Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Игорь Титковский, преподаватель Слуцкой Школы живописи, в журнале «Праваслаўе» в №8 за 1999 г. сообщает, что местный Свято-Троицкий монастырь впервые упоминается в 1445 г. Он был основан недалеко от города, ниже по течению Случи, на правом ее берегу. Рядом, перед его въездной брамой, проходила дорога на Вильню. Этот отрезок ее до города впоследствии стал называться улицей Тройчанской.
Постепенно монастырь становится центром духовной жизни всего региона. Ему подчиняются городские и загородные монастыри, основанные позже. Общая же география отношений, дружеских и административных, монастыря довольно многогранна: Вильно, Киев, Иерусалим, Могилев.
До конца XVIII в. монастырь был собственностью князей Слуцких. Князья Олельковичи, а позднее князья Радзивиллы были опекунами обители. Они же и распоряжались тут в отсутствии архимандрита.
Между духовными особами Киева и Слуцка еще со времен Олельковичей утвердились крепкие связи. Киевский митрополит не раз назначал в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь иеромонахов из города на Днепре.
А однажды, в 1659 г., в Слуцке проживал некоторое время сам киевский митрополит. Это был Денисий Балабан. Он основал при монастыре духовную консисторию. С этого времени слуцкие архимандриты становятся наместниками Киевской митрополии.
Позже, в 1785 г., стараниями архиепископа Белорусского и Могилевского Георгия Канисского в Слуцке создается епископия. Первым настоятелем монастыря, получившим чин епископа, стал архимандрит Виктор Садковский. Присвоение ему титула «епископа Переяславского и Бориспольского» произошло в киевском Софийском соборе.
В том же 1785 г. по инициативе императрицы Екатерины II при монастыре было создано коадьюторство Киевской православной митрополии.
Исстари при монастыре действовала библиотека — основа основ всего накопленного монахами опыта. Известно, что в далеком 1494 г. в библиотеке Троицкого монастыря насчитывалось 45 рукописных книг. Тут существовала школа переписчиков. В 1580 г. в монастыре оказалось Четвероевангелие, которое князь Слуцкий Юрий Олелько «своею рукою власною переписав».
Что касается самого монастырского комплекса, то известно, что в 1678 г. он был окружен деревянной оградой. Главный вход располагался со стороны улицы Тройчанской, через деревянную браму, которая имела два проема. Эту браму фланкировали две деревянные башни, а завершала надбрамная церковь св. Никиты. Недалеко от входа стояла Благовещенская церковь. Далее возвышалась колокольня с двумя малыми, средним и большим колоколами. Самый большой колокол, отлитый, вероятно, еще во времена Олельковичей, в середине XVII в. был сброшен и в указываемый период (1678) еще лежал, разбитый, на земле. Левей от входа стояли пять деревянных келий (одна из них — трапезная), а также дом для гостей и склеп («мурованый скарбец»). Отдельно располагался дом архимандрита — тоже деревянный, по периметру окруженный (как это было принято тогда) верандой, с мезонином, в который вела внутренняя винтовая лестница. В глубине территории размещались хлева, стайни, бровар, бани, жилые дома. За ними до самой реки тянулись цветники, огороды, сад. Имелся небольшой пруд. На монастырском дворе на столбе был установлен компас, а рядом располагался крытый колодец. Появление этого колодца легенды приписывают стараниям иеромонаха Димитрия, киевского богослова, который жил в Слуцке с 1677 по 1679 гг. Однако более достоверным является принадлежность Димитрию следующих стихотворных строк: «Почто нам в Самарию за водою ходити, егда и зде, в Случеске, лепо ее пити».
Главной святыней обители был Свято-Троицкий собор. Его возвели из камня в 1505 г. в благодарность Богу за победу над перекопскими татарами. Фундатором считалась слуцкая княгиня Настасья Олелько. Позже храм неоднократно разрушался и восстанавливался. Окончательно его восстановили в 1789 г., однако служение в нем началось только в 1804 г.
