Книга: Великие монастыри. 100 святынь православия

Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь

Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь

Россия, Красноярский край, пос. Туруханск, ул. Партизанская, д. 2.

Свято-Троицкий Туруханский монастырь был основан в 1660 году по указу царя Алексея Михайловича, к которому обратились с челобитной жители Новой Мангазеи.

Монастырь при основании не получил никаких земельных пожалований. Но путем вкладов, купли и захвата монахи сосредоточили в своих руках значительное количество земельных угодий в Енисейском уезде и различных промыслов в Мангазейском. В 1668 году монастырь имел 3 заимки в верховьях Нижней Тунгуски. С 1669-го по 1724 год он скупил у «промышленников» 12 зимовий в низовьях Енисея и вдоль побережья Ледовитого океана. В середине XVIII в. монастырь владел уже 23 зимовьями на севере Енисейского края, что составляло около 50 % всех зимовий района. Значительное место в хозяйственной деятельности монастыря играла соляная промышленность. В конце XVIII в. ежегодно монастырь отправлял на продажу в Томск соли до 2 тыс. пудов. В 1792 году монастырь продал в казну свыше 5360 пудов соли на 414 руб., а в 1763 году только в Енисейске 6650 пудов соли на 471 руб.

Опальный священнослужитель Тихон был сослан из Енисейска в Мангазею. В Туруханские пределы игумен Тихон (в миру – Тимофей) бежал от преследований неправедного воеводы Максима Ртищева. Перед уходом на север Тимофей принял в Енисейском монастыре монашеский постриг и испросил благословение на пустынножительство. Но уединение его продолжалось недолго, вскоре вокруг подвижника стали собираться ученики. Священно-игуменство Тихон принял против воли, уступая желанию собравшейся братии. Тихон привез в основанную им обитель редкие рукописные книги, жития святых, летописи, царские грамоты, положив начало богатой монастырской библиотеке.

Обитель благоустраивалась с помощью Енисейского Спасского монастыря, насельником которого был Тихон, и, разместившись гораздо севернее, на Нижней Тунгуске, в 30 верстах от Новой Мангазеи (Туруханска), стала играть значительную роль в освоении северного приенисейского края с 30-х годов XVIII века.

После сооружения первого деревянного храма Святой Троицы в 1664 году монахи возвели еще три деревянных храма, пока не был сооружен великолепный Троицкий храм с приделом в честь Благовещения Божией Матери (1779–1787) по образу одноименного Енисейского енисейскими же мастерами и освящен 29 ноября 1801 года. Материалы доставляли водой из Енисейска. В храме покоятся с 1670 года под спудом мощи святого мученика Василия Мангазейского (ум. в 1602 году). В настоящее время сохранился только нижний корпус здания этого храма. При монастыре были: Троицкий храм, часовня, настоятельский корпус, братский корпус, башня, погреб и баня, на берегу Тунгуски стояла сторожевая башня. Монастырь имел мощный солеваренный завод и торговые магазины в Мангазее и в Енисейске. Монастырская начальная школа для детей коренного населения (1722 год) – первое учебное заведение в Приенисейском крае.

Свято-Троицкий Туруханский монастырь – самый северный монастырь в мире.

Монастырь участвовал в христианизации местного коренного населения. Так, в 1880-х годах игумен монастыря Мисаил распространял православие в далеком от монастыря Красноярском уезде. Туруханская православная миссия (основана при Троицком монастыре) состояла из двух священников и двух причетников (1850), имела походный храм. За 22 года просветительской деятельности миссионеры Туруханской православной миссии крестили в православную веру более 3 тыс. человек коренного населения.

Во все времена в Туруханск отправляли ссыльных. Была тюрьма и на территории монастыря. В эти края обычно ссылали старообрядцев, но также и настоящих преступников. Позже сюда ссылали декабристов. В 1827 году в монастыре находился декабрист Н.С. Бобрищев-Пушкин. В Туруханской ссылке побывали и многие известные революционеры. В советское время сюда переводили особо опасных и неугодных заключенных с Соловков. В 1924 году здесь был в ссылке святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Владыка служил в храмах монастыря, проповедовал, работал в городской больнице. Позднее, в 40-е годы, какой-то период он занимал Красноярскую кафедру. И хотя святитель Лука. прославлен как архиепископ Крымский, его с полным основанием можно называть архиепископом Красноярским и Енисейским. Святитель особо, наряду с Василием Мангазейским, почитается в Туруханске. Оба они – святые целители.

Окончательному разрушению обитель подверглась в 1933 году, были поруганы и мощи святого мученика Василия Мангазейского. О месте их нахождения долгое время ходили легенды. Почитание святого угодника не угасало никогда: и в советское время в Туруханск приезжали не только туристы, но и паломники, которые прикладывались к стенам храма, превращенного в склад.

Богатая библиотека монастыря частично сохранилась в краевом архиве и отделе редких книг краевой научной библиотеки.

С 1991 года в Свято-Троицком монастыре возродилась богослужебная жизнь. В 1994 году здесь возникло самое северное сестричество – во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Наконец, в 1996 году, определением Священного Синода, открылся Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь. При восстановлении соборного Троицкого храма монастыря были чудесным образом обретены нетленные мощи святого Василия Мангазейского в сентябре 1997 года.

В монастыре два храма под одной крышей: соборный Троицкий с Благовещенским приделом с северной стороны. После того как в январе 2004 года Троицкий храм отреставрировали, святые мощи были перенесены туда.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.685. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз