Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина
ИСТОРИЯ ОСТРОВЕЦКОГО КОСТЕЛА
ИСТОРИЯ ОСТРОВЕЦКОГО КОСТЕЛА
(По материалам районной книги «Памяць»)
По истории костела можно проследить историю города. В особенности здесь, на Гродненщине.
Герман Брегер сообщает, что имя первого известного фундатора островецкого костела — Юрий Гаштольд. Это брат Мартина Гаштольда, владельца этого имения. Само название «Островец» впервые обозначено в 1468 г. в документе, имеющим отношение к костелу: владелец Гераненов Юрий Гаштольд записал в этом документе две меры меду ежегодно со своего имения Поречье в пользу Островецкого парафиального костела Девы Марии и всех Святых. По-видимому, костел в Островце существовал еще раньше, ибо Гаштольд искони были ревностными католиками.
Позже, в 1474 г. бояре Богдан Миткович и его братья Ян и Юшка, что проживали в околицах Островца, записали островецкому костелу ежегодный фундуш и восемь бочек жита и по две овса и ячменя.
В одном из реестров Виленской диацезии за 1559 г. сообщается, островецкой плебании принадлежало 8 домов (дымов) подданных жителей местечка.
В 1600 г. Ян Корсак и Алена Гнаинская, узнав о плачевном состоянии деревянного здания костела, который даже не имел тогда своего священника, указали построить новое деревянное здание костела и подтвердили все первоначальные дарственные костелу бывших владельцев Островца, в том числе и фундуш своего предшественника Матеуша Вольского на село Грузди. Кроме того, были подтверждены записи на десятину с урожая зерна в имении Островец, на владение корчмой и огородом на рынке и тремя полями под местечком на реке Лоша.
Позже 8 мая 1616 г., чувствуя приближение смерти, Ян Корсак составил завещание, согласно которому он фундовал в недавно построенном деревянном костеле, освященном уже в честь святых мучеников Кузьмы и Демьяна, монастырь ордена доминиканцев. Монахам этого монастыря он записал деревню Ваверяны, фольварок Запрудье (теперь Мядельский район).
В 1630 г. в монастыре случился пожар, в результате сгорел монастырский архив.
В войну Речи Посполитой с Россией в 1654-67 гг. монахи островецкого доминиканского монастыря потерпели вновь. В 1658 г. во время боев настоятель монастыря ксендз Вацлав Козловский и братья собрали обоз с костельным золотом и серебром, литургическими принадлежностями и архивом и выехали из Островца. Они смогли продвинуться лишь милю. Неожиданно, на них напал отряд во главе с князем Долгоруким и разграбил обоз.
Монастырю много жертвовали Иероним Корсак (1671), Роман Корсак (1642). В том числе жертвовали и на конкретных монашеских лиц — в частности, Роман Корсак поручал ежегодно вносить 24 злотые на обеспечение монахини Марины Гавриловны Корсаковны, которая проживала в этом монастыре. Жертвовала монастырю и окрестная шляхта. Так, в 1678 г. владелец имения Даукшишки Ян Гринкевич завещал похоронить себя в островецком костеле и записал ему 100 злотых. В 1679 г. завещал похоронить себя в этом костеле Войцех Янович Юраго, владелец имения Даукшишки Юраговские.
Храм, который существует в Островце теперь, сооружен из камня на средства Гилярия Тишевского в 1785-87 гг. в формах позднего барокко.
В начале XIX в. костел был существенно переоборудован и приобрел при этом черты классицизма. Это трехнефная базилика с плоской алтарной стеной. Главный фасад оснащен четырехколонным портиком и треугольным фронтоном.
В 1866 г. здание костела передали под юрисдикцию православной церкви. Над крышей был возведен купол.
В 1930-е гг. здание костела вернули католикам.
Про интерьер островецкого костела святых Козьмы и Демьяна сообщает в районной книге «Памяць» (2004) Александр Адамович Ярошевич. Некоторые из икон попали сюда из кармелицкого костела Всех Святых в Вильне. Это алтарная икона на доске «Матерь Божья с горы Кармель». Мария стоит на месяце, охватывая плащом, словно крыльями, группу людей, преимущественно монахов. В небе на облаках представлена новозаветная Троица: Иисус, Бог-отец и Святой Дух в образе голубя. Кармелицкого происхождения и икона в стиле барокко «Матерь Божья Адигитрия». А вот перечень других алтарных икон XVIII в.: «Святая Текля», «Святая Анна, Мария и Дитя Иисус», «Святой Антоний», «Матерь Божья Болесная», «Матерь Божья Ченстохоская».