Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Брестчина

ПРЕЧИСТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПРЕЧИСТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Исследователь истории христианских храмов на Пружанщине школьный учитель Иосиф Машкало в газете "Заря Коммунизма" 12 мая 1989 г. сообщает, что в середине XIX в. в Пружанах действовал старый деревянный костел. Местной парафией в этот период было принято решение построить новый, потому что община к тому времени разрослась до 2,5 тысяч человек и старое здание уже не справлялось с потребностями верующих. За решение этой задачи берутся помещики Пружанского повета.

Строительство началось в 1857 г. Проект создал варшавский архитектор Маркони (известный нам по проекту дворца в местечке Желудок). Валентин Петрович Швыйковский почти весь доход со своего имения направлял на это строительство. Кирпич поставляли из Полянова, что около Белоусовщины.

После пяти лет строительства, когда уже оставалось возвести только башни, случилось восстание. В.П. Швыйковский вынужден был эмигрировать. К тому же местный ксендз Гонсевский был выслан в Архангельскую губернию. Недостроенное сооружение фактически оказалось без хозяина. В это время собирается 130 подписей от дворян и мещан Пружанского повета под заявлением, чтобы здание костела передали православной общине города. Собор Александра Невского в то время уже действовал. 23 жителя Пружан обращаются с письмом к самому императору с просьбой оставить храм католикам. Но эти люди не были услышаны. Поэтому было принято решение о перестройке костела в церковь.

В 1873 г. Пружанский церковный комитет принял постановление собрать в течение трех лет по 1 рублю серебром с каждого крестьянского двора, имевшего полный земельный надел, и меньшую сумму — с других семей. За три года планировали собрать 1820 рублей 70 копеек.


Церковь достроили и освятили. Она получила название Пречистенской. Стояла она на том месте, где теперь центральный универмаг. При отступлении немцев в 1944 г. в городе возник пожар и храм пострадал. Его здание можно было восстановить. Но политики вульгарного атеизма решили снести его. И величавый храм, символ города, символ его истории, храм, построенный на пожертвования бедняков, предков ныне здравствующих пружанцев, сравняли с землей.

Словно журавлиный крик, словно светлая легенда, о нем напоминает теперь лишь рисунок талантливой местной художницы — народного мастера Марии Купецкой, сделанный по старым фото. Храм продолжает жить виртуально. Он где-то рядом, на одной из улиц Пружан. Просто мы пока не видим его за пеленой своей безответственности по отношению к великой и неповторимой истории Родины.

Оглавление книги


Генерация: 0.428. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз