Книга: Тунис. Путеводитель с мини-разговорником

Маршрут 8 Остров Джерба

Маршрут 8

Остров Джерба

*Хумт-Сук – Мидун – Эль-Кантара – *Теллала – *Эль-Мей – **Ла-Гриба – *Хумт-Сук (70 км)

Джерба, довольно большой остров (514 км2 ), на котором Одиссей когдато едва не забыл о конечной цели своего путешествия, ныне ежегодно привлекает на свои многокилометровые песчаные пляжи почти полмиллиона туристов из стран «холодной» Европы. А за фешенебельными прибрежными отелями скрывается древняя Джерба, где мирно сосуществуют разные религиозные общины.

Турне по острову можно совершить также и на велосипедах – в несколько этапов по одному дню каждый (велосипеды можно взять напрокат в отелях или в городе Хумт-Сук). Автомобилисты могут перебраться на Джербу на пароме из поселка Жорф (Jorf). С южной или с восточной стороны попасть на остров можно по восстановленной в более поздние времена римской дамбе, проложенной между El Kantara Conti– nental и ее островным двойником ЭльКантара Иль (El Kantara Ile). Для автомобилей на острове установлено ограничение скорости: 60 км/ч.

Главный город острова называется Хумт-Сук (Houmt-Souk; 25 000 жит), что означает «Базарный квартал». Это название связано с образом жизни обитателей Джербы: на острове с его необозримыми плодородными равнинами каждая семья столетиями жила в с обственной усадьбе с садами и оливковыми рощами. Соседи встречались на базаре, который работал в определенные дни недели; там селились местные торговцы, а также и чужеземцы, там возникал целый городок.

В Хумт-Суке территорию небольшого оживленного базара, на котором в первую очередь предлагаются туристам сувениры, ограничивают две мечети, выстроенные в XVII в. Джерба славится как своими тканями, так и изделиями искуснейших ювелиров, многие из которых принадлежат к еврейской общине Там и сям в стенных нишах ютятся лавочки, в которых продаются повседневные товары, так что странствования по базару позволят вам получить весьма интересные впечатления, наблюдая, например, за тем, как оживленно проходит рыбный аукцион. Понедельники и четверги – здесь базарные дни. Раньше торговцы ночевали на особых постоялых дворах, фундуках, где они также хранили свои товары с полной уверенностью в их сохранности. В наше время некоторые фундуки используются в качестве простеньких, но зато весьма колоритных гостиниц.

В городской гавани об истории острова может рассказать построенная в XV в. крепость *Бордж элъ-Кебир В 1560 г. печально знаменитый корсар Драгут приказал соорудить перед ней так называемую Башню черепов, сложенную из костей погибших в боях испанцев. А до него на остров претендовали норманны, испанцы, да и представители некоторых тунисских династий. Жители Джербы отчаянно боролись против чужеземного ига; еще и сегодня их считают особо склонными к бунтарству.

Информация

ONTT на Av. Habib-Bourguiba,

тел.: 05/65 00 16.

Авиа: Международный аэропорт Мелитта (близ Хумт-Сука): полеты в Тунис, Тозёр, Монастир; регулярные и чартерные рейсы в Европу.

Автобус:№ 10 и 11 отправляются с часовым интервалом в соответствии с графиком проведения кольцевых туров по острову. Кроме того, поездки к определенным населенным пунктам или между ними можно совершить на автобусах Других маршрутов или на взятых напрокат автомобилях.

Проживание

Marhala Touring Club

расположен недалеко от Турецкой мечети.

тел.: 05/65 01 46.

Экзотический городской отель в помещении бывшего фундука. О

Питание

Haroun,

расположен в гавани Хумт-Сука,

тел.: 05/65 04 88.

Широкий выбор рыбных блюд, а также национальных блюд тунисской кухни. Хорошее обслуживание в красиво оформленных залах; заказы рекомендуется делать предварительно. ОО

Chez Baccar,

расположен на Place Hedi-Chaker,

тел.: 05/65 07 08.

Скромное кафе в центре города. ОО

Restaurant de I'lle,

расположен на Rue Moncef-Bey,

тел.: 05/65 05 75.

Цены, принятые в ресторане с домашним столом. О

Улица выходит за городскую черту и следует вдоль линии пологого низкого берега по направлению к излюбленному месту прогулок туристов – пляжу Сиди-Махрез (Sidi-Mahrez). На протяжении приблизительно 10 км отели, уютные апартаменты, а также бунгало безжалостно вгрызаются в глубь острова. За маяком, расположенным на мысе Рас Тагернес(Ras Taguerness), картина меняется: отсюда в южном направлении вдоль пляжа Сегуйа (PlagedelaSeguia) тянется полоса отелей, которые выглядят более изысканно и предоставляют своим постояльцам идеальную возможность сочетать все доступные пляжные удовольствия в поистине райских условиях с интересными экскурсиями, в том числе поездками на юг Туниса.

Информация

ONTT, Rue Obeid Allah, непосредственно за Скифой; информационные материалы и проспекты отелей.

Автобус: Автобусы внутренних линий № 10 и 11, см. Хумт-Сук.

Проживание

Hotel Hasdrubal,

расположен на пляже Сиди-Махрез,

тел.: 05/65 76 57.

Превосходный отель с великолепными аквапарками, тренажерным залом, хаммамом и сауной. ООО

DarJerba,

расположен около маяка Рас Тагернесс.

тел.: 05/65 71 91.

