Книга: Путеводитель по святым местам России

История почитания

История почитания

Озеро Иргень было священным местом для многих паломников еще с незапамятных времен. К началу XVIII века паломничество к Иргени было уже настолько распространено, что это даже обеспокоило духовные власти Сибири. Пытались даже запретить религиозные паломничества на Иргень, но запрет никакой силы не возымел. Люди все равно приходили и приезжали на Иргень в огромном количестве.

Паломничества на Иргень продолжаются и сейчас, и по-прежнему крестные ходы избавляют от засухи.

Духовенство по необходимости должно было являться сюда же для удовлетворения религиозных потребностей многочисленных богомольцев. Через некоторое время на Иргени была организована противоязыческая миссия, и на озере открылся миссионерский стан.

Самое интересное, что озеро Иргень являлось священным местом для всего населения Забайкалья. При этом приходили на Иргень люди не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий. Сюда для молитвы шли не только православные, но и старообрядцы, и буддисты-ламаисты, и шаманисты. Во время молебнов и других богослужений можно было видеть удивительное зрелище: тут молились и православный, осеняющий себя крестным знамением, и старовер с двуперстием, и буддист-ламаист, перебирающий свои четки, и шаманист, благоговейно подносящий ко лбу сложенные ладони. Иргень была единственным местом в области, которое так объединяло людей.

Издавна религиозный народ влекли на Иргень святыни, которые хранились там. По преданию, на Иргени покоятся останки замученных православных воинов. Есть там и древняя, давно почитаемая икона святой великомученицы Параскевы Пятницы.

Можно привести много рассказов о чудесных знамениях, появлявшихся на Иргени, и это будет только малая их часть. Особенно обращает на себя внимание многократно появлявшийся здесь необыкновенный свет. Когда на Иргени был выстроен храм, свет несколько раз показывался в нем, до этого сияние появлялось непосредственно над святым местом.

Очень много рассказов о необычайных знамениях связаны с постройкой и освящением на Иргени большого храма в честь Знамения Божией Матери. Денежные средства на постройку храма были изысканы очень интересным образом.

Когда на Иргени был выстроен храм, в нем несколько раз показывался свет, до этого сияние появлялось непосредственно над святым местом.

На Иргень был послан совершенно простой, малограмотный, но глубоко верующий и энергичный иеромонах Герасим, возведенный потом в сан игумена. Он, всецело отдавшись служению святому месту, обошел со сбором на постройку храма всю Забайкальскую область, посетил ее самые отдаленные уголки; на небольшом самодельном плотике проплыл от Читы до Благовещенска, всюду призывая к благотворению на постройку храма Божьего. Только его трудами, без обычных в таких случаях мирских обложений, безо всякой казенной или общественной помощи был собран капитал на постройку Иргенской церкви. Поэтому можно сказать, что храм на Иргени был весь сложен на средства народа, что называется, с миру по нитке.

Как православные христиане ближайших к Иргени селений, так и буряты-буддисты, работавшие на вырубке в лесу и на вывозе бревен, обратили внимание на то, что бревна при вырубке и при доставке на место постройки храма, несмотря на свой громадный размер, отличались странной легкостью: всем работавшим казалось, как будто кто-то невидимо помогает заготавливать материал для создания величественного храма Божьего.

Постройке главного храма предшествовало знаменательное событие: пожар старой небольшой церкви, во время которого останки павших воинов чудесным образом остались целы и невредимы. Отец Герасим очень переживал, что, согласно намеченному плану работ, старая церковь будет мешать постройке храма. На Благовещение Пресвятой Богородицы он, охваченный заботами, заснул и видел сон: какой-то незнакомец явился ему и сказал: «О старой церкви не переживай, она не будет мешать, исчезнет сама». На следующий день церковь загорелась сверху. Людей было мало, потушить пожар они не могли, только старались спасти то, что находилось в храме, выносили вещи и утварь.

Храм на Иргени был весь сложен на средства народа, что называется, с миру по нитке.

Церковь догорела дотла, оставив вместо себя груду углей. Когда люди разрыли их, то с удивлением увидели, что находившийся поверх земли под полом храма гроб с останками воинов остался совершенно невредим, огонь его не тронул, даже парчовая пелена на гробе осталась целой.

Озеро Иргень являлось священным местом для всего населения Забайкалья. При этом приходили на Иргень люди не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий.

В ночь перед освящением большого храма в малой церкви, к тому времени уже вновь выстроенной над могилой замученных воинов, виделись три свечи, горящие ровным ярким светом, хотя в церкви никого не было и свечей никто не зажигал.

В следующую после освящения храма ночь в самом освященном храме было явление сильного света и совершение кем-то всенощного бдения, наблюдавшееся множеством народа. На следующий день, когда после Божественной литургии и освящения воды на озере был отправлен крестный ход в село Кукинское, иргенская степь была оглашена прекрасным пением, разносившимся в воздухе в течение четверти часа.

Как-то раз иркутская епархия запретила крестные ходы. Как гласит предание, тут же начались и продолжались несколько лет губительная засуха, неурожай хлеба, плодов и трав, то и дело начинались степные и лесные пожары. Люди настаивали, чтобы крестные ходы разрешили снова, и добились своего. После первого же крестного хода начался сильный дождь, положивший конец изнурительной засухе.

Паломничества на Иргень продолжаются и сейчас, и по-прежнему крестные ходы избавляют от засухи.

Тема Иргени – это тема моления и прошения. Здесь молились и молятся об избавлении от бесплодия, об исцелении младенцев от болезней, о хороших женихах и добрых невестах. На этой святой земле молится каждый о своем.

Оглавление книги


Генерация: 0.637. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз