Книга: Милан. Путеводитель
**Собор Санта Мария Нашенте
Разделы на этой странице:
**Собор Санта Мария Нашенте
Величественный Миланский собор (il Duomo), **Санта Мария Нашенте (Santa Maria Nascente, Пресвятой Богородицы) (1), – это символ города и главный объект внимания его гостей. Этот гигантский храм из белого мрамора гордо возвышается в самом центре города. В остальной части Италии посмеиваются над собором, для постройки которого, как писал Гёте, «пришлось целой горе мрамора навязать самые безвкусные формы», и называют его «torta di marzapane» («марципановый торт»). Поэт Генрих Гейне считал его игрушкой для великанов, Марк Твен – чудом света. В любом случае он является одной из главных достопримечательностей Европы. Однако некоторые пуристы бывают прямо потрясены, обнаружив на фасаде этого гигантского готического собора элементы барокко. В самом деле, декоративное убранство фасада отличается изобилием фигур, проработанных до мельчайших деталей и искусно размещённых на его поверхности.
История строительства
Инициатива возведения собора принадлежит герцогу Джану Галеаццо Висконти, который, несмотря на свою беспринципность и властолюбие, был покровителем искусства и науки. Он отдал распоряжение о постройке в 1386 году, но к моменту его смерти в 1402 году была закончена лишь коробка здания. В общей сложности строительство этого роскошного собора длилось более четырёх столетий, и каждая эпоха привносила в его архитектуру свои акценты и свои характерные черты. Из-за эпидемий чумы и политических переворотов, а главным образом из-за организационных проблем, строительные работы то и дело прерывались. Архитекторы менялись чаще, чем при постройке других готических соборов: до конца XV века над ним успели потрудиться 10 итальянских и даже 9 иностранных архитекторов. При этом нередко возникали ожесточённые споры, особенно в вопросах завершения сводчатых перекрытий, статики и пропорций огромных нефов. Среди зарубежных корифеев упомянем здесь архитекторов немецкой школы – Иоганна фон Фрайбурга, Ульриха фон Энзингена и Генриха III Парлера из швабского города Гмюнда, а из французов – парижанина Никола де Бонавентюра.
Особым архитектурным достижением был огромный средокрестный купол (купол на квадратном основании, Tiburio). Свои проекты для этого купола предлагали даже такие гении Возрождения, как Леонардо да Винчи и Донато Браманте, но до осуществления дело не дошло. К 1500 году Джан Джакомо Дольчебуоно и другие итальянские архитекторы всё же завершили купол в готическом стиле.
В конце концов, работы по возведению этого великолепного здания взял под свой контроль Наполеон I Бонапарт, поскольку он собирался венчаться на титул короля Италии (1805 г.) именно в Миланском соборе. Но завершить фасад так и не удалось.
Постройка этого шедевра была закончена лишь в 1959 году. Но к этому времени уже пора было начинать капитальную реставрацию. В итоге собор стал памятником, напоминающим и о драматических страницах итальянской истории: в нём нашлось место даже для архитектуры периода фашизма. Здесь в камне высечены фигуры Папы Римского Пия XI, Муссолини и кардинала Гаспарри, в то время папского представителя. Именно они в 1929 году подписали Латеранские соглашения, признающие, в частности, полную независимость государства Ватикан.
Масштабы собора
Миланский собор – сооружение во многих отношениях уникальное. Он является третьим по величине храмом Европы – после собора Святого Петра в Риме и Севильского собора. Его внутреннее пространство с самыми красивыми в Италии окнами-витражами, разделено на пять нефов, длина с внешней стороны составляет 157 м, ширина на уровне поперечного нефа равна 92 м. Общая площадь собора – 11 700 м2.
Зал собора – без скамей, как было принято в Средние века, – мог бы вместить почти 40 000 человек. До 1959 года это было самое высокое здание в городе. Затем появился небоскрёб «Пирелли». Тем самым впервые было нарушено соглашение, по которому все новые дома должны были строиться не выше дома Богородицы.
Значение собора в истории искусств
По общему плану собор – пятинефная базилика с кольцом часовен вокруг хора и трёхнефным трансептом – соответствует строению французских готических соборов, с элементами ломбардской поздней готики. Благодаря слиянию архитектурных традиций Северной и Южной Италии, Санта Мария Нашенте представляет собой уникальное явление в средневековом храмовом строительстве. К тому же этот собор – впечатляющий пример демонстрации могущества и властолюбия представителей династий и дворянских родов Висконти и Сфорца, а также миланских епископов. С тех пор, как епископ Амвросий в 390 году н. э. наложил публичную епитимию на императора Феодосия, эти епископы входили в число самых влиятельных лиц христианского мира.
В Миланском соборе.
Статуя святого Варфоломея (1562 г.) в южном поперечном нефе.
Внутри собора
- **Милан
- **Собор Санта Мария Нашенте
- Вокруг **Соборной площади
- *Пьяцца делла Скала и «Пикколо театро»
- **Замок Сфорца
- **Музеи замка
- *Парк Семпионе
- Квартал Порта Теналья
- **Квартал Брера
- **«Золотой квадрат»
- Общественные сады
- К юго-востоку от собора
- В западной части городского центра
- Парк Базилик
- Порта Тичинезе
- Навильи и Дарсена
- Достопримечательности у границ городского центра
- Собор Инвалидов и Эйфелева башня
- Казанский кафедральный собор
- Штат Санта-Катарина
- Собор Парижской Богоматери
- Двадцать седьмая экскурсия Андреевский собор – Галерная гавань и Чекуши – Смоленское кладбище
- Казанский собор
- № 32 и 34 Римско-католический собор Святой Екатерины с жилыми домами
- **БЕРЛИНСКИЙ СОБОР (BERLINER DOM)
- Пелена, пожертвованная царем в Успенский собор.
- Кафедральный собор
- Спасо-Преображенский собор
- Казачий Крестовоздвиженский собор