Книга: Сочи. Олимпийская Ривьера России
Маршрут № 2
Разделы на этой странице:
Маршрут № 2
По Приморскому бульвару
Начнем нашу прогулку с Верещагинского виадука. Он соединил центр города с микрорайоном «Светлана», и часто его называют Светланинским.
Мост построили в 1936 г. по проекту архитектора Н.Б. Соколова. В начале прошлого века здесь был овраг, по дну которого протекала речка Верещагинка, мелкая и незаметная. Ее еще именовали Верещагинским ручьем и переходили вброд, но порой она широко разливалась. Когда строили гостиницу «Жемчужина», речку упрятали в трубу под землю.
Здесь же, по оврагу, проходила граница Сочи. Отсюда начинался (или здесь заканчивался) верхний город. В этом районе жили обеспеченные представители среднего класса. Постройка дома для них была и способом самовыражения. Поэтому все строения отличались друг от друга. Здания, типа загородных вилл, строили из дуба, каштана, выдержанной сосны. Тут же находилось большинство гостиниц для приезжих. В этой части города был более сухой и безопасный с точки зрения малярии климат.
Слово «дача» произошло от слова «дать, подарок». В XVII в. так называли земельный участок, подаренный царем. Такими подарками царь Петр награждал своих сподвижников за хорошую службу. Они строили на этих землях дома и приезжали туда отдыхать. Так получилась дача в сегодняшнем значении.
От моста пройдем немного по Курортному проспекту по направлению к центру города. Мимо автобусной остановки «Театральная». До постройки Зимнего театра ее называли «Калифорния». Здесь недалеко была одноименная гостиница, принадлежащая Н.А. Костареву, родному брату главы Сочи. После событий 1905 г. многие сочинские интеллигенты мечтали эмигрировать в Калифорнию, в том числе и Костарев. Уехать не получилось, и он нашел компромисс. В гостинице было два этажа и очень красивые балкончики. Когда строили Зимний театр, в ней располагались архитектор и комиссия. Затем здание снесли.
Курортный проспект пересекает ул. Театральная, когда-то – ул. Пограничная. Пройдем по ней в сторону моря.
С левой стороны сохранились корпуса бывшей гостиницы «Виржиния», построенные до революции. Их два. Внешний вид зданий изменился до неузнаваемости. В одном из них находится прокуратура, в другом – сочинское телевидение.
Чуть дальше – старинное здание с подвалами и очень красивой ковкой на крыше – ул. Театральная, 6. В нем был магазин удельного ведомства графа Г.Ф. Успенского. Каждое утро сюда привозили продукты из царского имения в Дагомысе. Продавали молоко, сметану, кефир. В полуподвале был погребок. В нем торговали винами крымских удельных имений.
На месте Зимнего театра когда-то было табачное поле. Внизу, в сторону моря, располагались турецкие ночлежки.
В начале 30-х гг. XX в. был объявлен всесоюзный конкурс архитектурных проектов здания сочинского театра. В нем победил проект К.Н. Чернопятова в соавторстве с В. Зварковским. По архитектуре здание напоминает греческий Парфенон. Его окружают 88 колонн. Скульптуры, установленные на театре, изготовлены в мастерской В.И. Мухиной (Москва). Их автор – ее ученица Надежда Венцель.
Большой зал был оформлен двадцатью колоннами с коринфскими капителями (по проекту архитектора В.А. Щуко, профессора В.Г. Гельфрейха). Он освещался большой чеканной люстрой, украшенной хрустальными подвесками. В то время хрусталь доставляли из-за границы. Мастера из Дмитровской артели (Московская область) впервые в Советском Союзе украсили люстру отечественным хрусталем. Кулисы – это подарок Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и изготовлены в его мастерских. Зрительный зал вмещает 1026 человек. Фойе устроено так, чтобы летом во время антракта можно было подышать свежим воздухом. Театр открылся в мае 1938 г. оперой «Царская невеста» Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Со стороны Курортного проспекта мы видим задний фасад здания театра. Около него находится уникальный и удивительно красивый зеленый уголок «Фитофантазия». Его создал С.В. Венчагов, лауреат Государственной премии в области садово-паркового искусства. Это его последняя работа. Для своих композиций Венчагов порой применял совершенно неожиданные материалы. В его произведениях цветы и растения гармонично сочетаются с вазами, корнями деревьев, керамзитом, стеклом, и даже бытовыми предметами. И в этом маленьком садике непрерывного цветения вы получите большое наслаждение, глядя на живописные композиции из араукарий, агав, можжевельника.
На месте гостиницы «Жемчужина» находилась маленькая гостиница «Эйренэ», построенная в 1902 г. В переводе с турецкого «Эйрене» означает «мир».
На ул. Театральную выходят две улицы – ул. Приморская, которая сохранила свое прежнее название, и ул. Орджоникидзе, бывшая ул. Московская. На ней стоит корпус санатория «Черноморье». Здание хорошо видно от Зимнего театра. В старом здании санатория раньше находился музей истории города и во время войны располагался военный госпиталь. В музее жил ручной медведь. У него были ошейник и кольцо, за которое он пристегивался. Раненые баловали мишку и иногда подкармливали медом, поэтому когда он сбегал к ним, утянуть обратно его было непросто.
С дореволюционных времен на ул. Орджоникидзе практически ничего не сохранилось. Мы пройдем по ул. Приморской. Она пешеходная. Вдоль нее расположен Приморский парк, точнее, остатки. Его заложили в конце XIX в. как бульвар-парк на средства министра земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолова, поэтому его долгое время называли Ермоловским.
Он тянулся вдоль моря от ул. Пограничной до Турецкого оврага (на его месте сейчас – киноконцертный зал «Фестивальный»). Выбранную территорию расчистили от дикого леса, проложили дорожки и посадили экзотические растения. Построили музыкальную раковину, площадку для детских игр и гимнастики и павильоны, в которых продавали фрукты и прохладительные напитки.
Одна из версий происхождения выражения «бархатные сезоны» такова. Осенью, когда в Москве и Санкт-Петербурге появлялись первые заморозки, дачники съезжались в Сочи. Как правило, это была богатая и именитая публика. И Приморский бульвар в Сочи им заменял Невский проспект. Они надевали свои лучшие наряды и шли себя показать и на других посмотреть. Жары уже не было, и дамы прогуливались в бархатных платьях. Поэтому этот период времени стали называть бархатным сезоном.
В начале ул. Приморской сохранились два старых дерева – кипарис крупноплодный и сосна приморская. Это все, что осталось от дачи «Ариадна». Она принадлежала О.В. Верещагиной, вдове одного из пионеров заселения Сочи. Здесь стояли рядом два дома. Большой двухэтажный особняк, в котором жила сама хозяйка с двенадцатью болонками и прислугой. Другой, маленький одноэтажный, она назвала дачей «Ариадна» и сдавала внаем. Позднее в нем жили жены отставных генералов. Когда началась Первая мировая война, О.В. Верещагина продала маленький домик. Двенадцать болонок, скрепя сердце, тоже. И отдала вырученные деньги детям участников войны.
Гостиница «Приморская»
Далее, из старых построек – здание гостиницы «Приморская», сооруженное в 1936 г. Самыми престижными в ней были номера верхних этажей с балкончиками, на которые ставили откидные кресла. Отдыхающие, сидя в них, вдыхали приморский воздух, насыщенный ароматами парка, и любовались прекрасным видом на море.
Пройдем немного вперед и справа увидим памятник А.С. Пушкину. Бюст отлили в Одессе в 1937 г. по посмертной маске поэта к столетию со дня его смерти и установили на пересечении Курортного проспекта с проспектом Пушкина (напротив канатной дороги). В 1949 г. А.С. Пушкина заменили на И.В. Сталина. Памятник поэту перенесли в Приморский парк, на то место, где он стоит и сейчас. Автор бюста – скульптор С.З. Мограчев.
