Книга: Сочи. Олимпийская Ривьера России
Лазаревское
Разделы на этой странице:
- Железнодорожный вокзал в Лазаревском
- Об этом писали
- Церковь Рождества Богородицы в Лазаревском
- Лазаревское во время Великой Отечественной войны
- Лазаревский центр национальных культур
- Центр национальных культур в Лазаревском
- Этнографический музей в поселке Лазаревское
- Экспозиция этнографического музея в Лазаревском. Интерьер шапсугского жилища. Конец XIX – начало XX в.
Лазаревское
В одной из старинных убыхских песен эта местность зовется Экирхан и сообщается, что здесь живут убыхи. И абхазский князь накладывает на них дань. Шапсуги же называли реку Псезуапсе – Псышьо, а долину реки – Псышьопепсе, что в переводе означает «Добрая река». После основания форта Лазарева местность стала именоваться Псышиопэ – Город у Доброй реки.
Железнодорожный вокзал в Лазаревском
После выселения горцев у солдат и офицеров форта появилась возможность заниматься хозяйственными делами. Некоторые перевезли сюда семьи. Так начал формироваться поселок, сначала в основном из русских и украинцев. В 1869 г. сюда переселились из Турции греки – 43 семьи. Они обосновались на возвышении, на правом берегу р. Псезуапсе (где сейчас – церковь, ул. Партизанская и старое кладбище). Позже многие жители уехали, и к 1872 г. осталось всего 172 человека. Все – греки. Поселение получило официальное название село Лазаревское.
Об этом писали
На общем собрании рабочие и служащие Лазаревской судоверфи в 1930 г. подняли вопрос о переименовании села Лазаревское. Они заявили: «Т. к. село носит название царского генерала Лазарева, просим райисполком переименовать его в Ежово-Шапсугск».
Работники сельхозартелей им. Сталина и «Красная звезда» приняли такую же резолюцию и добавили: «Это название просим дать нашему селу в честь славного чекиста, соратника великого Сталина – товарища Ежова, который так умело выкорчевывает троцкистско-бухаринских бандитов, вредителей, диверсантов и прочих врагов народа».
Газета «Черноморская здравница» от 16 июня 1965 г. сообщала о падении дельфина с неба во время дождя возле строящегося детского сада в поселке Лазаревское. Дельфина захватило смерчем.
В конце 1880-х гг. к грекам начали подселять славянских выходцев из различных губерний России. Появились новые переселенцы, а с ними и торговцы, ремесленники, чиновники. Положение жителей значительно улучшилось после прокладки Новороссийско-Сухумского шоссе.
В 1904 г. построили церковь Рождества Богородицы (она до сих пор действует). В начале прошлого века в Лазаревском были церковно-приходская школа, своя пекарня, фельдшерский пункт, кофейни, тюрьма. Поселок формировался вокруг военного укрепления, поэтому исторически самая старая часть Лазаревского расположена в районе ул. Калараш (у моря), пер. Одоевского и ул. Речной. Вскоре в село начали приезжать первые путешественники и отдыхающие. Для них стали строить жилье у моря. Так постепенно Лазаревское стало превращаться в курортный поселок.
В июле 1946 г. Лазаревский райисполком переименовал улицу «10 лет Шапсургии» в улицу Победы, Приморскую ул. – в ул. имени Павлова. Полковник авиации Павлов погиб в бою, его останки похоронены на кладбище в Лазаревском.
Церковь Рождества Богородицы в Лазаревском
24 мая 1945 г. Шапсугский район переименовали в Лазаревский. 24 мая 1979 г. в центре поселка Лазаревское, возле кинотеатра «Восход», в 13 часов торжественно зажгли факел. Это значило, что был открыт газопровод Майкоп – Сочи. В Лазоревскую пришел природный газ.
В Лазаревском установлены памятники М.П. Лазареву и А.И. Одоевскому. Бюст М.П. Лазареву и мемориальную доску изготовили в Краснодарском краевом товариществе «Художник». Сооружение и отделку осуществили Лооская строительно-монтажная контора и лазаревские железнодорожники. Открытие памятника адмиралу М.П. Лазареву состоялось в мае 1954 г. На нем присутствовало более 2 тыс. граждан поселка.
А.И. Одоевский участвовал в высадке десанта в устье р. Псезуапсе, и умер здесь от болезни. Автор памятника Одоевскому – И.Я. Гуслева. Он возведен в августе 1959 г. На открытии присутствовала правнучка сестры Одоевского.
В Лазаревском еще сохранились остатки стены разрушенной крепости.
Лазаревское во время Великой Отечественной войны
С первых дней войны начался призыв в армию мужчин от 18 лет и старше. С этого времени вся жизнь в тылу была подчинена нуждам фронта.
В 1935 г. в Лазаревском открыли верфь классного деревянного судостроения. На ней изготавливали спасательные шлюпки для гражданских морских судов. Во время войны стали производить десантные катера, понтонные десантно-складные лодки, ящики для снарядов и патронов. Работали в основном женщины.
На базе санаториев и домов отдыха оборудовали более 20 госпиталей. В августе-сентябре 1941 г. в них стали прибывать первые раненые. Во время обороны перевалов (вторая половина 1942 – январь 1943 г.) госпитали эвакуировали в тыл. Вернувшись, они продолжили лечить раненых, некоторые – вплоть до 1946–1947 гг.
Летом 1941 г. в Лазаревском начали строить военный аэродром. Старики, женщины, подростки работали день и ночь в любую погоду. Взрослых направляли колхозы, предприятия и организации. Дети работали после занятий в школе. Все делали вручную. Сносили жилые и хозяйственные постройки, расчищали взлетно-посадочную полосу от деревьев, кустарников и камней, таскали грунт, гальку, щебенку. Аэродром построили к концу 1941 г. – он предназначался для действия скоростных истребителей.
Всю войну в Лазаревском работала типография и ежедневно выходил бюллетень – сводки Совинформбюро. Их готовила редакция газеты «Шапсугский большевик». В 1941–1942 гг. зарплату сотрудникам не платили. В типографии работали по ночам: делали набор, печатали фронтовые сводки. Днем строили аэродром, рыли траншеи, окопы.
Большинство жителей были заняты в сельском хозяйстве – растили и собирали урожай. Лошадей мобилизовали на фронт, поэтому землю обрабатывали вручную или запрягали друг друга в плуг.
Личное хозяйство работников облагалось налогом. Они уплачивали его деньгами с посевов, сада, скота или поставляя государству молоко, масло, яйца, мед и др. продукты. За неуплату долга в десятидневный срок с момента получения предупреждения дело передавали в суд для наложения штрафа. С 1941 г. был установлен военный налог, за просрочку платежа которого взималась пеня. Также существовал «добровольный взнос» на благоустройство сельской местности.
Население сдавало в фонд обороны ценности и деньги. Люди добровольно-принудительно подписывались на облигации госзаймов. Дети собирали пустые бутылки (их потом заполняли зажигательной смесью и отправляли на фронт), металлолом, цветные металлы, запасные детали к машинам и др. А также обучались в пожарной команде, в кружках телеграфистов, телефонистов и радистов. Женщины шили, вязали и посылали на фронт теплую одежду – шубы, теплое белье, носки, перчатки, шапки.
В сентябре 1944 г. на средства, собранные жителями района, было закуплено звено самолетов-истребителей «Победа» и построен пикирующий бомбардировщик Пе-2. Самолет назвали «Шапсугский комсомолец». Его вручили экипажу, в составе которого воевал житель Лазаревского района Осман Пакович Коджешау. На этом бомбардировщике он совершил одиннадцать боевых вылетов.
Лазаревский центр национальных культур
Адрес: Ул. Победы, 28.
Лазаревский центр национальных культур был создан в 1992 г. Он объединил семь центров национальных культур: адыгейский, армянский, греческий, казачий, русский, белорусский и украинский.
Творческие коллективы центра известны далеко за пределами Краснодарского края. Они неоднократные победители всероссийских и международных конкурсов и фестивалей в Германии, Турции, Польше, Италии, Ираке, Армении, Украине, Белоруссии и России.
Центр адыгской культуры знакомит с историей, бытом, ритуалами и традициями адыгов. Тут можно увидеть обрядовые и праздничные шуточные, героические и ритуальные танцы, услышать старинные легенды и песни. Здесь проходят Дни адыгской культуры, проводятся фольклорные праздники и фестивали «Звучи, адыгская гармонь».
Традиции, быт, фольклор армянского народа изучают в центре армянской культуры, объединившем 15 филиалов в армянских селах района.
Центр национальных культур в Лазаревском
Ценители украинской культуры собирают предметы старины – национальные костюмы, рушники, музыкальные инструменты – лиры, цимбалы и другие, а также редкие книги и традиционную утварь.
Главной целью центра казачьей культуры является возрождение обрядов, традиций и уклада жизни казаков.
Центр греческой культуры объединяет людей, верных родному языку, древним традициям, музыке, песням и танцам, античному театру.
В белорусском центре выставлена экспозиция произведений народных мастеров Полесья. Это национальные костюмы и рушники, музыкальные игрушки и произведения из соломки.
Ассоциация городов юга России присудила Лазаревскому центру национальных культур международную премию «За содействие миру на Кавказе».
Этнографический музей в поселке Лазаревское
Адрес: ул. Победы, 97.
Время работы: с 10.00 до 17.00. Выходной – понедельник.
Музей открыт в мае 1990 г. в двухэтажном особняке постройки начала XX в. Дом принадлежал купцу Попандопуло. На верхнем этаже жила его семья, а на нижнем был магазин, в подвале – винный погреб. Затем в здании размещались школа крестьянской (колхозной) молодежи, средняя школа и, наконец, музей.
Экспозиция музея рассказывает об истории коренных жителей Черноморского побережья Кавказа – убыхов, шапсугов (адыгов), абадзин-садзов. Об их культуре, традициях, религии. А также о переселенцах: русских, украинцах, армянах, эстонцах, белорусах, греках. В коллекции музея есть очень редкие и ценные экспонаты. Например, коллекция ювелирных изделий, а также приспособлений и инструментов для ювелирных работ известного мастера М. Макаева. Изделия работы местных шапсугских мастеров конца XIX – начала XX в. Мужские и женские пояса, украшенные серебром и рисунком, женские украшения и др.
Экспозиция этнографического музея в Лазаревском. Интерьер шапсугского жилища. Конец XIX – начало XX в.
В августе 1956 г. в Лазаревском открыт аэропорт. 9 местных Ан-2 стали регулярно перевозить пассажиров в Сочи, Геленджик, Краснодар. Самая большая трудность при взлетах и посадках была в том, что по аэродрому постоянно ходили пешеходы, ездил транспорт, паслись животные.
Газета «Красное знамя» от 8 апреля 1959 г. сообщала, что жительница поселка Лазаревское Н.Д. Герина на своем огороде обнаружила клад серебряных монет. Среди них были серебряные пятаки 1830 г. Деньги находились в кожаном мешочке, уже почти совсем истлевшем. Н.Д. Герина передала серебро в Сочинский музей краеведения.
- Магри
- Вишневка
- Макопсе
- Аул Наджиго
- Сибирский поселок (Совет-Квадже)
- Тихоновка
- Аул «Шхафит»
- Аул «Калеж»
- Аул «Хаджико»
- Мамедова Щель
- Река Аше
- Лазаревское
- По дороге в аул Тхагапш
- Аул Тхагапш
- Солоники
- Село Волконка
- Крепость Багу
- Каткова Щель
- Чемитоквадже и Зубова Щель
- Река Шахе
- Головинка
- Ахинтам
- Большой Кичмай
- Якорная Щель
- Река Буу
- Вардане
- Лоо
- Уч-Дере
- Дагомыс
- Гора Успенка
- Солох-аул
- 3-я Рота
- Бабук-аул
- Автомобильная проблема
- Тахтамышево
- Домодедовский район
- Петергофская улица
- * Площадь Высокого Рынка – Хоэр Маркт
- От «серебряного века» до пионерского детства
- Бракенбюрг, Рихард Гондиус, Абрагам Гэль, Иост ван
- Гостиница Демута (наб. реки Мойки, 40)
- Констатиновский проспект
- Могучий Венсенский замок
- Как подняться на Эйфелеву башню без очереди
- Здесь подают «пирожки с марихуаной» («Кофейные лавки», или Coffeeshops)