Книга: Сочи. Олимпийская Ривьера России

Маршрут № 3

Маршрут № 3

По Курортному проспекту

От Ривьерского до Верещагинского моста

С самого рождения город Сочи состоял из множества поселков, расположенных вдоль берега моря, и освоенной земли между ними и в устьях рек. Их связывало между собой узкое, извилистое и разбитое Новороссийско-Сухумское шоссе. Оно шло через центр города и состояло из цепочки улиц, следовавших одна за другой: пер. Ремесленный (позднее – Платановая аллея), Мамонтовский спуск (Пролетарский подъем), ул. Подгорная (часть Курортного проспекта) и ул. Пограничная (ул. Театральная). В 1934–1936 гг. их реконструировали, благоустроили и объединили в проспект им. Сталина.

Первый автомобиль проехал через Сочи в 1906–1907 гг. На нем ехал в Гагры принц Александр Петрович Ольденбургский. П. Жано был первым жителем Сочи, который приобрел автомобиль. Он пригнал из Франции «Рено», который потом ходил по маршруту Сочи – Адлер. Это была первая сочинская маршрутка.

Полуразрушенное шоссе сменила широкая двенадцатиметровая автострада с тротуарами по сторонам. На участке, где прежнее шоссе делало 128 крутых поворотов, новое – всего 28. Впервые в Сочи автомагистраль покрыли асфальтом. Работами по асфальтированию руководил французский инженер Пьер Лассер. Антифашист, он приехал в Советский Союз после ранения на баррикадах в Париже в 1934 г.

В июле 1934 г. на Бзугу начал работать первый в Советском Союзе асфальтобетонный завод. Его сконструировал инженер М.Л. Бондарь. Горячий бетон развозили на машинах, раскладывали и укатывали катками.

Дорогу делали тщательно. Лассер строго следил за соблюдением технологии. На некоторых насыпях проходили катком до 280 раз. На Сталинском проспекте, как на Западе, появились белые разделительные линии. Первого нарушителя, переехавшего через них, посадили на 15 суток и лишили права езды на машине в Сочинском районе.

По сторонам магистрали установили павильоны-остановки, скамейки, беседки. Посадили вечнозеленые кустарники, кипарисы, лавры, эвкалипты, пальмы. В 1957 г. проспект им. Сталина стал Курортным.

Курортный проспект – это одна из самых протяженных улиц в мире. Его длина около 10 км. Он начинается от парка «Ривьера», идет через весь город и, минуя поворот на Новую Мацесту, вливается в Новороссийское шоссе.

Курортный проспект был не только главной улицей Сочи, но и образцом благополучия и достатка. На нем запрещалось показываться женщинам, одетым в халаты. За это нарушение могли выселить из города.

Например, в сентябре 1960 г. работнице московского издательства Н. Сладковой административная комиссия горисполкома предложила выехать из Сочи за 24 часа за то, что та гуляла по проспекту в красных штанах.

Не допускалось проезда по Курортному проспекту грязного транспорта. Водители обязаны были мыть машины, в том числе и те, которые предназначались для перевозки строительных материалов.

Начнем прогулку от парка «Ривьера». Перейдем реку по Ривьерскому мосту. Справа от него, внизу, на Зеленом острове – Комсомольский сквер. Его создавали сочинцы на субботниках и воскресниках. В центре сквера расположены фонтан «Два якоря» и памятник участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Монумент установлен в 2004 г. Его автор – скульптор В. Звонов.


Памятник участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

На «опушке» сквера когда-то стояло здание широкоформатного кинотеатра «Спутник», построенного в 1962 г. – одна из лучших работ архитектора Е.А. Сердюкова. Во время строительства были запущены первые спутники Земли, отсюда и название. В фойе кинотеатра было огромное мозаичное панно с портретом Гагарина, на тему освоения космоса, созданное сочинским художником А. Скрипниковым. Здание снесли в 2005 г.


Главпочтамт

Напротив, на другой стороне Курортного проспекта, – подковообразное здание Главпочтамта, построенное в 1965 г. по проекту архитектора Г.Х. Назарьяна, ученика И.В. Жолтовского. Перед ним стоит пятигранная мраморная стела, опоясанная металлической лентой. На ней – текст указа о награждении города Сочи орденом Великой Отечественной войны 1-й степени.

На территории Большого Сочи, в Гагре, Сухуми и других местах Черноморского побережья Кавказа сохранились невысокие чугунные столбы (когда-то они стояли через каждые 150 м). На них выбита дата – 1868 г. Это остатки Кавказской линии первого Индоевропейского телеграфа. 34 государства были связаны телеграфными столбами, проходящими через Черноморскую Ривьеру. Первая телеграмма была отправлена в январе 1870 г. Сообщение из Индии достигало Англии через полчаса. Телеграф проработал более полувека.

Сразу же после Ривьерского моста начинается знаменитая Платановая аллея. В начале прошлого века на ее месте пролегала узкая пыльная улочка – Ремесленный переулок. Он начинался от базарной площади и другим концом упирался в пойму реки Сочи. Здесь находились кузницы, мастерские по починке телег, слесарные, деревообрабатывающие и другие кустарные предприятия. На площади перед Главпочтамтом был городской водозаборный колодец. По краям улицы росли пирамидальные тополя. Их в 1913 г. заменили платанами. Деревья посадили сочинские гимназисты к 300-летию дома Романовых и к 75-летию со дня основания города. Под ними была «стоянка такси» – ломовые извозчики поджидали своих пассажиров.

На Платановой аллее планировали установить монумент на месте могилы солдат, погибших при высадке десанта русских войск 13 апреля 1838 г. Поручик Змиев и 29 солдат были похоронены где-то в районе аллеи со стороны Пролетарского подъема. Но почему-то памятник так и не поставили.

Налево от Курортного проспекта уходят две улицы – Воровского и Навагинская.


Городской рынок

Ул. Воровского (бывшая ул. Надеждинская) другим концом упирается в ул. Московскую. С одной ее стороны расположен городской рынок (ул. Московкая, 22), а с другой – железнодорожный вокзал и автовокзал. Здание рынка построили за три года по проекту архитектора из Ростова-на-Дону Г.Д. Матасова и открыли в 1956 г. В доме 54/11 по ул. Воровского находится музей истории Сочи.

Ул. Навагинская. Отсюда начинается торговая галерея. Перед ней – цветомузыкальный фонтан.


Гостиница «Москва»

Еще одно известное сооружение с левой стороны проспекта. Это гостиница «Москва» (Курортный проспект, 18). Двенадцатиэтажное здание построено в 1976–1978 гг. по проекту архитектора И.Н. Закова.

На месте гостиницы «Москва» когда-то была пожарная часть и кафе «Рыбная кулинария» с бассейном. Это в него падал Андрей Миронов в фильме «Бриллиантовая рука». И Юрий Никулин в «Плакучей иве» пел песню о зайцах тоже здесь.

Сочинцы о Сочи

Н.И. Барсукова: «Раньше потоки морского воздуха проходили в дальние районы Сочи. Их перекрыла необдуманно построенная в виде книжки гостиница „Москва”. За ней образовывался застойный воздух, который создает атмосферу „затхлости”. Потом архитекторы писали, что это была большая градостроительная ошибка.

Я помню, что на месте гостиницы „Москва” находились табачный магазин и шикарный сквер. Магазин внутри был весь отделан сандаловым деревом. В сквере, около небольшого прудика, работало рыбное кафе. С аквариумом. Показываешь пальчиком на рыбу, ее вылавливают и тут же при тебе зажаривают».

Около гостиницы «Москва», на перекрестке трех дорог, установлен памятник архангелу Михаилу. Он считается небесным покровителем Сочи. Армированная колонна высотой 21 м стоит на пьедестале из сербского гранита. На нее скульптор Владимир Зеленко поместил фигуру архангела Михаила и 18-тонный православный бронзовый крест, отлитый на заводе «Отменное литье» в Белоруссии.


Памятник Михаилу-архангелу

Налево от Курортного проспекта, в сторону гор, уходит ул. Горького. Веерные пальмы украшают улицу с двух сторон с осени 1950 г.

Ул. Горького ведет к железнодорожному вокзалу (ул. Горького, 56). Он построен по проекту архитектора А.Н. Душкина в 1952 г. в стиле «неоклассицизма» и облицован лабрадорским известняком. Сталин ежегодно приезжал на отдых в Сочи на поезде. Ввод вокзала приурочили ко дню его рождения и ко времени отъезда из города. Сначала здание должны были сдать к 1 декабря 1952 г., потом срок строительства сократили на год. Строили его три батальона железнодорожных войск, им помогали гражданские строители и специалисты Мосметростроя, но основная нагрузка легла на военных железнодорожников. Чтобы ускорить работу, здание разделили на три части и строили их параллельно.

Об этом писали

«В апреле 1937 г. работники вокзала станции Сочи приобрели 37 пар голубей. Их поместили в верхней комнате башни вокзала, где соорудили для них гнезда и кормушки. Ухаживать за птицами взялся механик Ерошкин. Количество голубей планировали довести до трехсот».


Железнодорожный вокзал

Построенный вокзал имел три этажа – цокольный, первый и второй. На цокольном этаже размещались операционные залы прибытия и отправления, бюро обслуживания курортников, камеры хранения ручного багажа, подсобные цеха ресторана, помещения бытового обслуживания пассажиров. На первом – зал ожидания, ресторан, правительственные комнаты, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха, милиция. На втором – зал ожидания, помещение для генералов, на галереях – читальные залы. Одновременно в здании вокзала могли находиться 1400 человек.

На железнодорожном вокзале стоит скульптура «Девушка с кувшином».

Ее автор, московский скульптор И.И. Зенякина, долго искала модель. Она каждый день ходила в баню и на пляж. И вот наконец в бане она увидела девушку, отвечающую ее представлениям о красоте. Ее звали Галина Орлова, она еще училась в школе. Сначала ее мать возмутило предложение скульптора, но за определенное вознаграждение она согласилась.

Галя каждый день после занятий в школе в течение полугода позировала. Она часами стояла в мастерской, держа в руках книгу. Сначала родился слепок из пластилина, потом – из глины. В оригинале вместо книги появился кувшин.

На железнодорожном вокзале скульптуру установили в 1952 г. Самыми первыми пришли на нее посмотреть родственники, друзья и знакомые Гали. Каждый из них по много раз подходил к фигуре. Сравнивали ее с оригиналом, искали сходство. Скоро скульптура стала известной и популярной в городе.

Раньше ограждения у железнодорожного вокзала не было. Можно было сойти с поезда, в любом месте сразу выйти в город. Вокзал внутри был весь украшен картинами в духе соцреализма. Их было очень много. Куда они потом делись, неизвестно. В залах на втором этаже сейчас все изменилось, но декор еще остался.

Высота башни вокзала – 53 метра. Механизм часов сделали на Ленинградском адмиралтейском заводе.

Сочинцы о Сочи

Ю.М. Новиков: «Я помню старый железнодорожный вокзал. Еще до реставрации. Там турки сделали пол из полудрагоценного камня, вернее мощение. Техника флорентийской мозаики. Нефритовый пол с прожилками из бронзы. После реставрации его уже не было».

Н.М. Барсукова: «Такого нет нигде, только в Сочи. Только у нас на перроне растут магнолии. И когда вы выходите из поезда, сразу чувствуете их запах. „В краю магнолий плещет море”».

Направо от Курортного проспекта, к морю, идет ул. Войкова. Раньше она была ул. Пластунской. Ее переименовали в середине 1920-х гг.

Пластунами называли казаков, которые входили в особые команды. Они несли разведывательную и сторожевую службы и выделялись своим умением стрелять, маскироваться и бесшумно передвигаться. После окончания Кавказской войны надобность в пластунах отпала. В 1869 г. семейные солдаты-пластуны образовали село Пластунка. Позже появилась и Пластунская улица.

На пересечении ул. Войкова с Курортным проспектом стоял дом знаменитого греческого купца А.Х. Черномордика. В советское время в нем был знаменитый гастроном № 1, называемый в народе Поцелуевским, по фамилии директора. Сейчас здание разрушено.

Из воспоминаний жителей Сочи

Л.А. Морозова: «Раньше ул. Войкова была многолюдная. Ее называли „Бродвей”. По ней все гуляли. Если надо было найти кого-то из местных жителей, шли сюда. С одной стороны был сквер, а с другой – в один ряд здания архитектуры начала века. И Поцелуевский гастроном. Его директором был Поцелуев, Герой Социалистического труда. Он уже умер. Здание после его смерти продали и разрушили. Рядом еще было кафе в стиле модерн. Представляете, русский модерн! Кафе „Шайба”, сколько я себя помню, столько и стоит на этом месте. Конечно, раньше оно выглядело по-другому. Банк построили недавно. Он стоит на месте ресторана „Голубой”. От старой улицы остался лишь один кусочек, здание загса. Там на втором этаже был телеграф. И еще лестница. Ее реконструировали. Но она по-прежнему ведет к собору Архангела Михаила».

После Платановой аллеи идет участок проспекта, который до революции назывался Мамонтовский спуск, а после – Пролетарский подъем.

Вдоль левой стороны проспекта идет лестница. Если по ней подняться, посередине увидим аллею. Она ведет к замечательному особняку начала XX в., «Вилле Вера» (Курортный проспект, 32).

Этот участок земли во второй половине XIX в. приобрел московский потомственный гражданин Н.Н. Мамонтов. И построил тут виллу. Дом вышел добротный и простой. Его срубили в Ростове-на-Дону и в разобранном виде привезли в Сочи. Дачу назвали «Вилла Вера» в честь сестры хозяина Веры Мамонтовой. Она была замужем за П.М. Третьяковым, основателем знаменитой галереи.


«Вилла Вера»

Н.Н. Мамонтов нанял агронома А.И. Гарбе. Тот заложил вокруг дома великолепный сад. В дальнейшем на М.А. Мамонтовой женился сочинский предприниматель Н.А. Костарев. Он построил вместо деревянного дома в 1910 г. двухэтажную виллу из камня. После революции в здании расположился дом отдыха Совнаркома, затем санаторий им. Цюрупы. Во время войны – госпиталь, после – дом пионеров, и наконец, в настоящее время – городской центр внешкольной работы.

Мы останавливаемся у тех строений на Курортном проспекте, которые интересны с точки зрения истории и архитектуры. С правой стороны красивое здание желтого цвета с колоннами и лепниной. Это бывший кинотеатр «Стерео» (Курортный проспект, 37), построенный в 1953 г. по проекту архитектора Стенюкина. Тогда он назывался «Сочи», и имел два зала – белый и голубой. В 1975 г. один из них переоборудовали в стереозал. И кинотеатр переименовали в «Стерео». В 2007 г. здание передали государственной корпорации «Олимпстрой» сроком на 8 лет для подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г. Перед кинотеатром в стоп-кадре застыла десятиметровая бронзовая фигура «стремительно идущего» Николая Островского. Памятник сооружен к 75-летию писателя по проекту ленинградских скульпторов В. Горевского, С. Кубасова и архитектора Б. Бухаева.

Пройдем немного вперед по проспекту. Нас интересует здание Художественного музея (Курортный проспект, 51). Его построили в 1936 г. по проекту архитектора И.В. Жолтовского специально для горкома ВКП(б) и управления уполномоченного Совета министров СССР по курорту Сочи-Мацеста. Это учреждение должно было руководить преобразованиями курорта.

На площади перед музеем установлен памятник В.И. Ленину. Бронзового Владимира Ильича, держащего в опущенной руке газету «Правда», поставили на гранитный постамент в 1957 г. скульптор З.М. Виленский и архитектор Л.В. Руднев.


Бывший кинотеатр «Стерео»

Идем по Курортному проспекту до Верещагинского (Светланинского) моста. Перед въездом на него стоит мраморная стела с горельефом Николая Островского. На камне высечены его известные всем советским людям с детства слова: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за позорное и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». Памятник установили в 1964 г. по проекту архитектора Е. Сердюкова.

От стелы начинается переулок, ведущий к дому-музею Николая Островского (ул. П. Корчагина, 4). Здесь писатель жил и работал в последний год своей жизни.

В Литературно-мемориальном музее Н. Островского заканчивается наш маршрут. Тут вы узнаете о жизни и творчестве удивительного человека, обладавшего огромным мужеством и неимоверной силой воли.

Литературно-мемориальный музей Николая Островского

Адрес музея: ул. П. Корчагина, 4.

Время работы: с 9.00 до 17.00, выходной – среда, летом – с 9.00 до 19.00, без выходных. Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Музей рассказывает о жизни и творчестве удивительного человека. Его автобиографическая книга «Как закалялась сталь» была необычайно популярна. Ее герой Павка Корчагин владел сердцами и умами нескольких поколений людей.


Памятник Николаю Островскому

В здании, где располагается музей, Николай Островский прожил последний год своей жизни. Дом спроектировали специально для него (архитектор Я. Кравчук, 1936 г.). Построили его люди, для которых роман «Как закалялась сталь» стал настольной книгой, а его автор – родным человеком. Здесь все сделано с любовью и продумано до мелочей. Островский был слеп и прикован к постели. Стены дома отделаны ореховым фенолитом, который хорошо поглощает влагу и создает идеальный микроклимат для лежачего больного. При росте 178 см Островский последние годы своей жизни весил 32 кг. Это было следствием полиартрита – страшной болезни, при которой перестают сгибаться суставы. Человек не может делать элементарных вещей и заживо превращается в мумию. И жуткая боль. С утра до вечера. Но несмотря ни на что Островский активно жил и работал. Своей жизнью и книгами он помог многим людям выжить. Понять, что в жизни можно преодолеть все, кроме смерти.


Николай Алексеевич Островский

Сотрудники музея бережно сохранили обстановку, которая была в доме при жизни Николая Островского, уникальную библиотеку, редкие документы и фотографии. Они увлекательно расскажут много неизвестных подробностей о жизни писателя, о его творчестве и окружении. Вы увидите предметы быта и прикладного искусства конца XIX – начала XX в., ощутите атмосферу довоенной жизни простых советских людей.

Художественный музей

Адрес: Курортный проспект, 51. Время работы: с 10.00 до 17.00, выходной – понедельник.

Музей открыт в 1988 г. В собрание музея входят коллекции античного серебра и холодного оружия I–II вв., древнерусская икона XVIII-ХХ вв.

Постоянно действуют экспозиции «Русское искусство рубежа XIX–XX вв.» (живопись, скульптура, графика), декоративно-прикладное искусство России XX в. В музее вы сможете увидеть полотна знаменитых художников: И.К. Айвазовского, М.К. Клодта, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, В.И. Зарубина, К.С. Петрова-Водкина, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова и др. Здесь также представлена коллекция «Мзымтинский клад» – произведения художественной торевтики позднего эллинизма и начала римского времени. Это предметы вооружения (сарматские железные мечи, наконечники копий, аттический бронзовый шлем), детали конского снаряжения, серебряные чаши, декорированные орнаментами с растительными и зооморфными мотивами.

Музей истории города Сочи

Адрес музея: ул. Воровского, 54/11.

Время работы: в мае-сентябре с 8.00 до 20.00, в сентябре-мае с 9.00 до 17.00, выходной день – понедельник.

Музей был открыт в 1921 г. на основе минералогической, палеонтологической, энтомологической, зоологической, художественной коллекций и коллекции яшм. Сейчас его экспозиция значительно пополнилась. Она рассказывает об археологии, об основании города Сочи и заселении Черноморского побережья Кавказа переселенцами, об основании и истории курорта, а также о Черном море и его обитателях.

Оглавление книги


Генерация: 0.082. Запросов К БД/Cache: 3 / 1
поделиться
Вверх Вниз