Книга: Путеводитель по святым местам России
История почитания
История почитания
Через кельи Кирилло-Белозерского монастыря прошли многие русские святые, основавшие затем собственные обители. Преподобный Кирилл был учеником, притом одним из лучших, великого Сергия Радонежского. Он нес свое духовное служение в московском Симоновом монастыре – сначала иноком, затем игуменом.
В период иночества Кирилла, когда игуменом Симонова монастыря был племянник Сергия Радонежского Феодор, непрерывные ночные молитвы, многомесячные посты, когда Кирилл сидел лишь на воде и хлебе, довели его до полного истощения. Однако он радовался этому умерщвлению плоти, хотел даже принять на себя подвиг юродства.
После девяти лет иночества Кирилл стал священником, а в 1390 году, когда Феодор был избран архиереем на престол Ростовской епархии, – стал настоятелем Симонова монастыря. Но его настоятельство длилось недолго – Кирилл вновь затворился в своей келье с целью предаться безмолвию. А между тем известность его росла.
Однажды во время молитвы он вдруг услышал голос Божией Матери, которая велела ему идти на Белое озеро, сказав, что там она приготовила ему место для его подвижничества.
Кирилл, повинуясь внутреннему зову, открыл окно кельи и увидел огненный столп на севере – там, куда его звала Богоматерь.
Вместе с монахом Симонова монастыря Ферапонтом Кирилл, которому в ту пору было шестьдесят лет, отправился на Белое озеро. После долгих поисков в чаще леса, окруженной водой, он нашел место, которое указала ему Богоматерь. Тут же был поставлен крест. Так в 1397 году началась история Кирилло-Белозерского монастыря.
Вторая часть названия обязана Белому озеру, возле которого стоит эта обитель, первая – Кириллу Белозерскому, одному из величайших святых Древней Руси, основателю монастыря.
Какое-то время пробыв с Кириллом, Ферапонт покинул его и основал собственный монастырь в пятнадцати верстах от того места, известный как Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь. Кирилл, оставшись один, вырыл себе земляную келью и стал здесь жить, молясь и предаваясь посту.
Постепенно стали собираться ученики – сначала это были два местных крестьянина, потом пришли два инока Зеведей и Дионисий из Симонова монастыря.
Первая деревянная церковь была поставлена во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Устав Кирилловой обители отличался исключительной строгостью: монахам запрещалось иметь какое-либо имущество, у них не могло быть в кельях даже воды, каждый инок обязан был исполнять все заповеди и правила. Отец Кирилл исповедовал принцип нестяжательности и строго следовал ему: не позволял монахам ходить к мирянам за милостыней, отказывался от сел и земель, предлагаемых в дар монастырю князьями и боярами.
Поэтому при Кирилле Белозерском его монастырь пребывал в немалой бедности. Однако его завет нестяжательности был нарушен вскоре послесмерти старца, и монастырь быстро стал крупным земельным вотчинником северной Руси. Вместе с тем правила общежития и строгий устав сохранились. Это позволило Кирилло-Белозерскому монастырю в XV–XVI веках стать религиозным центром Руси.
По преданиям, отец Кирилл обладал большим чудотворным даром. По его молитвам и крестному знамению как-то раз был потушен страшный пожар в монастыре. В другой раз он по молитве сумел наполнить вином пустые сосуды, предназначенные для субботней и воскресной литургий. Жене князя Михаила он вернул способность рожать детей. Чудотворной силою преподобного Кирилла прозрел слепой.
Скончался святой Кирилл 3 июня 1427 года. Его мощи с того времени и по сей день покоятся в придельном храме преподобного Кирилла Белозерского под спудом, примыкающем к древнейшему из храмов монастыря – Успения Божией Матери. В последнем находятся две особо почитаемые иконы – Божией Матери «Знамение» и «Вход Господень в Иерусалим».
По преданиям, отец Кирилл Белозерский обладал большим чудотворным даром.