Слева – библиотека имени А.С. Пушкина (ул. Приморская, 1)с. одно из немногих зданий в городе, которое сохранилось в первозданном виде. Бесплатная библиотека-читальня была основана в конце XIX в. В честь 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина ей присвоили его имя. В городе не было подходящего помещения, книги временно разместили в особняке мэра города Н.А. Костырева, и его жена Марина Александровна стала первым директором библиотеки. Под строительство здания выделили лучший участок земли в Приморском парке. Строили на общественные средства. Автор проекта – Алексей Яковлевич Буткин. Он же согласился бесплатно руководить строительством. В мае 1912 г. здание библиотеки было построено. Оно было одноэтажным. Второй этаж надстроили через пять лет. Здесь проводились лекции, собрания, семинары. Библиотека работает до сих пор. Напротив библиотеки в 1966 г. построили первую в Сочи высотную гостиницу «Ленинград» по проекту архитектора Л.Ю. Гальперина – 11 этажей. Сегодня ее перестроили до неузнаваемости и переименовали в «Маринс парк отель».
Библиотека им. А.С. Пушкина
Около него находится один из самых известных памятников города – «Якорь и пушка». Он установлен в честь победы русских войск над турками в войне 1828–1829 гг. по инициативе и на средства адмирала Л.Ф. Долинского. Памятник открыли 23 апреля 1913 г. в день 75 летия закладки первой русской крепости в устье реки Сочи. На бетонном постаменте стоит цементный лафет со старинной корабельной пушкой. Ее отлили в 1809 г. на Александровском заводе. Работы велись кузнецом А.К. Королевым.
Гигантский корабельный якорь весит 180 пудов. Он с военного фрегата «Пендераклия», который в 1840-х гг. затонул около поселка Якорная Щель (свое название поселок получил благодаря этой находке). Экипаж корабля спасся. Все, что было в трюмах, в том числе значительная сумма денег в золоте, погибло. Много лет назад водолазы нашли фрегат, достали с него много медных деталей и этот якорь, но золота не обнаружили. Местные жители шутили, что его похитило «морское чудовище». Одна из лап якоря (диаметр 25 см) надрублена горцами. Они раскаливали ее на костре, затем рубили зубилом. Так черкесы добывали металл для своих литейных изделий.
Боевые корабли «Варна» и «Мессемврия» и шесть купеческих судов стояли у строящегося форта Александрия в устье реки Сочи. С них выгружали необходимые для крепости припасы. Неожиданно начался сильный шторм. Купеческие корабли понесло в сторону Адлера. «Варну» выбросило на берег. Корабль сожгли черкесы. Его команду спасли солдаты из форта. «Мессемврию» море утащило дальше и выбросило на берег в районе нынешнего парка им. Фрунзе. Из крепости отправили большой отряд для спасения экипажа судна. Добраться туда можно было только по берегу, это было очень трудно при сильном шторме. Русских солдат поджидали засады горцев. Много матросов погибло, часть попали в плен.
Напротив памятника «Якорь и пушка» в море сочинский краевед Г. Федоровский обнаружил серебряную медаль. Ее установил Николай I в октябре 1829 г. для ношения всем участникам военных действий против турок. Медаль носили на георгиевской ленте. Она изображала крест, попирающий месяц. Видимо, ее потерял один из членов команды потерпевшего бедствие корвета «Мессемврия» в 1838 г.
Пшегус Могу был более десяти лет лазутчиком сочинского Навагинского укрепления. Самым сложным заданием было для него разыскать четыре орудия, взятые горцами при крушении фрегата «Варна» и корвета «Мессемврия» в Сочи 31 мая 1838 г. Пшегус Могу помог гарнизону поочередно отнять все орудия. За это его стали преследовать горцы. Четыре года он жил в отдаленных местах. Все равно черкесы четырежды находили его, но он сумел спастись, убив их. В апреле 1848 г. он пришел искать убежища в Лазаревский форт и попросился на службу в Анапский горский полуэскадрон.
До сих пор находят в море вещи с разрушенных кораблей. Ядра, пушки, обшивки с бортов, посуда и многое другое. Несколько пушек с «Мессемврии» хранятся во дворе Музея истории города-курорта Сочи. Часть находок лежат на дне море в районе санатория «Авангард». Пушку, найденную при земляных работах у кинотеатра «Победа», установили в Адлере в Бестужевском сквере. Такой же памятник-находка стоит у развалин стены Лазаревского форта, рядом с монументом поэту А. Одоевскому.
Вместо смотровой площадки у здания «Александрийского маяка» был лесок, обрыв и море. Тогда в городе не было таких пляжей, как сейчас. Их ширина была 40–50 м. Море размывало берег, и часто происходили оползни. Все пляжи от морского порта до морвокзала в Мацесте – искусственные. Укреплять берега и привозить гальку из устьев рек начали в середине XX в.
Ул. Приморская была проезжая. Пешеходных улиц в Сочи было мало. До появления тротуаров они были пыльные и грязные. Ходили по обочинам. Обычно поверх хороших штиблет или сапог надевали галоши. Придя на место, их снимали и оставались в чистой обуви. Ботинки, чтобы блестели, натирали салом. Маленький кусочек заворачивали в тряпочку и носили с собой.
Напротив «Александрийского маяка» сохранился двухэтажный особняк. Это дом первого городского врача Сочи А.Л. Гордона (архитектор А.Я. Буткин). Приемный покой находился в небольшом домике на ул. Пластунской (сейчас – ул. Войкова). Три комнаты. В одной из них был «стационар» на две койки. Во второй жил фельдшер с женой-санитаркой. В третьей принимали больных и делали несложные операции. Работать было непросто. Напомним: в начале XX в. в Сочи не было ни электричества, ни водопровода, ни канализации.
Первую городскую больницу на 20–30 коек построили в Сочи в конце 1902 г. на западном склоне горы Батарейка (чуть выше того места, где начинается первый тоннель в сторону Адлера). В больнице был операционный блок, инфекционный изолятор и прозекторская. До постройки больницы вскрытие трупов проводили на берегу, собирая толпы зевак.
Первый в Сочи рентгеновский кабинет открылся в 1911 г. в лечебнице-санатории доктора А.Л. Гордона. Здесь также был хирургический блок, химико-бактериологическая лаборатория, миниэлектростанция.
Далее, справа стоял дом с большими ионическими колоннами и фасадом, обращенным в сторону моря – дача профессора Миллера. Она была построена в начале XX в.
После революции дачу национализировали и на ее базе организовали санаторий «Красная Москва». Во время войны здесь размещался военно-морской госпиталь. В нем главным хирургом работал Макс Цеткин, сын Клары Цеткин. После войны в санатории лечились деятели советской коммунистической партии и зарубежные гости, в том числе и Морис Торез. После отдыха, по дороге домой, он умер в аэропорту Адлера. Его тело отправили во Францию в цинковом гробу. В память о том, что он отдыхал в Сочи, ему поставили памятник. И переименовали санаторий «Красная Москва» в «им. Мориса Тореза».
Вся территория санатория им. Мориса Тореза огорожена забором, который идет вдоль правой стороны ул. Приморской. Сейчас санаторий закрыт.
Напротив – скульптура «Юноша и дельфин». Это первая работа сочинского скульптора Г.Г. Лазаревой. За забором санатория можно увидеть (пока) несколько интересных старых зданий. Одно из них – бывший «Гранд-отель». Отсюда открывался прекрасный вид на море и горы. Вот и весь «Гранд-отель». Все удобства были на улице. Потом гостиницу благоустроили и переименовали в «Апартаменты люкс».
Мы дошли до конца ул. Приморской. Когда-то она шла дальше. Впереди был овраг и насыпь через него. Улица выходила к маяку. Перед ним, чуть ниже, находилась гостиница «Лондон» и телеграф, почта (эти здания давно снесли). Пройдя мимо них, вы выходили прямо на набережную.
- МАРШРУТОМ СЛАВЫ
- Выбор маршрута
- Оптимальные маршруты
- Автомобильные маршруты по Пелопоннесу
- Необычный маршрут
- БОЛЬШОЙ МАРШРУТ ПО КИТАЮ: ДЛЯ ТЕХ, КТО РЕШИЛ ПОДНИМАТЬСЯ НА ЭМЕЙШАНЬ
- Маршрут «У самого синего моря…»
- Ночной маршрут «Дьявольский секс в городе ангелов» со Степанычем и Стивеном Ледером
- МАЛЫЙ МАРШРУТ ПО КИТАЮ: БЕЗ ПОДЪЕМА НА ЭМЕЙШАНЬ
- «Танцуй, танцуй». Маршрут по Walking Street
- Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты
- Маршруты прогулок по городу