Книга: Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура
Курьезное произведение
Курьезное произведение
Занимаясь в архивах, всегда делаешь неожиданные находки. Особенно в фондах, где казалось бы не должно быть сведений по изучаемой теме. Например, что можно найти по истории русского искусства в бумагах Палаты гражданского суда Санкт-Петербурга? Оказывается найти можно до сих пор неизвестное.
Долго работал на берегах Невы немецкий (или австрийский) скульптор и резчик Иоганн Франц Дункер (1714–1795). Прибыв в Россию в 1738 году, он несколько лет трудился в царских дворцах и по частным контрактам. В 1746 году талантливый мастер поступил в Канцелярию от строений и долгие годы сотрудничал с архитекторами Ф. Растрелли и Ю.М. Фельтеном в украшении дворцовых построек в столице и пригородах. В частности, по эскизам Растрелли он в 1756 году делал восковые модели для ваз и фигур, которые, вырубленные затем в пудожском камне, установили на фронтонах и балюстрадах Зимнего дворца.
С декабря 1749 года, одновременно с «фигурной» работой в Канцелярии от строений, Дункер руководил скульптурной мастерской Академии наук и художеств, учил «находящихся в модельном и резном статуйном департаменте подмастерьев и учеников модельному и резному статуйному делу» и был обязан выполнять «чертежи и модели новым проектам, какие ему от канцелярии Академии наук даны бывают». Следуя этому обязательству, он в 1753–1754 годах исполнил шесть статуй для башни Кунсткамеры. В 1762 году скульптор и резчик из Академии наук уволился, чтобы заняться важным заказом в Зимнем дворце, однако связи с Академией не потерял, если судить по найденному документу.
В марте 1781 года С.Г. Домашнев (1743–1795), директор Академии, заключил с Дункером контракт – исполнить из дерева «гору с принадлежностями <…> с представлением на оной горе храмика с барелиевами и протчими архитекторным по приличности украшением, обелисков, шлюзов и мельницей, всего 70 фигур, барашков, народ и лошадей – 75 фигур; <…> дерев больших и маленьких до 100 фигур. И около горы довольное количество разных цветов и землянишной травы с цветами и плодами, и со всею принадлежащею к сему делу фонтанною, живописною, золотарною и лакирною работою <…>, и прибавя к тому все, что, быть может, к лучшему украшению».
Последней оговоркою Дункер воспользовался и добавил «другую гору с обсерваториею и глобусом <…>; от одной горы (сделал) на трех арках переходную галерею или мат; под горою для пустынника – покой, куда проведен фонтан, 4 домика, разделенные на покой с конюшнею и сараем. Для каскады – большая вододействующая машина, ко слюзам о 4 воротах <…>. Прибавлено разных фигур <…>, всего 132 фигуры». В резной модели имелись также: «подъемный мост с городовыми воротами и караульного домиком, версты и три будки, четыре столба с фонарями, две батареи о 4 пушках со всею к оным принадлежностию; для воды каналы и к оным два больших бота и две рыбные шлюпки. На мосту карета о четырех лошадях, с фигурами, одноколка и 4 роспускные дрожки с лошадьми и фигурами на мосту людей, пеших и на лошадях, и прочаго, всего 92 фигуры». Поражает обилие фигур и подробностей, разнообразие деталей.
Можно предположить, что модель делалась по определенной программе в духе модной в эпоху рококо литературной идиллии. Дункер руководил работой команды столяров и резчиков, но за три отпущенных месяца не справился с ней, отчего в конце 1782 года его обвинили в «насильственном задержании» модели. Оправдываясь, скульптор ссылался на дополнительную работу, которую ему поручил лично Домашнев с обещанием ее оплатить. Однако это обещание было устным и заказчик от него отрекся. По контракту он обязывался выплатить только 430 рублей, тогда как Дункер требовал много больше – 1660 рублей.
Суд соглашался с Домашневым, но окончательное решение, похоже, приняла Екатерина II, бывшая истинной заказчицей уникальной многофигурной композиции, судьбу которой мне выяснить не удалось. Это был не барельеф, а объемная, сюжетная «картина». Если она найдется, русская скульптура обогатится великолепным образцом резкого искусства конца XVIII века в исполнении блестящего его представителя, который все больше интересует исследователей, ибо он создал целую школу русских резчиков-скульпторов.
- Медный всадник – произведение национального и мирового значения
- Природа как произведение искусства
- Церковь Воскресения Словущего.
- Страна вечных фестивалей
- Переходим к письму
- Улица Печатника Григорьева
- Интересные тылы Дмитровки
- Дом № 43–45 Гостиница В.Е. Пестрикова «Метрополитен» («Знаменская.»)
- Часть третья, аэропортовая
- Бизнес-центр (Крестовский пр., 11)
- Наряду со сменой силуэта
- ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ИСАЧЕВ