Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина

ИЗ ИСТОРИИ ВОРОНОВСКОЙ КАЗЕННОЙ ПОЧТОВОЙ СТАНЦИИ

ИЗ ИСТОРИИ ВОРОНОВСКОЙ КАЗЕННОЙ ПОЧТОВОЙ СТАНЦИИ

(По материалам доклада С.Я. Куль-Сельвестровой на научной конференции в г.п. Радунь 11 декабря 2004 г.)

Через Вороново проходила дорога, связывавшая два важных центра — Гродно и Вильню.

Российская империя имела систему пересылки корреспонденции, поэтому, когда белорусские земли вошли в состав России, на них стали оснащать новые пункты почтовых пересылочных станций. К примеру, в 1838 г., не самом удачном для почтового ведомства, через Вороново и Жирмуны проехало 420 пользующихся почтовыми услугами человек. Для чиновников эти путешествия осуществлялись за счет казны, для остальных — за собственные деньги. Курьеры имели преимущество в получении лошадей на почтовых станциях. Обычно экипаж запрягался тройкой, которая менялась на каждой станции.

Сама почтовая станция представляла собой здание, разделенное на две половины, в одной находился покой смотрителя станции («станционного смотрителя») и помещение для ямщиков, а в другой располагался покой для путешествующих. Кроме этого дома, рядом размещались конюшни, хозяйственные строения, где хранили фураж, брички, сани, упряжь и т. д. На Вороновской станции в разные дни насчитывалось от 26 до 45 коней.

На протяжении нескольких десятилетий Вороновскую почтовую станцию на праве аренды содержал виленский купец третьей гильдии Арон Лейбович Сольц. Впервые он взял здешнюю станцию в 1824 г. Обычно каждые три года власти оповещали об аукционе, на котором выбирался арендатор. Однако Сольц имел аренду без аукциона, потому что хорошо зарекомендовал себя «по приобретенному в сем деле общему доверию столь долговременным содержанием станций в полной исправности и только отличном состоянии».

В ночь с 24 на 25 мая 1841 г. в Воронове случился большой пожар. Он начался случайно, от удара молнии, которая попала в здание постоялого двора, принадлежавшего дворянину Расудольскому. В одном из домов, который принадлежал еврею Генаху Алькеницкому, в огне остались дети — четырехлетний мальчик и шестилетняя девочка. Даже родители не отважились броситься в пылающий дом, на котором уже начала рушиться крыша. И тогда «через двери, затянутые дымом, под горящую крышу кинулся в пылающий дом» смотритель Вороновской почтовой станции Лебедь и спас этих деток.

В XIX в. почтовые станции являлись чуть ли не главной возможностью информационного общения на расстоянии. Поэтому заслуга их огромна и забывать о том, что этой услугой пользовались наши предки, нельзя. Что касается станционного смотрителя Лебедя, то этот человек достоин памятника в Воронове. Будем помнить об этом герое — будем знать и историю родного края.

О скорости доставки конной почты говорит пример переписки Марыли Путкамер (Верещаки) с Томашем Заном. Из Больтеников, где жила Марыля с мужем, ее письма доходили в Вильню за день-два.

В ночь с 29 на 30 марта 1831 г. отряд из двух десятков повстанцев во главе со шляхтичами Шельтынгом и Вильямовским совершили налет на Вороновскую почтовую станцию. Убить никого не убили, но 35 коней забрали. Известно, вольные действия одних, пусть даже и за высокую идею, приводят к бесправным действиям других. Вот выписка земского исправника Ольшевского губернатору края от 2 апреля 1831 г.: итак, повстанцы забрали 35 коней из одной конюшни, «а прочие, стоявшие в другой конюшне, о коих мятежники не знали, забраны самими извозчиками той же станции и выведены неизвестно где в лес» (то есть, украдены под шумок). Впоследствии выяснилось, что кроме забранных 35 коней украдено было еще 5 коней. Это не считая сбруи и седел.

Почтовая станция в Воронове действовала до начала 1850-х. В это время на Гродненщину пришел телеграф. А еще через пару десятилетий через этот регион прошла железная дорога, которая сильно потеснила конную почту на предмет пересылки корреспонденции и перевозки пассажиров.

Оглавление книги


Генерация: 0.230. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз