Книга: Московские праздные дни: Метафизический путеводитель по столице и ее календарю
Рыжий мужик Луппа, свекла и лук
Разделы на этой странице:
- 1 сентября— празднуется собранный овес.
- 2 сентября — Свекольница
- 3 сентября — лён
- 5 сентября — Луппа ходит.
- 8 сентября— опять овес!
- 9 сентября — первый поклон рябиннику
- 10 сентября — Анна-скирдница
- 11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
- 12 сентября — Свытник
- 14 сентября — Летопроводец
- 19 сентября — воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех
- 20-е сентября и далее — дни лука.
Рыжий мужик Луппа, свекла и лук
На первый взгляд, ничто не предвещает потрясений. Сентябрь — батюшка тепляк в овсах набряк. Разворачивается праздник урожая.
Парад сельскохозяйственных, уборочных пословиц.
В сентябре и у воробья пиво, и у вороны копна.
1 сентября— празднуется собранный овес.
2 сентября — Свекольница
3 сентября — лён
Баба Василиса о льнах радеет (это о византийской святой, мученице Вассе, что поминается в этот день со чадами).
5 сентября — Луппа ходит.
Очередное народное прочтение (мученика Луппа):по поверхности, цветная картинка — рыжий мужик по спине лупит. Почему рыжий? Он — солнце? Или оттого, что деревья рыжи? Лупит по спине: нужно наклоняться за всяким лесным продуктом, грибом, скажем, или брусникою. Луппа-брусничник, бродит по лесу, по вырубкам и тайным полянам. На дворе первые луппенские заморозки.
Еще раз вспомнили овес (сварили кисель?).
8 сентября— опять овес!
Наталья-овсяница. Всю жизнь думал, что она ветреница, хоть и померла от любви и верности и невыносимой тоски по мужу Адриану. Супруги жили в Никомидии при императоре Максимиане (III век). Адриан был язычником, начальником судебной палаты; гонения на христиан он наблюдал во всей полноте. Их страдания и стойкость поразили его. Он обратился в новую веру, объявил себя христианином, был заключен в тюрьму и подвергся мучениям. Жена его Наталия была тайной христианкой, она не переставала укреплять Адриана в его вере.
Вскоре после смерти мужа она скончалась. Наталия почитается Церковью, как бескровная мученица, изнуренная страданиями.
Адриан (Одриян) отвечает в сентябре за толокно. Наталья несет в овин овсяный блин. Чтобы духота и гниль и внезапный огонь от стен овина отшатнулись, испугались блина.
9 сентября — первый поклон рябиннику
10 сентября — Анна-скирдница
Снопы убирают в скирды, славят урожай. Начинаются ярмарки. Это та Анна, что со старцем Симеоном встречала в храме младенца Христа.
11 сентября — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Непростой день. Его должно проводить спокойно, не праздновать, не пить, не веселиться, а главное, не есть ничего круглого, картофель, к примеру, или яблоки, что могло бы напомнить о голове Предтечи. До этого дня и после всё поют и пляшут — в овсе, капусте и рябине, а этот Иванов день стоит и словно оглядывается, куда-то за угол (времени). Пляски запрещены категорически, ибо у царя Ирода на пиру плясала Саломея и выпросила у него голову Крестителя. Отдельный день; словно он сам отсеченная голова (света).
Этот же день — Иван-пролеток. Пролеток — от лета, не от пролететь. Иван, что после лета (перед бабьим летом, между летами). В отличие от лета, которое красно работой, Иван красен праздностью и яркими товарами. Торговать в этот день можно (видимо, так), пировать и плясать нельзя. Это Иван постный. С постного Ивана мужик не выходит в поле без кафтана.
Холодает; сфера воздуха понемногу делается опасна.
12 сентября — Свытник
Свивают ячменные стебли с льняными и овсяными, загадывая будущие урожаи.
14 сентября — Летопроводец
Кончается старое лето, начинается новое. Сегодня старомосковский, почти позабытый Новый год.Начинается большое бабье лето. Девки бегают хоронить мух. Заворачивают их в пожухлые листья и закапывают в озимую пашню. Будто бы проснувшиеся весной мухи разбудят и хлеб. (По другим данным, похороны мух приходятся на 5 сентября.) Новое лето: в печи разводили новый огонь. С Летопроводца до Гурия (28 ноября) в старину праздновались свадьбы.
19 сентября — воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех
Легенда такова: язычники хотели затопить христианский храм, для чего распрудили две реки и направили на него многие воды. Однако архистратиг Михаил, во имя которого был построен храм, ударил по скале мечом, та треснула и вода ушла в расселину.
Заморозки по ночам. Мы не греки, мы по-своему удерживаем водные буйства.
Наш Михаил прохватывает воду льдом. Се русский меч.
В этот же день «Архип (собери) опилки». На Архипа заготавливают на зиму дрова. Притом наблюдение следующее: если много опилок упадет на землю, много денег уйдет на ненужные безделушки. Посему нужно резать дерево экономно и аккуратно.
20-е сентября и далее — дни лука.
Лук в косицы плели девицы. Начинается торговля репчатым луком. Примета следующая: на луке много «одежек», шелухи на луковицах — к зимним холодам.
Не все, однако, так празднично пестро. Сентябрь двоится; позади разноцветных фигур льется, с каждым днем все холодея, прозрачный фон — иное, внешнее время.
- От Луксора к нубийским храмам
- **Луксорский храм
- Живоносный источник в Балуклии
- Купальня «Лукач»
- Луксор, Карнак и Западные Фивы
- **Луксор
- Кранах, Лукас старший
- *Музей техники мумификации и **Луксорский музей
- Лукас, Лейден ван
- Джордано, Лука
- Юден, Лукас Ван Бален, Ян ван
- «Ах ты сукин сын, комаринский мужик!» или рассказ о юнкерском училище