Книга: Путеводитель по святым местам России
История почитания
История почитания
Первыми пустынножителями на Большом Соловецком острове, согласно преданию, стали преподобные Савватий, Герман и Зосима. Савватий и Герман прибыли раньше: в 1429 году они встретились в устье реки Выг и, собрав вещи, припасы и орудия, на утлой ладье приплыли к Большому Соловецкому острову, где и высадились на Сосновой губе. Возле одного близлежащего озера они поставили крест и срубили кельи.
1436 год считается датой фактического основания Соловецкого монастыря. Пришельцы построили шалаши и совершили всенощное бдение, моля Господа благословить их начинание. И в первую же ночь отцу Зосиме было пророческое видение: чудесный свет и редкой красоты церковь в воздухе.
Постепенно на остров стали приходить другие люди, желавшие праведной жизни. Начали строить кельи, воздвигли небольшую деревянную церковь во имя Преображения Господа. Новгородский архиепископ Иона, под чьим архиерейским и духовным попечением находились соловецкие земли, благословил начинание подвижников и прислал на остров игумена Павла, который и освятил церковь. Однако он не выдержал тяжелых условий жизни на острове и покинул его.
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Фото Е. Щипковой
Вскоре покинули остров Феодосий и Иона, избранные самими иноками. Тогда монахи попросили новгородского владыку назначить игуменом Зосиму. Архиерей Иона вызвал к себе преподобного и убедил его принять сан. Вместе с богатыми дарами Зосима вернулся на Соловки. Это случилось в 1452 году.
Игумен Зосима хорошо помнил первого поселенца Соловецкого острова – блаженного Савватия. Он велел перевезти на остров его мощи, где их со свечами и кадилами встречала вся монастырская братия. Мощи преподобного Савватия были захоронены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Через несколько лет, в 1478 году преподобный Зосима почил и был погребен там же. Давая последнее наставление братии, он сказал, что отходит от них телом, но не душой. В 1566 году святые мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в придел, устроенный при Спасо-Преображенском соборе, а в 1861 году – во вновь отстроенный Свято-Троицкий Зосимо-Савватический соборный храм.
Менее чем через сто лет Соловецкую обитель возглавил человек, прославившийся не только своими духовными делами во имя Господа, но и явивший редкий образец неустрашимости и смелости. Это игумен Филипп (в миру Федор Степанович Колычев), впоследствии митрополит Московский и всея Руси.
На должности игумена Филипп трудился 18 лет, в течение которых Соловецкий монастырь пережил необычайный расцвет: было начато каменное строительство, освящена Успенская трапезная церковь, близилось к завершению строительство Спасо-Преображенского собора; выстроен кирпичный завод, устроена пекарня; проведены дороги по Большому Соловецкому острову; 52 озера на нем соединены каналами с расположенным возле монастыря Святым озером, благодаря чему стало возможным построить в монастыре водопровод; и многое, многое другое.
За всеми этими важными делами игумен Филипп непрестанно молился, временами удаляясь в лес для безмолвной беседы с Богом. Благодаря его усилиям были канонизированы Зосима и Савватий.
Игумен Филипп отказался благословить царя, который напрасно проливает невинную кровь, чем и навлек на себя гнев Иоанна Грозного.
Деяния игумена Филиппа не остались без внимания царя Иоанна Грозного, который жаловал обители новые земли, присылал богатые подарки. Однако игумен не приветствовал царя, славившегося своим вспыльчивым нравом.
Однажды в 1568 году, в воскресную обедню в Успенском соборе Кремля туда вошел царь со свитой и подошел к Филиппу, желая получить благословение. Однако митрополит не обращал на него никакого внимания, продолжая глядеть на иконы. Ему зашептали, что пришел государь, которому нужно дать благословение. Но Филипп отказался благословить царя, который напрасно проливает невинную кровь, чем и навлек на себя гнев Иоанна.
Накануне прибытия святых мощей в монастыре произошло чудное знамение: во время реставрации старинной алтарной двери была обнаружена скрытая под слоями краски икона, изображающая прибытие преподобных Савватия и Германа на остров.
В ноябре 1568 года покорный царю Собор епископов вершил суд над Филиппом. Филипп был лишен сана и отправлен в ссылку в Тверской Успенский Отрочь монастырь. Через год, на пути в Новгород, куда царь направлялся на расправу с непокорным городом, проходя мимо Твери, он отправил к Филиппу главного опричника Малюту Скуратова, который задушил святителя.
Случилось это 23 декабря 1569 года. Так закончил свой жизненный путь один из самых ярких деятелей в истории Русской Православной Церкви. В 1591 году мощи святителя Филиппа были перенесены на Соловки, а в 1652 году мощи священномученика были перенесены в Москву, где почивают и поныне у иконостаса в юго-восточном углу Успенского собора Кремля.
Самыми трагическими страницами в истории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря был период с 1923 по 1939 год, когда на острове существовал лагерь для осужденных советской властью. Здесь возникла целая система концентрационных лагерей, занявших все пригодные для жилья монастырские помещения.
Возрождение Соловецкого монастыря началось в декабре 1988 года, когда на островах был создан церковный приход.
В июле следующего года состоялось освящение часовни во имя святителя Филиппа – первого возрожденного храма Соловков.
25 октября 1990 года Синод постановил открыть на Соловках Спасо-Преображенский мужской монастырь. Осенью того же года на Соловках появились первые послушники.
В 1992 году в обитель были возвращены святые мощи ее основателей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Святыни были найдены в запасниках музея истории религии и атеизма, что располагался в петербургском Казанском соборе.
Накануне прибытия святых мощей в монастыре произошло чудное знамение: во время реставрации старинной алтарной двери была обнаружена скрытая под слоями краски икона, изображающая прибытие преподобных Савватия и Германа на остров. А вскоре и святые их мощи вернулись сюда.
Самыми трагическими страницами в истории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря был период с 1923 по 1939 год, когда на острове существовал лагерь для осужденных советской властью.