Книга: Такая удивительная Лиговка
Дом № 128 набережная Обводного канала, 71 Комплекс Крестовоздвиженской церкви
Дом № 128
набережная Обводного канала, 71 Комплекс Крестовоздвиженской церкви
Ямщики, поселенные Петром I в новой столице по берегу речки Лиговой, в старину Черной речки, сначала не имели собственного храма. Поэтому через своих выборных людей они просили архимандрита Феодосия о разрешении собрать деньги на постройку в слободе церкви Рождества Иоанна Предтечи. Первая деревянная церковь здесь была построена в 1719 г. и освящена наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом Голенковским. Возле церкви было устроено кладбище для жителей Московской стороны.
16 октября 1730 г. церковь сгорела. Оставшийся без крова причт писал в Санкт-Петербургское Духовное правление, что «имелась у них церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом свт. Николая Чудотворца, которая с приделом и сгорела, о которой церкви в оное Духовное правление и объявлено доношением, а ныне мы желаем на том же месте построить вновь деревянную во имя Иоанна Предтечи с приделом свт. Николая Чудотворца, для управления (исправления) божественной службы и мирских треб и погребения здешней московской стороны умерших».
Разрешение на возобновление храма было получено, и на Охтинских заводах на деньги прихожан куплена небольшая Ильинская церковь-часовня. 18 февраля 1731 г. причт сообщал своему начальству, что часовня перевезена, поставлена и «святыми иконами и нужною церковною утварью к освящению приготовлена». 22 февраля петропавловский протоиерей Петр Григорьев с товарищами освятил главный престол и с 17 марта, по донесению причта, «в оной церкви всякие божественные тайны совершаются».
Обе построенные в 1719 и 1731 гг. церкви были небольшими. Построенная из старого материала и на сыром месте, вторая церковь быстро обветшала, хотя и действовала до 1756 г. «с немалым опасением». В 1740 г. причт и прихожане просили о разрешении построить новую каменную церковь. В 1747 г. «под смотрением» архитектора И.Я. Шумахера началось возведение каменного храма размерами 20 на 10 саженей. Главный престол предполагалось освятить во имя Воздвижения Креста Господня потому, что «такой во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня церкви при Санкт-Петербурге не обретается», приделы – во имя Рождества Иоанна Предтечи и свт. Николая. Вместе с каменной церковью построили и каменно-деревянную колокольню.
Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
К освящению церковь была готова 10 сентября 1748 г. Главный престол церкви освятил преосвященный Феодосий в день храмового праздника 24 июня 1749 г., Предтеченский придел был освящен 23 июня, а Николаевский – 25 июня 1751 г. Церковь была одноэтажная, холодная. Высота с главой и крестом составляла 14 саженей.
9 января 1764 г. причт и прихожане подали архиепископу Гавриилу прошение с просьбой на месте прежней церкви построить новую каменную теплую церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство затянулось, и Тихвинскую церковь заложили только 20 июня 1764 г. Церковь имела прямоугольную форму с выступами на восток и запад. По углам располагались полуколонны. Длина ее была 14 саженей и 1 аршин. В середине помещался главный престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери, освященный 14 декабря 1768 г., а справа небольшой придел во имя Св. Иоанна Златоустого. Приделы были созданы позднее для ранних литургий и для поминовения усопших. Деньги пожертвовал санкт-петербургский купец Иван Меньшой. Приделы освятил 18 февраля благочинный священник Алексей Ильин. В 1796 г. местный священник Григорий Федоров доносил митрополиту Гавриилу, что приход желает в церковной ограде построить обширную часовню с покоями для бедных. Разрешение было получено 3 июня, и в том же году построили часовню, «деревянную сверху, а внизу каменную».
В 1804 г. причт, староста и прихожане просили митрополита Амвросия разрешить им построить каменную колокольню при воротах и часовне. Колокольню возвели напротив главной церкви, в 15 саженях от нее. Площадь с часовней обнесли колоннадой с двумя рядами колонн дорического ордера. Колокола в Ямскую церковь передали из числа тех, которые еще при Петре Великом были привезены из монастырей для литья из них пушек.
К концу 1830-х гг. обе церкви значительно обветшали. В Тихвинской церкви богослужения прекратились, а Крестовоздвиженская требовала капитального ремонта. Тогда прихожане решили построить одну церковь. План и фасад предполагаемой церкви, соответствующие стилю колокольни, составил архитектор Василий Егорович Морган, и 22 ноября 1841 г. было получено высочайшее утверждение на проведение работ. Перестройка церкви происходила в 1842–1844 гг. При этом главный алтарь остался без изменений, Златоустовский закрыт, а престолы Рождества Иоанна Предтечи и свт. Николая из Воздвиженской церкви были перенесены в пристройки. Освящение перенесенных сюда престолов 24 июня 1844 г. совершил ректор Духовной академии Афанасий.
Крестовоздвиженскую церковь не разбирали до 1845 г. Несмотря на то что 24 августа 1843 г. ведавшая постройкой комиссия заявляла консистории, что строительство Тихвинской церкви будет закончено в сентябре и начнется сооружение главного храма, установка иконостасов и самое перенесение икон закончилось лишь в июне 1844 г. Работы же по сооружению главного храма не производились из-за дороговизны найма рабочих и отсутствия сараев для строительных материалов. Комиссия ссылалась на весну как на более удобное время для закупки материалов. При этом комиссия заявляла, что «она не имела в виду опытного и недорогого для церкви архитектора». 26 ноября комиссия донесла консистории, что на сооружение нового храма у нее имеется около 60 тыс. руб. Относительно же времени постройки комиссия объясняла, что не может дать окончательного ответа вследствие того, что «не утвержден еще вновь избранный архитектор Е.И. Диммерт».
Колокольня Крестовоздвиженской церкви
В начале 1847 г. строительная комиссия и прихожане в прошении к митрополиту сообщили, что из-за отсутствия суммы, необходимой для строительства церкви, они просят разрешить денежный сбор «по книге с доброхотных даяний». Обследовавший прежнюю постройку архитектор Диммерт сообщил, что предназначенная к сносу церковь является «и прочной, и построенной из отличных материалов, и с довольно толстыми стенами». Поэтому комиссия решила, что можно церковь снаружи и внутри отремонтировать, увеличив ее размеры. В этом случае по своим размерам она не только сравняется с предполагаемой новой церковью, но даже и превзойдет ее. К тому же, благодаря этому решению сохранится, в соответствии с желанием прихожан, старая Крестовоздвиженская церковь, которая в продолжение ста лет была местом их молитвы.
Приняв во внимание это пожелание, епархиальное начальство просило главноуправляющего публичными зданиями освидетельствовать Крестовоздвиженскую церковь и решить, есть ли необходимость разобрать ее до основания, или же ее можно перестроить. Члены комиссии совместно с архитектором Диммертом, осмотрев церковь 13 июня, вновь отметили, что стены достаточно толстые и построены из прочного материала, фундамент достаточно глубок и прочен. При этом они особо отметили, что для большей прочности следовало «столбы соединить между собой бутовыми стенками и сделать в этих стенках оборотные арки». Было также указано, что при перестройке церкви увеличится ее вместимость, а пять куполов и возвышение наружных стен придадут храму большую величественность.
После утверждения проекта императором синод указом от 20 марта 1851 г. предписал комиссии немедленно начать работы и сообщить в консисторию о количестве средств на строительство. В ноябре 1851 г. комиссия донесла митрополиту Никанору, что перестройка Крестовоздвиженской церкви уже окончена, все церковные принадлежности имеются, а два придела Рождества Иоанна Предтечи и свт. Николая уже готовы к освящению. Главный престол 2 декабря освятил сам митрополит, Предтеченский придел 1 июня 1852 г. освятил благочинный Михаил Малеин, а Никольский придел – 8 июня протоиерей Камчатов.
19 июня 1853 г. подполковник Толстой провел ревизию постройки и сообщил, что она произведена согласно высочайше утвержденному плану и фасаду и что предъявленная к осмотру опись вполне соответствует произведенным работам.
Такое успешное и выгодно для церкви окончание дела отметило епархиальное начальство: после рассмотрения дела и проверки отчетов настоятелю и старшему члену комиссии, протоиерею Камчатову, а также священнику Славинскому и прочим членам комиссии решили испросить архипастырское благословение, имя священника Петропавловского внесли в список награждаемых скуфьей. Купцов Новосильцева и Соловьева, бывших церковными старостами, предполагалось иметь в виду при представлении к награждениям Святейшим синодом.
В 1893 г. на территории церкви возвели еще одну каменную часовню.
В итоге на берегу Обводного канала возник своеобразный комплекс, нетипичный для того времени, да и собственно для петербургской архитектуры. Храм с пятью многогранными куполами, выстроенный в стиле классицизма с элементами барокко, словно бы пришел из прошлого века. Для сравнения: его ровесниками были Измайловский и Исаакиевский соборы. А колокольня и вообще оказалась уникальной для нашего города, поскольку была сооружена в периметре ограды, над воротами. В ней расположен еще один маленький храм во имя св. Кирилла и Мефодия. Надвратная церковь с колокольней иногда, хотя и не часто, встречается в средней России, но в Петербурге она единственная. По крайней мере, единственная из уцелевших…
Фасад церкви сегодня не похож на прежний, так как с изменением плана церкви из продолговатого в крестообразный изменились как внутреннее расположение, так и наружный вид церкви. Храм незатейливой архитектуры времен Анны Иоанновны был одним из лучших образцов русско-византийского стиля. Сегодня церковь имеет крестообразную форму, западная часть удлинена. Крест более напоминает римский, нежели греческий. Находящиеся на северном и южном конце тамбуры служат папертью и не увеличивают самого корпуса церкви. Высота церкви с главой и крестом превышала 19 саженей. Главный алтарь освящен во имя Воздвижения Креста, правый – Рождества Иоанна Предтечи, левый – Николая Чудотворца. Рядом с боковыми приделами созданы еще два: правый – Константина и Елены, левый – Сергия Радонежского.
Все иконостасы в церкви невысокие. В нижнем ярусе расположены иконы Спасителя, Божией Матери, Воздвижения и Божией Матери Смоленской. Над Царскими вратами по обе стороны от изображения Тайной Вечери изображены двунадесятые праздники, апостолы и Деисус.
Третья церковь на этом участке – храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Вот описание этой церкви.
«Тихвинская церковь находится в 7 саженях позади первой, к юго-востоку от нее. Она имеет квадратную форму, высота – около 8 саженей. В просторном помещении при входе в церковь хранилась утварь Крестовоздвиженской церкви. Теперь это помещение является папертью. В иконостасе центрального алтаря находятся прежние иконы: Спасителя, Рождества Христова, Введения, Успения и Воскресения Христова, а также храмовая Тихвинская икона Божией Матери, иконы Богоявления, Мельхиседека и Покрова Божией Матери. В правом Златоустовском и левом Александро-Невском приделе расположены иконы Спасителя, Божией Матери, Воздвижения, Иоанна Златоустого, Александра Невского. Длина церкви 14 саж. 1 арш., ширина 14 саж. 1 арш.».
При Ямской Крестовоздвиженской церкви существовало благотворительное общество попечения о приходских бедных, учрежденное в 1874 г. и открытое 1 июля 1875 г. Общество содержало богадельню для престарелых женщин и приют для детей сирот. Здание богадельни, построенное по указу Петра I, в 1766 г. пришло в ветхость, и вместо него около часовни построили небольшой домик. Председателем совета благотворительного общества является настоятель церкви, протоиерей В.Г. Гуляев, членами совета: протоиерей А.С. Кононов, он же попечитель богадельни и приюта, протоиерей Н.А. Николаевский; члены ревизионной комиссии; пожизненный член общества художник М.В. Харламов, Ф.А. Медков, Г.П. Летин и П.А. Чуксанов. С 1896 г. церковным старостой был купец Н.А. Афанасьев. Полное описание сооружений на территории Крестовоздвиженской церкви и их технического состояния на 1910 г. приведено в страховых документах[94].
