Книга: Путеводитель по святым местам России
История почитания
История почитания
Хотя обитель, как уже сказано, появилась совсем недавно, история ее зарождения началась в далеком прошлом.
Село Колюпаново образовалось в начале XVI века. Местные предания говорят, что уже тогда на берегу Оки стоял храм во имя иконы Богородицы Казанской. Об этом храме не осталось никаких сведений, известно только, что он до нашего времени не сохранился. В 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанской, который просуществовал до конца XVIII века. В 1779 году в храм попала молния, и он сгорел.
После пожара приступать строить в Колюпаново новый храм сначала не разрешили. Но произошло событие, которое заставило власти пересмотреть это решение.
Икона Казанской Божией Матери уцелела в пожаре и была перенесена в церковь в селе Фомищево. Вскоре икона странным образом исчезла из церкви и появилась на березе напротив того места, где стоял сгоревший храм.
Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Их затея увенчалась успехом, и в 1783 году постройка была завершена.
Икона Казанской Божией матери с большим торжеством была перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе.
Даже приняв монашество, Евдокия говорила прибаутками, предсказывала, творила чудеса.
С храмом тесно связано имя блаженной старицы Евфросинии Христа ради юродивой. Именно в этом храме она и была погребена в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белев-ского.
Евфросиния (в миру Евдокия) происходила из очень знатной семьи – была урожденной княжной Вяземской. Обучалась она в Санкт-Петербурге, в Смольном институте. После окончания института Евдокия стала фрейлиной при дворе императрицы Екатерины Великой, при этом сама императрица считала ее одной из любимых фрейлин. Неизвестно, сколько Евдокия находилась при дворе, однако придворная жизнь ей не нравилась. Вместе с еще двумя фрейлинами Евдокия решила добровольно оставить двор и провести остальную жизнь в подвигах.
Как-то раз они втроем пошли на пруд и… сбежали. Женщины переоделись в рубище, а свои платья оставили на берегу пруда – это должно было убедить всех, что они купались и утонули. Инсценировав таким образом свою гибель, они начали свои странствия, по собственной воле отказавшись от мирских благ.
Сама старица рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской губернии и жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в просфорне. По прошествии некоторого времени она пришла в Москву к митрополиту Платону.
Митрополит благословил Евдокию на подвиг юродства, и она до конца жизни его соблюдала. Митрополит Платон отослал ее с собственноручной запиской к игумении в Серпуховский девичий монастырь. Окончив 1-й выпуск Смольного института, она знала языки, музыку, все, что преподавалось в Институте благородных девиц. Даже приняв монашество, Евдокия говорила прибаутками, предсказывала, творила чудеса. Трудным был путь подвижницы.
В начале 40-х годов XIX века блаженная Евфросиния приехала на жительство к помещице Наталии Алексеевне Протопоповой в Колюпаново. Здесь она оставалась до самой блаженной кончины своей. Подвиги ее были поистине велики. И лишь одни бессловесные были их свидетелями. Чудеса прозорливости и подвигов блаженной старицы изложены в ее жизнеописании.
Икона Казанской Божией Матери уцелела в пожаре и была перенесена в церковь в селе Фомищево. Вскоре икона странным образом исчезла из церкви и появилась на березе напротив того места, где стоял сгоревший храм.
В одном из склонов оврага в окрестностях села Колюпаново блаженная собственными руками выкопала небольшой колодец, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы». Не раз при своей жизни в разговоре с Н. А. Протопоповой и своим духовником отцом Павлом Просперовым предрекала блаженная без обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для желающих посвятить жизнь, подобно ей, на служение Богу, и определенно указывала места будущих монастырских зданий.
Храм, в котором в 1855 году была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929 года. В годы гонений за веру его разорили, устроили в нем скотный двор, кузнецу, сапожную мастерскую, а 1931 году сожгли, не оставив ни одного камешка на память.
Осталась поляна, окруженная лесом, где благочестивыми людьми сохранилась могила святой Евфросинии. Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На источник, выкопанный столетней старицей, приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранилось в памяти и предсказание Евфросинии о том, что после ее кончины на месте ее погребения будет стоять женская обитель. Автор жизнеописания блаженной Евфросинии И. М. Суриков в 1911 году написал: «Нужно верить, что со временем Господь исполнит волю своей верной рабы». И это время пришло.