиков не оказалось. Затем он попросил родителей выйти и откровенно поговорил с сыном. Сын пожаловался, что отец поучил его ремнем и на его спине были видны следы побоев. Чиновник снова вызвал родителей и предупредил их – они могут быть оштрафованы на крупную сумму. Хотят ли они отдать сына в приют? Нет? Тогда пусть научатся воспитывать его без рукоприкладства. Свою главную задачу это учреждение видит в защите прав детей.
Немецкие дети очень независимы. В трамвае или автобусе они гурьбой врываются в вагон и галдят. Как правило, их никто не пытается утихомирить. Дети и не подумают уступить место пожилым пассажирам. Подростки не помогут пожилому человеку донести тяжелый чемодан, хотя сделают это, если их попросят. Правда, в Германии и пожилые люди выглядят иначе, чем у нас, – они не кажутся беспомощными. Есть и еще одно отличие – там в транспорте часто мест хватает всем.
Трое мальчишек лет 11–12 орут в трамвае и перебрасываются бумажками. Старушка делает им замечание, после этого они находят пустую пивную банку и гоняют ее ногами по вагону, стараясь попасть в ее сторону. Наконец, респектабельно одетый господин лет 70 вскакивает со своего места и резко встряхивает одного из подростков за плечи: «Уймитесь, наконец!» Те затихают, и он садится обратно, провожаемый их ненавидящими взглядами. «Ну и молодежь пошла, – обмениваются репликами две женщины напротив, – раньше такое не могло случиться!»
Я вспоминаю другую сценку – Парад любви в Берлине. Зрелище это не для пожилых, да и вообще не для слабонервных. Там собираются, наряду с прочими, панки, технофаны, скинхеды, своей одеждой и поведением бросающие вызов взрослым. Телекамера показывает крупным планом парня, который забрался на высоченную трибуну и, повернувшись к многотысячной толпе задом, снимает трусы – показывает свое отношение к обществу.
Что думают о молодежи пожилые? «У них плохие манеры, никакого уважения к пожилым людям и авторитетам. Они не слушают своих родителей и тиранят учителей». Вы думаете, эти слова сказаны в наши дни? Ничего подобного, так говорил в V веке до нашей эры Сократ.
Так что в вечном возмущении пожилых людей молодежью в принципе нет ничего нового. «Мы отстраивали страну после войны, подняли ее своими руками из руин и создали экономическое чудо. А теперь молодежь пользуется плодами нашего труда, но не хочет работать по-настоящему. Молодые хотят только удовольствий» – это можно услышать от пожилых немцев. «Diese alten Kamele!» – «Эти старые верблюды!» (как у нас «старые ослы»), – отмахивается от нравоучений молодежь.
Нынешнее поколение школьников рано испытывает на себе влияние общества потребления. Им хочется иметь все и сразу, и угодить им непросто. У многих уже есть дорогостоящая электроника, собственные телевизоры и компьютеры. Те, кто постарше, мечтают о собственном автомобиле.
У немцев свои представления о том, как бороться с избалованностью детей.
Например, если подросток капризничает с едой, психологи советуют родителям – поставьте ему в его комнату собственный холодильник. Много болтает по телефону – пусть платит за разговоры из своих карманных денег. Капризничает с одеждой – давайте на нее каждый месяц до 40 евро, и пусть он все покупает сам. Разбрасывает в комнате свои вещи – сначала предупредите его, а потом выбрасывайте их. Не кладет свою грязную одежду в корзину для стирки – отбирайте у него эти вещи, и пусть он потом их у вас за 25 центов выкупает. Опаздывает вечером домой на 20 минут после определенного часа – установите за это штраф. Если подросток становится совсем невыносим, обменяйтесь детьми с друзьями на каникулы или хотя бы на выходные. Короче говоря, рекомендуется воспитание «рублем». В наших условиях явно не все из этих советов подойдут.
Проблемы последних лет с воспитанием детей имеют свои причины. Половина детей в разведенных семьях через год после разрыва не имеют больше контактов с отцом, тем более что у мамы появляется новый партнер. Дети после развода чаще сталкиваются с трудностями в учебе, им не хватает уверенности в себе.
Матерям, которые рожают детей слишком поздно, около 40, воспитание дается особенно трудно. Бывают случаи, когда в Управление по делам молодежи звонит мать 8-летнего ребенка и спрашивает, нельзя ли найти ему приемных родителей. Она со своим ребенком жить больше не в состоянии.
В Германии дети защищены от беспризорности, от насилия дома и на улице. Там организуются встречи с матерями и детьми в парке, где можно вместе посидеть с чашкой кофе и послушать советы семейного психолога по воспитанию детей. Консультацию можно получить и по бесплатному «родительскому телефону».
В школах, особенно низшего уровня, случаются драки. Девятиклассник Мохамед с друзьями обнаруживает на скамейке школьного двора тщедушного Даниэля и обращается к нему: «Поделись-ка со мной своей капустой, а то получишь по морде». Отказ. Мохамед хватает Даниэля за волосы и несколько раз ударяет головой о бетонную стену. Сотрясение мозга, повреждение шейных позвонков. Во дворе были десятки школьников, но никто не вмешался. В Мюнхене 13-летний школьник избил учительницу, которая потребовала от него прекратить курение в школьном дворе. Ее отвезли в больницу с сотрясением мозга и ранениями головы. При аресте школьник вел себя с полицейскими вызывающе. Детям до 14 лет тюрьма не грозит, и они это хорошо знают.
Для некоторых детей насилие над другими становится единственным доступным способом самоутверждения. Радикальный выход из положения – улучшение воспитания в семье. Необходимо и прекращение пропаганды насилия в средствах массовой информации. Принят закон, запрещающий продажу компьютерных и видеоигр с жестокими сценами.
- 8.1. О каких женщинах мечтают немецкие мужчины? И о ком мечтают немецкие женщины?
- 8.2. Хотите мороженого с малиной на пляже под пальмами? В придачу с богатым спутником или длинноногой спутницей?
- 8.3. Борьба с неверными
- 8.4. Женщинам – только 3 «К»: K?che, Kinder, Kirche?
- 8.5. Дети слишком дороги!
- 8.6. Как немцы флиртуют. Это – мой ЛЯП!
- 8.7. «Ах эти мужчины!» Новое – это хорошо забытое старое?
- 8.8. Выйти замуж за немца?
- 8.9. На ком выгоднее жениться – на женщине или на мужчине?
- 8.10. Сколько у вашего ребенка денег на счету в банке?
- 8.11. От киндер-сюрприза до киндер-террора
- 8.12. Молодежь – какая она и чем интересуется?
- 8.13. Перед школьником – три пути, как у сказочного богатыря на распутье
- 8.14. Нравится ли вашим детям ходить в школу?
- 8.15. Чьи студенты ходят голыми – наши или немецкие?
- 8.16. Хотят ли немцы воевать? И кто такие «буфди»?
- Топография террора
- Дом террора
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- Родовое гнездо
- Св. Георгий Победоносец. Резное изображение в Успенском соборе.
- 45. Лубянская площадь и Владимирские ворота
- Павильоны кордегардии
- Италия и Россия
- Глава V. Афины в период расцвета афинской демократии (вторая половина V в.)
- Стоит ли утруждать головушку?
- ASSIGNMENT 8 LESSON 8