На территории Крестовоздвиженской церкви в 1895 г. жил учитель городского Воздвиженского училища, член общества вспомоществования бывшим воспитанникам Учительского института надворный советник Павел Иванович Попов, в 1909 г. жил инспектор Воздвиженского городского училища надворный советник Михаил Алексеевич Скородумов.
Крестовоздвиженскую церковь закрыли в 1920 г., однако она счастливо избежала судьбы других разрушенных храмов. Ее основной объем перегородили капитальными стенами и перекрытиями, приспосабливая под производственные нужды, и разместили в том, что получилось, проектно-строительную организацию. Тихвинскую церковь перестраивать, к счастью, не стали, а просто-напросто отдали под склад.
В 1991 г. комплекс вернули церкви – вместе с заботами о его восстановлении. Получившая его община сумела относительно быстро привести в порядок и приспособить для службы менее пострадавшую Тихвинскую церковь. Что же касается остального, то за десять лет сумели перекрыть крышу на Крестовоздвиженском храме да поставить несколько деревянных крестов. По счастью, комплекс не был разрушен настолько, чтобы потерять статус памятника федерального значения, что позволило вмешаться в ситуацию Комитету по контролю, использованию и охране памятников.
Ныне в состав комплекса Крестовоздвиженской церкви входят церковь Воздвижения Креста Господня (1748–1749; 1848–1851 – перестройка, арх. Е.И. Диммерт), колокольня с двумя часовнями и колоннадами (1810–1812, арх. А.И. Постников), церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1764–1768; 1842–1844 – расширение и перестройка, арх. В.Е. Морган), здание бывшего Воздвиженского городского мужского училища (1820-е, арх. Е.И. Мартынов; расширено), дом П.А. Сальникова (1904, техник Д.Г. Фомичев), дома М. Курицына и М.П. Павлова (1908 и 1914, гражданский инженер Б.Я. Зонн).
19 мая 2002 г. около церкви Воздвижения Креста Господня и церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери открыли памятник императору Николаю Второму (скульптор Сергей Алипов). Бронзовый бюст императора высотой 84 см установлен на гранитном 140-сантиметровом постаменте. Установка памятника не была санкционирована городскими властями.
- Дом № 107
- Дом № 109 Острополъский переулок, 2
- Дом № 111
- Дом № 113 улица Печатника Григорьева, 6
- Дом № 115
- Дом № 117
- Дом № 119
- Дом № 121
- Дом № 123 Рязанский переулок, 1
- Дом № 125 Рязанский переулок, 2
- Дом № 127
- Дом № 129
- Дом № 131
- Дом № 133
- Дом № 135 Воронежская улица, 16
- Дом № 137
- Дом № 139 Воронежская улица, 18
- Дом № 141 Воронежская улица, 20
- Дом № 143 улица Тюшина, 1
- Дом № 145 улица Тюшина, 2
- Дом № 149
- Дом № 151 набережная Обводного канала., 57
- Дом № 92 Транспортный переулок, 1
- Дом № 94
- Дом № 96
- Дом № 98
- Дом № 100–104
- Дом № 106 Роменская улица, 2–4
- Дом № 108 Ромепская улица, 1
- Дом № 110
- Дом № 112
- Дом № 114
- Дом № 116–118
- Дом № 120–122
- Дом № 124
- Дом № 126 Павлоградский пер., 2
- Дом № 128 набережная Обводного канала, 71 Комплекс Крестовоздвиженской церкви
- № 102 Дом Змеевых
- ОТ КАНАЛА ГРИБОЕДОВА ДО ФОНТАНКИ
- № 65 Дом Г.Г. Блокка
- № 98 Дом Лопатиных
- Испанский королевский дом
- № 72 Дом М.В. Воейковой
- № 84 Дом Д.Е. Бенардаки
- № 110 Дом Змеевых
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- Невский проспект. Дом за домом
- № 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас»)
- ОТ МОЙКИ ДО КАНАЛА ГРИБОЕДОВА