Книга: Царское Село и Павловск
Дворцово-парковый комплекс в конце XIX – начале XX вв.
Дворцово-парковый комплекс в конце XIX – начале XX вв.
Павловский дворец и садово-парковый комплекс продолжали оставаться собственностью русских монархов. Нового строительства в парке и во дворце почти не велось. Дачный поселок вокруг царских угодий все разрастался.
После Октябрьской революции 1917 г. Павловск превратился в арену военных действий. Город несколько раз переходил из рук в руки, пока отряды Красной гвардии не одержали победы над войсками Краснова – Керенского. Через два года Павловск снова оказался в центре боевых действий. Осенью 1919 г. его заняли белогвардейские части армии Юденича – Родзянко.
Погибших при штурме Павловска похоронили в братской могиле в конце Тройной липовой аллеи на Парадном поле. На постаменте обелиска надпись: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за дело пролетарской революции».
В 1935 г. Павловский парк-заповедник признали памятником государственного значения. С каждым годом все больше посетителей приезжало полюбоваться уникальными произведениями искусства. В дворцовых залах и кабинетах люди могли ознакомиться с богатейшими коллекциями фарфора, вышивки, акварелей и альбомов. В конце лета 1941 г., когда полчища гитлеровцев уже топтали русскую землю, ленинградцам не хотелось верить, что враг может захватить эти красивейшие места. Но приходилось считаться с жестокой реальностью войны и принимать меры для спасения национального достояния.
Работники Павловского музея-заповедника сделали все, чтобы спасти бесценные произведения искусства от неприятеля. Они считали себя мобилизованными и, не жалея сил и времени, занимались подготовкой сокровищ к эвакуации. То, что невозможно было вывезти, надежно спрятали.
Имена всех, от директора до подсобного рабочего, сегодня стоят в одном ряду с создателями Павловска. Потому что значение всего, что они сделали, неоценимо. Говоря языком цифр, можно привести такой пример: из 22 133 предметов дворцового убранства удалось сохранить в годы войны 13 418.
Драгоценные экспонаты бережно упаковывались в ящики и отправлялись эшелонами в глубь страны. Более 6000 изделий из фарфора и бронзы, образцов уникальной мебели, произведений живописи и скульптуры и много других предметов находилось в тех эшелонах.
То, что не успели отправить по железной дороге, было вывезено в Ленинград на машинах. Оставшиеся экспонаты замуровали в тайниках дворцовых подвалов. Скульптуры, украшавшие парк, были сняты с пьедесталов и зарыты в землю. Так были спасены ценнейшие статуи Больших кругов и Старой Сильвии.
Тяжелая работа велась под обстрелами и бомбежками. Люди забывали о сне и отдыхе, торопились успеть сделать как можно больше. Останавливаться было нельзя, ибо враг был совсем рядом.
17 сентября 1941 г. фашисты захватили Павловск – дивное творение рук человеческих. Стояла золотая осень, был тихий солнечный день, и волшебный парк замер в тревожном предчувствии. Строгий Павловский дворец и роскошные павильоны ожидали своей участи.
Более двух лет продолжалась гитлеровская оккупация. Павловск был освобожден 24 января 1944 г. Картина разрушений была страшная: дворец полуразрушен и сожжен, взорванные мосты ощетинились обломками, парк изранен и обезображен. Оккупанты вырубили 70 000 деревьев. Большинство павильонов было повреждено, а некоторые погибли безвозвратно.
В 1945 г. на Международном съезде архитекторов в Лондоне прозвучало: «Человечество всего мира стало беднее от утраты такого художественного ансамбля, как Павловск».
Многие не верили, что эти руины можно вновь превратить в прежний уникальный памятник искусства. А если и верили, то считали, что на это уйдут долгие десятилетия.
Сейчас, глядя на живописные пейзажи по берегам Славянки, трудно поверить, что все вокруг было разрушено и искалечено. Возрождение Павловска – это тоже подвиг многих людей, не менее значимый, чем сохранение драгоценных экспонатов в годы войны.
Когда фашисты хозяйничали в Павловске, в центральной части дворца было гестапо, в одном из флигелей – госпиталь, в другом – конюшня. Все, что не удалось спрятать и вывезти в глубь страны, гитлеровцы разграбили и уничтожили.
При отступлении они заминировали здание дворца и подожгли его. Саперы обнаружили в дворцовых подвалах 240 мин замедленного действия. Неповрежденных деталей осталось совсем немного. Трудно было решить, с чего же начинать восстановление дворца.
Трудно возрождать здание, являвшееся, по сути, произведением искусства. Прежде всего была проделана кропотливая работа по разборке завалов и консервации всех сохранившихся деталей лепного убранства. Требовалась историческая точность и полное соответствие авторскому замыслу. Реставраторы столкнулись с трудностями, казавшимися порой непреодолимыми. Мастерам очень помогли старинные описи дворцовых помещений, которые аккуратно велись на протяжении 150 лет.
Многие музеи мира приняли участие в поисках пропавших из Павловска экспонатов. Недостающие детали и предметы были заменены точно такими же или очень похожими.
Для всех поклонников русского искусства настоящим праздником стало открытие в 1957 г. первых восстановленных дворцовых залов – Тронного, Кавалерского и Картинной галереи.
С тех пор каждый год открывались все новые помещения, а весной 1970 г. все 45 возрожденных залов с художественной отделкой были открыты для посетителей. Художниками-реставраторами были восстановлены росписи плафонов и настенные декоративные росписи, воссозданы скульптуры кариатид, реконструированы уникальные люстры и другие изделия из бронзы, хрусталя и цветного камня.
Был восстановлен и общий облик Павловского парка. Сегодня он так же прекрасен, как до войны. Скульптуры были извлечены из земли и установлены на свои пьедесталы. На месте вырубленных деревьев вскоре зазеленели молодые саженцы. Берега Славянки вновь соединили отстроенные мосты.
Вся работа в парке велась строго по планам и чертежам архитекторов-создателей ансамбля. Реставраторы старались каждому уголку парка придать тот вид, который соответствовал замыслу его автора. Так, планировку лабиринта на Вольерном участке восстановили непосредственно по чертежам Ч. Камерона.
Очень красноречив язык цифр. На обширной территории парка было демонтировано 800 вражеских укреплений, высажено более 70 000 деревьев на место вырубленных, расчищено 100 км аллей и более 130 000 м2 заросших тропинок, приведены в порядок водоемы.
Ранней весной здесь, как и раньше, журчат ручьи и на стройных березах в парке появляются сережки. Жарким летом воздух напоен ароматом цветов и скошенной травы.
Морозной зимой серебряный иней превращает деревья в хрустальные букеты. Неповторим парк, одетый в «багрец и золото», и осенью. В любое время года пейзажи Павловского парка необыкновенно прекрасны.
Павловск для петербуржцев не только исторический памятник, но и одно из любимых мест отдыха. Центр досуга для отдыхающих был устроен в районе Большой звезды, вне видимости старинных павильонов и пейзажей в долине Славянки.
Здесь собираются тысячи людей, чтобы размяться на спортивных площадках, послушать выступления артистов на зеленой эстраде, развлечься на всевозможных аттракционах вместе с детьми.
К сожалению, старый железнодорожный вокзал был дотла сожжен фашистами, но традиция проведения музыкальных вечеров в Павловске осталась.
Так, в Греческом зале дворца часто проходят концерты камерной музыки. На этих вечерах человек ощущает единство музыки и искусства архитектуры, которое, согласно известному высказыванию, и есть «застывшая музыка».
В 2007 г. Павловску исполнится 230 лет. Поток его посетителей нескончаем, и те, кто хоть раз приезжал на берега Славянки, навсегда сохранят в своем сердце светлые воспоминания о волшебной красоте маленького уголка Русской земли.- Светлана Олеговна Ермакова Царское Село и Павловск
- Введение
- Глава 1. Царское Село
- Хозяйка Царского Села
- Екатерининский дворец
- Архитектурный ансамбль Камерона
- Царскосельские парки
- Лицей
- Царское Село в XX в
- Глава 2. Павловск
- Основание города
- Создание Павловского дворца
- Архитектор Камерон и Павловский парк
- Резиденция Павла I
- Дворцово-парковый комплекс в конце XIX – начале XX вв.
- Иллюстрации
- Содержание книги
- Популярные страницы
- ОТ ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ И АДМИРАЛТЕЙСКОГО ПРОСПЕКТА ДО МОЙКИ
- № 114 Дом Семьянова (Торгово-офисный комплекс «Невский центр»)
- Дом № 128 набережная Обводного канала, 71 Комплекс Крестовоздвиженской церкви
- XIX-XX века
- Искусство второй половины XIX века
- От дворцового бульвара до кормы корабля-острова (Сите-2)
- Архитектурный комплекс Голландской реформаторской церкви
- КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ ШТАЛАГ №342
- Буддистский комплекс Алчи
- Концерты
- Музеефикация крепостного комплекса
- XIX век – эпоха буржуазии