Более 2500 мест. Один из самых больших отелей на Средиземном море. Для тех, кто предпочитает проводить время среди лиц своего круга, по существу, представляет собой небольшой обособленный городок. ОО

DarAli,

расположен на пляже СидиМахрез.

тел.: 05/65 76 71.

Скромный семейный пансион в начале пляжной зоны. О

Кемпинг:На пляже Сегуйа.

Еще несколько километров, и вы попадаете в селение Мидун (Midoun), 24 км. Оно точно так же, как и Хумт-Сук, возникло на месте бывшего невольничьего рынка, на котором торговали преимущественно рабами из Черной Африки. Некоторых из них оставляли здесь жить. Этим своим предкам многие мидунцы обязаны темным цветом кожи. Плодородие почвы объясняется тем, что грунтовые воды здесь менее засолены.

Эль-Кантара Иль (El Kantara lie) 36 км. Самый крупный поселок острова; в древнеримские времена он назывался Менинкс. Поселок возник на месте более раннего финикийского поселения. О том, что перешеек между островом и поселком Эль-Кантара Континенталь (материковым) можно превратить в дамбу, знали еще римские, а может быть, даже финикийские строители. Современная дамба между Эль-Кантара Иль и материком идет по трассе своей античной предшественницы, которая просуществовала до 1551 г., пока не была разрушена корсаром Драгутом.

Деревня Гуеллала (Guellala), 49 км, находится в самой высокой точке острова (60 м над уровнем моря), а ее жители сохраняют тайны древнего гончарного мастерства, которое почти во всем остальном Тунисе пало жертвой потока керамики из Набёля. В Гуеллале изготавливаются неглазурованные сосуды для хранения продуктов, образцом для которых, несомненно, являются античные амфоры.

Седуйкеш (Sedouikech), расположенный внутри острова на дороге, ведущей в Эль-Мей, представляет собой типичный поселок обитателей острова Джерба. Дома в нем удалены друг от друга на значительные расстояния и окружены садами и живой изгородью из опунций. Только в центре поселка они располагаются теснее, ближе друг к другу. В Эль-Мее находится одна из самых красивых мечетей острова. На первый взгляд это внушительное выбеленное известью сооружение с оконными проемами, похожими на бойницы, можно принять скорее за крепость, чем за мечеть. Мощные контрфорсы поддерживают стены центрального нефа мечети, увенчанного несколькими маленькими куполами; над мечетью возвышается минарет, напоминающий сторожевую башню.

На севере острова расположен городок Эр-Риад (Er Riadh, 63 км), ранее называвшийся Хара Сегира (Наrа Seghira). Здесь находится самое почитаемое из культовых сооружений острова – синагога **Ла-Гриба (La Griba). Предки проживающих на Джербе евреев, видимо, переселились на остров после разрушения Иерусалима Навуходоносором. Согласно другим легендам они бежали на запад из страха перед римлянами в 70 г. н.э. Так или иначе, во многих городах Туниса существуют иудейские общины. Раньше евреи пользовались на базарах весьма значительным влиянием, сконцентрировав в своих руках торговлю тканями и по большей части торговлю украшениями. Многие беженцы, вынужденные эмигрировать из Андалусии в результате Реконкисты, также исповедовали иудаизм. После основания государства Израиль и последующего нарастания напряженности между Израилем и арабскими государствами основная часть североафриканских евреев покинула свою родину. Осталось лишь несколько тысяч. Теперь синагога Ла-Гриба (у слова два значения: «Чудо» и «Чужестранка») представляет собой наиболее важный объект паломничества евреев на остров Джерба.

Перед входом в синагогу следует покрыть голову (платки и мужские головные уборы предоставляются) и снять обувь Постройку украшают резьба и витражи. Свитки Торы, относящиеся к самым древним из известных в мире иудаизма, посетителям не демонстрируются.

От синагоги остается проехать еще 10 км до центра острова – *Хумт-Сука. Весь маршрут – 70 км.

Мусульмане-ибадиты на острове Джерба

Население острова Джерба в основном состоит из берберов, исповедующих ислам ибадитского толка (с. 11) и нашедших здесь свое последнее прибежище. Остров располагает всего лишь несколькими источниками питьевой воды, да и то сильно засоленной; поэтому дождевую воду во время редких дождей собирают в цистерны, имеющиеся в каждой усадьбе. Несмотря на все напасти и удары судьбы, жителям Джербы все-таки удается получать на своей скупо рождающей земле удивительные урожаи.

Усадьба жителей Джербы – хауш – во многом напоминает крепость: глинобитные стены, выбеленные известью, лишенные каких-либо украшений, создают впечатление замкнутости, неприступности. Нередко над усадьбой возвышается сторожевая вышка, иногда виден минарет небольшой мечети; и в молитве жители острова предпочитают общаться с богом наедине. Живая изгородь из опунций защищает усадьбу от недоброго взгляда. Если семья достаточно зажиточна, ей могут принадлежать также и оливковые рощи Джерба – одна из немногих территорий Туниса, где в колониальные времена не сформировалось крупных землевладений и, соответственно, не произошло вытеснения мелких землевладельцев. Здесь почти каждая семья владеет своим клочком земли.

Весьма своеобразна и ибадитская архитектура, напоминающая стиль построек в оазисах алжирской области Мзад, где также живут ибадиты. Использование в строительстве такого пластичного материала, как глина, – не оставляет ни малейшего шанса для практической реализации точного прямого угла или строгого квадрата в сечении башни; стены домов, мечетей и усадеб всегда скруглены, несколько неровны, даже расплывчаты и, быть может, поэтому кажутся столь гармоничными.


Оглавление книги


Генерация: 0.319. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз