Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина
О НАЗВАНИИ
О НАЗВАНИИ
Начну с того, что Добруш — это город рек и мостов. В этом его отличие. Его можно назвать «Белорусской Венецией». Здесь сливаются две реки — Ипуть и Хорапуть, те дороги из варяг в греки, которыми наши древние предки пользовались не одну тысячу лет. Поселение изначально было образовано на островах.
А.Ф. Рогалев в своей книге «Назвы бацькаўшчыны» (2008) сообщает, что самым ранним из известных нам документов, в которых упоминается это поселение, является «Реестр ревизии хозяйской Гомельской волости 1560 года». В нем нынешний город представлен как село с названием Добруша. В.П. Лемтюгова в книге «Тапонімы распавядаюць» (2008) добавляет, что на карте «Беларусь в конце XVI в.» Добруш обозначен именно как Добруша.
Далее указанные авторы следуют каждый своей дорогой. Избегая примитивизма, я пойду за более сложным разъяснением.
А.Ф. Рогалев сообщает, что Добруша — это название одной из рек на правобережье украинского Днестра. Данное название относится к сербо-хорватским топонимам и обозначает не просто приток какой-то реки, но целую местность. В данном случае эта местность располагалась по линии реки Ипуть.
Исследователи сходятся во мнении, что названия с окончанием — уша являются редким архаичным типом славянской топонимии. Это окончание обозначает понятие ус, то есть приток какой-то более крупной реки. Ареол подобных названий — а он от Балкан и до северных земель европейской части России — позволяет связывать распространение наименований с окончанием на — уша с массовым вынужденным перемещением славянских племен с юго-запада Европы на северо-восток в конце VII — начале VIII вв. новой эры, когда этим племенам начала досаждать Римская Империя.
Так что есть основание утверждать, что поселение Добруша могло возникнуть на берегу Ипути еще в конце VII — начале VIII вв.
Что касается основы добр-, от которой происходит данное географическое название, то оно означало в древности не просто понятие «добрый, простоватый, бесхитростный», но еще и «чистый, святой, девственный, непорочный, непуганый». К незаселенной местности могли подходить именно последние значения. Все просто: переселенцы были изумлены, ибо встретили здесь, на залитых речными водами землях, чистый, девственный, непорочный мир, мир, который им захотелось сделать своим домом. Дело было даже не в той религии, которую они исповедовали, а именно в удивлении. Даже тогда, в VII в., найти Затерянный мир в Европе было непросто. То, что стало для пришельцев потрясением, и легло в основу названия здешней местности.
Не менее сложной является расшифровка названий и местных рек — Ипути и Хорапути. То обстоятельство, что в данной местности смыкаются две реки с одной корневой основой, наводит на мысль, что общим для этих названий является старинное славянское слово "путь, дорога". Очевидно, древние имели ввиду водную дорогу, ту самую, которая связывала эти земли с югом. Главной загадкой являются приставки «и» и «хора». Если эти реки были водными дорогами, то какая-то из этих дорог была более благополучной. По моим представлениям приставка «и» должна была обозначать более прямой, простой путь, а приставка «хора» — более опасный, извилистый, мелководный. На месте слияния этих рек и было образовано здешнее поселение. Причем, Ипуть приходит сюда с северо-востока, а Хорапуть — практически с юга. Между прочим, приставка «и» в смысловом значении это «соединение».