Храм имел в плане форму креста. Правый придел его был освящен в честь святой мученицы Варвары, левый — во хвалу князя Александра Невского. К полукруглой апсиде симметрично прилегали ризницы. Главный вход украшали две четырехугольные в основании башни. На левой имелись часы с курантами, а на правой располагалась колокольня. Мощное строение покрывал трехъярусный шлемоподобный купол с бельведером и фонарем. Стены и углы здания были декорированы пилястрами.
В правом приделе собора покоились мощи святого мученика ребенка Гаврилы Заблудовского, в левом — стояла рака с мощами праведной княгини Софьи. С правой стороны около главного алтаря находились два портрета, написанные в полный рост и натуральную величину: на одном был изображен князь Симеон (1460-1505), на другом — его жена Настасья (ум. в 1524). Оба известны как руководители обороны города от татарских нападений XVI в., а после смерти были признаны населением как небесные опекуны края.
Иконостас имел семь ярусов и состоял из трех частей. Резные детали его были позолочены, остальные — окрашены в темно-зеленый цвет. Его создал киевский художник С. Котляревский, а средства для этого предоставила сама Екатерина II.
На протяжении XIX в. деревянные сооружения монастыря исчезают, а на смену им приходят каменные. В частности, возводятся каменные покои архимандрита, монашеские кельи, наново строится теплая церковь Благовещенья Богородицы. Меняется на каменную и ограда. В 1870 г. преображается и главный вход — над ним появляется каменная церковь св. Иоанна Богослова.
Последний раз ремонт Троицкого собора проводился в 1903 г. Стены его приобрели тогда светло-охристый цвет, крыша была голубой, а центральный купол и кресты — позолочены. С правой от него стороны возвышался каменный монастырский корпус, далее шли хозяйственные постройки.
За храмом, ближе к реке, находилось монастырское кладбище. На протяжении многих столетий тут хоронили иноков, иерархов. В 1755 г. тут был похоронен архимандрит Эмануил Казачинский. А в храмовом склепе стояли гробы княгини Марии Радзивилл (ум. в 1660), князя Александра Юрьевича Олелько (ум. в 1591), первого губернатора земель Речи Посполитой русского генерала М. Кречетникова (ум. в 1793).
В 1860-х гг. Троицкий монастырь переводят в Минский Свято-Духов монастырь. Вместо него тут появляется третьеклассный Иоано-Богословский монастырь из Грозова. Вместе с монахами в Минск переводятся и все ценности, которыми гордился Слуцк: рукописное Евангелие Юрия Олельки, риза, вытканная княгиней Софьей Олелько, серебряные посох и потир, с дарственными надписями того же Юрия Олельки.
В 1925 г. монастырь был ликвидирован. Троицкую церковь закрыли в 1930 г. Последний викарий Слуцкий епископ Николай Шеметило был арестован в 1933 г.
В войну церковь получила повреждение. Но продолжала стоять. Ее судьба решилась в 1945 г. во время инспекционной поездки маршала Тимошенко. Вояка вынес решение взорвать церковь и, тем самым, ославил себя в Слуцке навеки.
Остатки Слуцкого некрополя убирали в 1990-е гг.
- О НАЗВАНИИ
- ВЛАДЕЛЬЦЫ
- ЗАМКИ И ДРУГИЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГОРОДА
- АЗБУКА ИСТОРИИ ГОРОДА
- СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
- ИЕЗУИТЫ В СЛУЦКЕ
- ИСТОРИЯ ПОКУПКИ УЕЗДНОГО ГОРОДА СЛУЦКА
- ФАБРИКА ШЕЛКОВЫХ ПОЯСОВ ИЛИ ПЕРСИАРНЯ
- О НЕКОТОРЫХ БЕСЦЕННЫХ РЕЛИКВИЯХ ГОРОДА СЛУЦКА
- СЛУЦКИЕ ЕВРЕИ
- ВРЕМЕННЫЙ КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ (ДУЛАГ)
- ГОРДОСТЬ И ТАЛИСМАН ГОРОДА (о груше Бера Слуцкая)
- Свято-троицкий Александро-Свирский мужской монастырь
- Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь
- Свято-Троицкий мужской монастырь
- Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
- Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь
- Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии
- Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь
- Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
- Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете