Книга: Московские праздные дни: Метафизический путеводитель по столице и ее календарю
Три Спаса
Три Спаса
Вспомним вступление, первое упражнение на тему «роста и сжатия света». Уже тогда, в первом очерке, три Спаса увиделись рецептом весьма последовательным: как в три действия упаковать, уложить (в голове Москвы) широко разверстые летние свет и время.
В три приема они словно закрывают свет на ключ: Медовый Спас, Яблочный и Ореховый.
14 августа; пришел первый из трех: Медовый.
Проводы лета. С сего Спаса –холодные росы. Пришел Спас — готовь рукавички про запас.
В одном этом празднике присутствуют два:
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Два этих церковных праздника переплелись довольно тесно, и, хотя происхождение их разное, в народном восприятии из двух давно составился один.
1. Происхождение креста; урок «геометрии». Крест во времени (в календаре) выглядит так: протяжение времени, или горизонталь, ровно льющийся поток дней пересекается-прерывается праздником, вертикалью, напоминанием земле о небе.
Наш августовский праздник, или перекресток во времени, интересен тем, что в его точке пересекаются многие времена, другие возрасты — в данном случае дерева, из которого сложен крест. Не одного, но множества древ. Крест Господень был сооружением необыкновенным: он был собран из множества пород деревьев. Вдобавок к тому он лежал (сплачивался) много лет в священном колодезе в Иерусалиме. Крест был чертежом, на котором пересекались многие возрасты и породы дерев, и с ними вместе священной воды в колодезе. Крест был фокусом всего древесно-водного мира — таково было его происхождение.
Он представлял собой рукотворное чудо; им разрешались опыты собирания времен, дерев и вод в новое целое.
Этому и учит батюшка август. Июль, и с ним вместе полное, целое лето остались за спиной. Нет более счастливого, летнего, райского единения (времен). Вместо него август представляет «перекрестную», искусственно и искусно составленную композиция (крест времен). Христианин, глядя на оный крест, учится составлять новый — следующий, осенний, умный мир.
Здесь нужно различать московский и цареградский календари. В Константинополе год заканчивался в августе. Это был итоговый, и уже потому самый мудрый из всех месяцев. Переход из августа в сентябрь был новогодней точкой, началом следующего года.
Слово изнесение означало: вынос Креста из царской сокровищницы на улицы Царьграда. Среди других поводов для этого действия был практический (врачебный): Царьград донимали эпидемии. Крест устанавливали на престоле Софийского храма, и после этого до Успения Богородицы (28 августа) носили по городу, совершая молебны и с ними вместе непременные санитарные действия: уборку города и проч.
2. Праздник Спасу и Богородице, второй в этот день, был установлен в честь совместной победы русских и византийских войск (XII век). Византийцев возглавлял Мануил Комнин, русских — князь Андрей Боголюбский. С войсками пребывала также чудотворная икона Божией Матери (и не одна; от икон исходили благодатные лучи), в честь которой установилось второе имя праздника.
Так в один день, точно в аптечный флакон, собираются несколько праздников; несколько различных эпох, природных и исторических, сходятся в новое сложное целое.
*
В день Медового Спаса помогали вдовам и сиротам убирать урожай, им же, а также во все бедные семьи несли первые соты с медом.
Еще Медовый Спас называют Мокрым.
В этот день происходит крестный ход на воду. 1 августа по старому стилю император в Царьграде совершал хождение к малой агиасме (святой воде); этой водой ему брызгали в лицо. Поливали временем.
*
Считается, что на Мокрый Спас в 988 году Владимир Красное Солнышко крестил в Днепре полян. Стало быть, всему будущему русскому народу (будущему! это славно) в тот день брызнули в лицо живой водой, и он прозрел большее время.
В писаниях Константина Багрянородного сказано, что еще в конце IX века князь русов (по-видимому, Аскольд) собрал в Киеве народ и старейшин и предложил им принять христианство. Они потребовали чуда. Тогда был разведен костер, в него положили Евангелие, и оно не сгорело. После этого князь и многие из народа крестились.
*
Деревенский крестный ход приобщает к таинству происхождения Креста всю окрестную, живую и шевелящуюся природу. Священник кропит лошадей; если же рядом протекает река, он прогоняет лошадей сквозь «сегодняшнюю» воду на ту (завтрашнюю?) сторону реки.
В церковь несут на благословение первые срезанные соты с медом. Потом (см. выше) их разносят по бедным домам. Деревянная и огородная природа в честь праздника Древес Креста Господня всячески приветствуется.
Нужно есть свежие огурцы с медом.
Огурец по-гречески — незрелый.
- Глава пятнадцатая Три спаса
- Три османские столицы (Район Мраморного моря)
- От Лувра через Елисейские поля к Триумфальной арке
- КРЕПОСТЬ КОРЕЛА © М.П. Лихая, А.П. Дмитриев — текст, © Т.А. Терпелова — фотографии
- Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 2.
- Святейший патриарх Филарет Никитич. По Титулярнику.
- Чулки, трико и помпадуры
- *Триумфальная арка
- Императрица Феодора на троне
- На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву
- Патриархат или матриархат?
- Электричество