Книга: Как за 50 евро слетать в Европу. Готовые решения для экономных путешественников
Советы бывалого
Советы бывалого
В первую очередь, следует весьма придирчиво выбирать место, где вы собираетесь ловить попутку. На эту роль точно не годятся участки дороги, где маневр для водителя заметно затруднен или вообще не возможен (например, перед мостом и сразу после него). Желательно, чтобы дорога хорошо просматривалась хотя бы на 500-1000 м, в этом случае у проезжающего мимо водителя будет время, чтобы понять, что впереди голосует человек, и принять решение, брать ли его на борт. Еще одним важным условием является наличие обочины, где автомобиль мог бы притормозить. Вообще, учите правила дорожного движения, чтобы не заставлять потенциальных возниц выбирать между их требованиями и вашим скорбным видом.
Кстати, уверенное, приветливое выражение лица — одно из важных условий удачного автостопа. Водители обычно берут попутчиков не из соображений абстрактного человеколюбия, а по вполне «эгоистическим» соображениям: им нужен кто-то, кто будет развлекать в пути разговорами. Депрессивные личности, которые будут молчать всю дорогу, уставившись в одну точку, конечно, вряд ли будут высажены, но вот испортить репутацию автостопа в целом запросто могут. Так что будьте солидарны и думайте о товарищах! Это, впрочем, не значит, что водителю следует навязывать свое общение, если он сам того не желает.
Чтобы повысить свои шансы, старайтесь одеваться так, чтобы вас было видно издалека. В темноте помогут светоотражающие элементы: может, вас и не подберут, но точно не переедут, что уже немало. Вообще, голосовать ночью считается среди автостопщиков довольно сомнительной затеей. К ней обычно прибегают как к последнему средству, когда нужно срочно добраться до места назначения. В тех случаях, когда время терпит, рекомендую раскинуть палатку в каком-нибудь укромном месте и спокойно дождаться утра.
Путешествовать автостопом лучше в паре (принять на борт трех или тем более четырех человек трудно даже с технической точки зрения). Идеальный вариант — две девушки: с одной стороны, представительницам прекрасного пола больше доверяют и просто симпатизируют, с другой — меньше опасность стать жертвой преступника. Хотя, честно говоря, я слышал больше историй о водителях, которые пострадали от автостопщиков, чем наоборот. Это, впрочем, не означает, что мерами безопасности вообще можно пренебрегать. Ниже я еще остановлюсь на этом важном моменте.
Если речь идет о разнополой паре, то предпочтительнее, чтобы голосовала девушка. При этом парню прятаться в кустах не рекомендуется. Водитель может просто обидеться и захлопнуть дверь прямо перед вашим носом. И дело даже не в том, что он рассчитывал на какие-то романтические отношения. Важнее сам факт обмана, хотя на первый взгляд и вполне безобидного. Люди не любят, когда ими пытаются манипулировать, особенно в пути, где традиционно складываются более тесные и доверительные отношения.
Для того чтобы путешествовать автостопом, обязательно нужна карта, но не просто красивый план страны, на котором отмечены все ее достопримечательности. Это должна быть специальная карта автомобильных дорог, и чем она подробнее, тем лучше. К счастью, сегодня в Европе продается много комбинированных вариантов, которые предназначены в первую очередь для владельцев автокараванов, чтобы помочь им проложить кратчайший путь от одного кемпинга до другого, посетив по пути что-нибудь интересненькое.
В западных фильмах довольно часто можно увидеть автостопщиков, стоящих на обочине дороге с самодельной табличкой, которая оповещает о пункте их конечного назначения. Лично я предпочитаю универсальный жест с поднятым вверх пальцем. В этом случае вероятность того, что водитель остановится, увеличивается. Предположим, в ходе короткого диалога выяснится, что он едет в нужном направлении, но может провезти вас лишь половину пути. Отлично! Немедленно соглашайтесь, поскольку основной принцип автостопа гласит: «Лучше плохо ехать, чем хорошо стоять». Поверьте, сделав несколько пересадок, вы быстрее доберетесь до нужного места, а ждать «прямой транспорт» можно и весь день (в особенности это касается национальных и второстепенных дорог, где традиционно мало транзитников).
Отдельная проблема для путешествующих автостопом — это большие города. Голосовать на улице, которая затем переходит в нужное вам шоссе, не имеет смысла — никто не остановится. Причины различны: запрещающие дорожные знаки, пробки, которые выводят водителей из себя, и т. п. В связи с этим рекомендую заранее изучить план города и прилегающей местности (их можно найти здесь: www.maps.google.com), чтобы обнаружить ближайшую к трассе остановку автобуса или железнодорожную станцию. Зачастую приходится пройти еще несколько километров пешком, но это уже, как говорится, «издержки».
Основной мотив, заставляющий шофера брать на борт попутчика, — это желание просто скоротать время в пути (по негласным правилам хорошего тона водители должны накормить попутчика или хотя бы предложить ему на стоянке кофе). Но попадаются среди них товарищи, которые не прочь подзаработать. Чтобы не оказаться в глупом положении, лучше с самого начала оговорить «финансовую сторону» поездки. Фраза No money звучит понятно по всему миру и сразу вносит в ваши отношения требуемую ясность.
Вообще, отправляясь в путешествие автостопом, нужно быть готовым к различным сюрпризам. Для себя я давно установил, что у данного способа передвижения есть некая «средняя скорость», а потому философски отношусь к долгому бесплодному стоянию на одном месте. Почти наверняка за ним последует более удачный отрезок. При определенном стечении обстоятельств за день можно проехать 1000 км и более, но рассчитывать на это не стоит. Пощадите свой организм и ограничьте расстояние одного «дневного перехода» 300–500 км.
В любом случае, путешествуя автостопом, никогда нельзя точно сказать, где ты будешь ночевать и когда удастся следующий раз поесть. Поэтому палатка и «сухой паек» (шоколад, сухофрукты, орехи и т. п.) являются неотъемлемыми атрибутами подобных путешествий.