Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей

Ямское поле Поле работников транспорта

Ямское поле

Поле работников транспорта

Знаете, какая рабочая профессия держит сейчас первое место по массовости? Ответ не будет сенсационным: шоферы. А какая профессия была самой распространенной в эпоху всеобщего бездорожья веков с пяток назад? Тут, правда, у нас нет точных цифр, мы можем только предполагать, что и делаем: все та же. Только называлась она иначе – ямщики.

Что навело нас на мысль об изрядной численности работников гужевого транспорта? В немалой степени – московские названия. Вот считайте: Тверские-Ямские улицы возникли на месте, коню понятно, Тверской ямской слободы, просто Ямские 1-я и 2-я у Сущевского вала встали на землях Переяславской ямской слободы, Николоямская лежит в бывшей Рогожской ямской слободе, жители которой трудились на маршруте Москва – село Рогожи (нынешний Ногинск) – Нижний Новгород.

А ведь были еще слободы, чья ямская сущность не торчала наружу в виде названий, – например Дорогомилово. Вот и выходит, что пролетарии кнута и дышла составляли немалый процент древнерусского населения. А поскольку одной подводой не проживешь, отводили ямщикам земельку под пашни, о чем нам прямым текстом сообщают нечетные улицы Ямского поля, сохранившиеся вблизи Ленинградского проспекта. Четные во времена оны тоже были, но почили в результате перестроек и переименований. О переименованиях уже говорено до изжоги (вот разве что совершенно невозможно умолчать о том, что 3-я улица Ямского поля прежде назвалась Дворцовым проездом – вела к Петровскому дворцу, а 5-я – занятно – Морковкиным), а вот застройка поля – это захватывающий предмет для беседы.

Замечательно, конечно, не то, что на бывшем поле начали строить в конце XIX века промпредприятия. Тут изумляться как раз нечему – разве тому, что великая промышленная революция добралась до России двумя веками позже, чем, к примеру, до Англии. Вряд ли чье-то воображение поразит построенная в эту пору табачная фабрика товарищества «С. Габай» – всем ныне известная «Ява». А фабрика велосипедов «Дукс», напротив, практически ничего не скажет ленивому и нелюбопытному современнику.

Тогда скажем мы: «Дукс» – это не только лучшие в России велосипеды, а позже мотоциклы и первые бензиновые автомобили – «Дуксмобили». «Дукс» – это родной отец (или, если хотите, мать) отечественной авиационной промышленности. В августе 1910 года пилот Сергей Уточкин испытал первый в России аэроплан «Фарман» производства завода «Дукс». В августе 1913-го пилот Петр Нестеров выполнил первую в мире «мертвую петлю» на самолете «Ньюпор IV» производства завода «Дукс». Поверите ли: до национализации на «Дуксе» производили 22 типа самолетов! Стратегически важное оборонное предприятие (в годы мировой войны военному ведомству сдали более полутора тысяч летающих машин) национализировали в 1918 году и переименовали в ГАЗ № 1 – Государственный авиационный завод № 1. Так на поле, удобренном гужевым транспортом, взошел воздушный.

А потом – не поверите! – и ракетный: в войну завод эвакуировали в Куйбышев (который теперь опять называют девичьим именем Самара), и там на его базе возрос завод «Прогресс». Именно с его стапелей сошла (слетела?) та самая ракета-носитель «Восток», что вынесла на орбиту Юрия Гагарина.

Оглавление книги


Генерация: 0.089. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз