Книга: Тунис. Путеводитель с мини-разговорником

Маршрут 13 Лимы триполитанские (римские оборонительные сооружения на границе Туниса с Триполитанией)

Маршрут 13

Лимы триполитанские

(римские оборонительные сооружения на границе Туниса с Триполитанией)

**Тозёр – Метлави – **Тамерза – Мидес – Шебика – Эль-Хамма – **Тозёр (183 км)

Из района добычи фосфатов дорога поведет нас в горные оазисы, в которых когда-то были расположены оборонительные форпосты Римской империи. На маршруте туристы увидят сказочные ландшафты. На автомобиле до цели можно добраться за один день; общественный транспорт обеспечивает доставку пассажиров только до Метлави и Тамерзы.

Из Тозёра (с. 48) туристы отправляются в северном направлении и вскоре попадают в Метлави (Metlaoui; 18 000 жит.), 47 км. Промышленные отходы и транспортеры придают «индустриальный» облик городу, который своим подъемом обязан разработке месторождения фосфатов Его невысокие современные дома выстроились в ряд вдоль железной дороги, по которой ценное и одновременно загрязняющее среду сырье перевозится для переработки на побережье Средиземного моря.

Из Метлави можно отправиться в вызывающую некое ностальгическое настроение поездку в вагонах поезда «Красная ящерица». Пейзажи, пролетающие за окнами вагона, дышат суровой романтикой. Поезд отправляется от вокзала Метлави и проезжает через узкое ущелье Сельджа; поездка длится от 2 до 3 часов. Обычно поездка начинается между 10.00 и 11.00; стоимость билета – 20 TD. Следует иметь в виду,

что в разгар сезона поезд может быть переполнен туристами. Забронировать места можно в отеле «Tamerza Palace» (см. ниже).

За Метлави горный ландшафт буквально изобилует зияющими ранами нанесенными ему при добыче фосфатов. Однако уже довольно скоро пассажиров неожиданно поражает яркая зелень маленького оазиса. На высоком берегу показывается несколько довольно ветхих домиков. Это – **Тамерза (Tamerza), 117 км. Во время прогулок по покинутой деревне можно хорошо рассмотреть ее глинобитные хижины, заглянуть внутрь марабута или в молитвенный зал деревенской мечети – все это открыто для посетителей. Жители оазиса переселились несколько дальше – в современную Тамерзу, и в оазисе в должном виде содержится только марабут. Ближние каскадные водопады видимо, осмотреть не удастся: они осаждены докучливыми торговцами сувенирами и, кроме того, большую часть года дают очень мало воды.

На склоне напротив старой Тамерзы высится современное здание отеля-«люкс», открытого в 1992 г. Большое впечатление производят его оформленные с большим вкусом интерьеры.

Проживание

Tamerza Palace,

тел.:06/45 37 22.

Номера с видом на старую Тамерзу, хорошая кухня. ООО

Следуя по дороге, которая ответвляется от трассы Метлави-Тамерза, можно попасть в Мидес (Mides). Здесь также можно увидеть старую, обветшалую часть селения, а недалеко от нее расположился новый поселок. Мидес с обеих сторон ограничен глубокими ущельями и стоит, как и соседняя Тамерза, на месте римского селения.

Совместно с Шебикой (Chebika), 131 км, третьим горным оазисом, расположенным через несколько километров после Тамерзы, Мидес и Тамерза в свое время составляли цепочку постов вдоль пограничной линии «Лимес Триполитанус», защищавшей цивилизованную римскую «Африку Проконсульскую» от нападений варваров из пустыни. Посты Ад Торрес, Ад Спекулум и Мадес держали связь с помощью световых сигналов и зеркал. Других оборонительных сооружений на тунисско-триполитанской границе не найдено.

Следуя по дороге С16, вы пересекаете солончак Шотт эль-Гарса за Шебикой. В этой довольно мрачноватой местности единственную радость от смены впечатлений могут доставить разве что миражи.

В Эль-Хамма (El-Hamma), 174 км, вы снова попадаете на территорию оазисов Джерида. Эль-Хамма славится своими целебными геотермальными источниками, воды которых еще в римские времена использовались для лечения многих недугов. Отсюда до исходного пункта путешествия, Тозёра, остается еще 9 км

Судьба кочевников

Давно прошли те времена, когда кочевники могли вести в пустынях и степях Африки привольный и воинственный образ жизни. С началом колониальных завоеваний в середине XIX в. для Сахары настали более спокойные времена, что было связано с «освобождением» земледельцев от ига, которое было навязано им кочевниками.

Какой бы тяжкой ни была судьба земледельцев, они зависели от своих хозяев-кочевников в той же мере, в какой те зависели от возможности получить рабочую силу земледельца. Подобного рода отношения были, в сущности, скреплены взаимными обязательствами: кочевникам было нужно зерно, а земледельцам – скот и товары, которые кочевники караванами доставляли через пустыню.

«Свободные люди», как именовали себя многие кочевые племена, презирали крестьянский быт; они и представить себе не могли, что их дети и внуки когда-нибудь заведут себе сады и будут сеять хлеб. Однако колониальные завоевания и национальные границы существенно снизили возможности перемещения для кочевников, а автобусы и грузовики сделали их торговые караваны просто излишними.

Кочевники начинали селиться на окраинах оазисов целыми кланами. Мужчины нанимались рабочими в сады, а женщины были вынуждены продавать свои украшения, которые раньше переходили из поколения в поколение.

Еще и сейчас многие из бывших «свободных людей» не в состоянии заниматься систематическим сельскохозяйственным трудом. Только немногим из них удалось вытянуть счастливый билет. Такие обзавелись водительскими правами и снова пустились в странствия. Теперь они возят туристов.

Оглавление книги


Генерация: 0.101. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз