Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина
ДОБРУШСКАЯ ЭКОНОМИЯ
ДОБРУШСКАЯ ЭКОНОМИЯ
А.Л. Киштымов в районной книге «Памяць» (1999) сообщает, что наиболее развитой в большом Гомельском имении была Добрушская экономия, где еще до Николая Петровича Румянцева действовали полотняно-ткацкая мануфактура, несколько кузниц и водяных мельниц. При Н.П. Румянцеве в Добруше появился мощный спиртзавод, на который поступало зерно не только с Гомельского имения, но и с Украины. На нем были применены самые прогрессивные на то время шведские технологии.
На землях Добрушской экономии было много леса. Лес использовали в качестве дров на спиртзаводе и на пивоварне. Из него изготавливали уголь, который использовали на нескольких местных кузницах, медеплавильных и чугунолитейных заводах.
Широко использовалась энергия местной, достаточно мощной реки Ипуть. На ней действовали всевозможные мельничные механизмы: сукновальня, ковальские молоты, станки ткацкой фабрики. Известно, что в 1814-15 гг. за обустройство некоторых таких механизмов отвечал коллежский регистратор, англичанин Данила Иванович Винтер.
В 1834 г. в Добрушскую экономию входили села Добруш, Вылево, Старый Крупец, Кармы, деревни Романович, Жгуны, Хорошовка, Камень, хутора Дубовый Лог, Новый Крупец, Марьино, Леонтьево, Жгунская Буда, Огородня Гомельская, Добрушская Слобода и монастыри Иоосафовский и Тарловский. В самом Добруше в тот год проживало 524 человека (288 мужчин и 236 женщин).
В 1842 г. в Добруше появилось новое хозяйственное здание, в котором была «устроена молотильная машина со всеми к ней принадлежностями, действующая волами», то есть с использованием животной силы.
Неурожайные в повете 1850-56 гг. привели к экономическому спаду. Возникли беспорядки между крестьянами и спокойствие было восстановлено только военной силой. Федор Иванович Паскевич попробовал преодолеть образовавшийся кризис тем, что начал сдавать в аренду добрушские предприятия. Так, по контракту с купцом 2-й гильдии Михаилом Николаевичем Рубановым ему с 1 октября 1856 г. в аренду на 12 лет за ежегодную плату по 10 тысяч рублей серебром передавалась «мукомольничная мельница о 12 поставах, в том числе и крупчатка на 3-х поставах, сверх того еще два постава, устроенные при молотильне, маслобойня, токарня, лесопильная мельница, гамарня (мастерская по обработке металла), а также особо устроенный литейно-чугуночный завод». Однако через три года Ф.И. Паскевич останавливает действие контракта с М.Н. Рубановым. Новый контракт по аренде и содержанию добрушских заводов был заключен в 1865 г. сроком на восемь лет с гомельским 2-й гильдии купцом Мойшей Шендеровым Маянцем. Однако и он просуществовал недолго.
- Глава 11. Экономия в пути
- Магазины и экономия
- Мандава
- 1. Как быть, если вес или размер ручной клади немного превышает установленные нормы?
- Дети леса
- Проспект Римского-Корсакова
- IX. Транспорт Индии
- Иехония
- Париж д’Артаньяна
- Судак
- Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века
- 6. Все дороги ведут в Сеул