Книга: Великие монастыри. 100 святынь православия
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
Россия, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1.
Монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы (ныне река Кострома отдалена от монастырских стен Горьковским водохранилищем). Он служил как бы ключом к городу. По легенде, основан татарским мурзой Четом. По дороге в Москву из Золотой Орды в 1330 году Чет заболел и на месте будущего монастыря увидел во сне Богоматерь с апостолом Филиппом и святым мучеником Ипатием Гангарским. Видение обещало исцеление. Чет выздоровел, добрался до Москвы, принял крещение (он является родоначальником Годуновых) и основал монастырь.
Есть мнение, что монастырь основал в 1275 году князь Василий Квашня.
Первой крупной постройкой была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был сравнительно небольшим. (Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.)
В XIV и XV веках Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеупомянутой Троицкой церкви, монастырских стен с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины.
Каменные стены, согласно летописи, были возведены в 1586 году по повелению царя Федора Иоанновича. Ипатьевский монастырь – характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века.
Дмитрий Годунов внес огромный вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.
Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами.
Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 года жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 года объявить об избрании Михаила на царский престол. Именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова.
После нормализации обстановки в стране с 1621 года началось восстановление монастыря. В 1621–1623 годах произведены восстановительные работы по починке монастырских стен и зданий, поврежденных в Смутное время. В 1642–1645 годах по повелению Михаила Федоровича территория монастыря с западной стороны была расширена и ограждена каменной стеной, что увеличило занимаемую монастырем площадь почти вдвое. Новая территория монастыря получила название Нового города. В 1673 году строится новая церковь Иоанна Златоуста в одной связи с каменной колокольней и каменными больничными кельями. В 1808 году церковь и кельи за ветхостью были разобраны.
В конце 1652 года на месте разрушенного взрывом был отстроен новый, ныне существующий Троицкий собор. Начавшиеся было работы по росписи Троицкого собора были прерваны, вероятно, из-за морового поветрия 1654 года и возобновлены только три десятилетия спустя, в 1685 году.
В XVII веке в стенах монастыря было написано много рукописных книг: евангелия, минеи с житиями святых, чудеса иконы Феодоровской Богоматери, синодики. Два синодика в собрании рукописей музея украшены превосходными заставками, в синодиках записаны родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц. Неизвестно, каким образом попала в библиотеку Ипатьевского монастыря драгоценнейшая рукопись, названная по месту ее нахождения Ипатьевской летописью. Здесь она хранилась до 1814 года, когда была найдена Н.М. Карамзиным. Ипатьевская летопись написана в начале XV века, как полагают, в Пскове.
К концу XVII века трудами монахов и вкладами многочисленных жертвователей обитель стала одной из наиболее богатых на Руси.
«Начало славных дней Петра» было разрушительным для Ипатьевской обители. В 1693, 1699 и 1700 годах снимается часть колоколов, которые вместе с медными котлами пересылаются в Москву для ратного дела. Последующие годы правления Петра так же негативно сказывались на положении обителей, как и первые. По-видимому, упадок монастыря был прямым следствием ряда царских указов, по одному из которых доходы и пожертвования, превышавшие 6 рублей в год из расчета на одного монаха, изымались в казну. Монастырь впервые стал использоваться как место ссылки.
В связи с учреждением в 1744 году Костромской епархии монастырь стал резиденцией архиерея, и монастырские здания теперь использовались в качестве служебных помещений и под архиерейские покои. В связи с этим в середине и во второй половине XVIII столетия монастырь перестраивается. Расширяются старые здания, строятся новые. Почти на столетие (с 1744 по 1835 год) Троицкий собор монастыря стал кафедральным собором епархии, а выходивший к реке Костроме корпус, где разместились архиерейские покои, получил название архиерейского. Монастырь стал также и местом упокоения костромских владык. В 1768 году епископом Дамаскином в Троицком соборе под приделом преподобного Михаила Малеина был устроен храм праведного Лазаря, который и стал архиерейской усыпальницей.
В 1747 году в монастыре была размещена открывшаяся в епархии Костромская Духовная семинария – одна из старейших в России. В 1764 году заканчивается строительство нового теплого храма в честь Рождества Богородицы, в Троицком соборе заново устанавливается новый иконостас, который сохранился до наших дней.
В начале 1919 года монастырь был закрыт, монахи и епископ изгнаны, а все имущество национализировано. Часть монастырских помещений была передана губернскому музею, а в большей части строений разместился Советский поселок, где поселились жители фабричной окраины Костромы. Еще какое-то время, до 1922 года, продолжалась служба в соборах.
В конце 1922 года в архиерейском корпусе монастыря вспыхнул пожар, после чего обгоревшее здание было передано городскому профсоюзу текстильщиков, приспособивших его под жилье для рабочих костромских текстильных фабрик. В церкви Рождества Богородицы были размещены экспонаты антирелигиозного музея. В первой половине 30-х годов эта церковь была разрушена, кроме того, к разрушению были намечены стены монастыря и ряд других церковных построек. К счастью, большая часть из них сохранилась.
С середины 40-х годов начался постепенный пересмотр отношения властей к религиозным ценностям, понемногу монастырь стал восприниматься как достопримечательность. В 1956 году из зоны затопления Горьковского водохранилища на территорию монастыря был перевезен уникальный, сработанный без единого гвоздя деревянный Спасо-Преображенский храм из села Спас-Вежи. В 1958 году в стенах монастыря создается историко-архитектурный музей-заповедник, начинается выселение проживавших в нем людей.
Возрождение Ипатьевского монастыря как святыни русского православия началось вскоре после торжественного празднования тысячелетия Крещения Руси. 23 ноября 1989 года епископ (ныне – архиепископ) Костромской и Галичский Александр совершил молебен и панихиду в Троицком соборе. В октябре 1991 года Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь был зарегистрирован как юридическое лицо.
14 февраля 1994 года в пользование Костромской епархии для размещения монашеской общины передана часть зданий Ипатьевского монастыря – Лазаревская церковь в подклете Троицкого собора, звонница и кельи над погребами. Позднее в пользование Костромской епархии переданы также здание богадельни (вотчинной конторы), стены и башни Нового города.
В 2004 году в стенах Ипатьевского монастыря был возрожден Церковный историко-археологический музей Костромской епархии. Первым начинанием музея стало проведение, совместно с Государственным историческим музеем и музеями Московского Кремля, выставки «Костромские святыни», посвященной 260-летию учреждения Костромской епархии.
В связи с окончательной передачей в 2005 году всех зданий и помещений в пользование братии монастыря, в монастыре произведены масштабные восстановительные работы по благоукрашению обители. На территории разбито два фруктовых сада, посажены цветы, декоративные кустарники и деревья.
Святыни: мощевик с частицей мощей священномученика Игнатия Гангарского.
- Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
- Донской ставропигиальный мужской монастырь
- Новоспасский Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
- Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
- Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
- Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
- Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
- Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь
- Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
- Казанская Богородицкая Площанская пустынь. Мужской монастырь
- Свято-Усекновенский скальный мужской монастырь
- Cвято-Благовещенский Муромский мужской монастырь
- Cвято-Боголюбский монастырь (мужской и женский)
- Кирилло-Белозерский мужской монастырь
- Cпасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
- Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь
- Раифская Богородицкая пустынь. Мужской монастырь
- Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы
- Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь)
- Седмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь
- Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь
- Калужский Свято-Лаврентьев мужской монастырь
- Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь
- Спаса Нерукотворного пустынь. Мужской монастырь
- Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужскоймонастырь
- Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
- Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь
- Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
- Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь
- Гуслицкий Спасо-Преображенский Печерский мужской монастырь
- Заиконоспасский мужской монастырь
- Благовещенский мужской монастырь
- Вознесенский Печерский мужской монастырь
- Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь
- Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь
- Юрьев мужской монастырь
- Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь
- Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь
- Муромский Свято-Успенский мужской монастырь
- Никандрова Благовещенская пустынь. Мужской монастырь
- Сызранский Вознесенский мужской монастырь
- Свято-Троицкий мужской монастырь
- Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
- Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь
- Инкерманский во имя святого апостола Климента мужской монастырь
- Космы и Дамиана мужской монастырь
- Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь
- Тамбовский Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь
- Николаевский Малицкий мужской монастырь
- Савватиева пустынь. Мужской монастырь
- Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»
- Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии
- Спасо-Геннадиев мужской монастырь
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
- Глава 4 Храмы во имя Святой Троицы
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Церковь Рождества Христова при Подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
- № 32 и 34 Римско-католический собор Святой Екатерины с жилыми домами
- Рождественский монастырь.
- №№ 40 и 42 Армянская апостольская церковь Святой Екатерины с жилыми домами
- *Замок Святого Иллариона
- Монастырь Тикси
- *Рильские горы и **Рильский монастырь