Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина
ИЕЗУИТСКИЕ КОЛЛЕГИУМ И КОСТЕЛ
ИЕЗУИТСКИЕ КОЛЛЕГИУМ И КОСТЕЛ
М.Ф. Спиридонов в районной книге «Памяць» сообщает, что Миколай Криштоф Радзивилл Сиротка под воздействием известного пропагандиста иезуита Петра Скарги принял решение пригласить в город представителей ордена иезуитов. На приглашение откликнулись провинциал Ян Павел Кампана и генерал ордена Клавдий Аквавива.
В августе 1584 г. в присутствии своих братьев Альбрехта и Станислава Радзивилл Сиротка оформил отношения с приглашенными иезуитами в виде дарственного листа. Несвижские хозяева пожертвовали иезуитам Липск с 6-ю деревнями.
Так в Несвиже возник иезуитский коллегиум. Первоначально служители и ученики этого образовательного заведения размещались в деревянном доме. В 1586 г., когда учеников стало 80, было начато строительство сразу нескольких каменных зданий, а уже в 1588 г. коллегианты и их учителя перебрались в каменный корпус. В дальнейшем число учащихся возросло и даже доходило до 300.
Главный корпус коллегиума был построен по планам, привезенным из Рима. В 1593-99 гг. его значительно расширили.
Параллельно проходило строительство костела Божьего тела. В 1593 г. оно было завершено. Но только в 1601 г. произошло освящение.
Несвижские иезуиты создали свои миссии в Белой, Копыле, Кривошине, Липске, Миколаеве, Ужанке. На базе этих миссий возникли Бобруйская и Слонимская резиденции, Минский и Новогрудский коллегиумы.
Что касается личностей, то в Несвиже жили известные иезуиты Казимир Каялович, автор двух частей «Риторики»; Андрей Розенвальд, автор лирических поэм на латинском; Бенедикт де Сакса Испанец, автор начал польской грамматики; М. Кужанецкий, который именно в Несвиже осуществил стихотворный перевод «Библии»; Миколай Лянчицкий, профессор Виленской иезуитской академии, который читал в Несвиже курс канонического права.
Людмила Хришчанович в сборнике докладов «Нясвіж — гісторыя, культура, мастацтва» сообщает, что сначала в коллегиуме было два отделения: младшее и старшее. Младшее имело пять классов (пятый был двухгодичным). Тут преподавали азы математики, геометрии, астрономии, музыки, известия по истории и географии края. Особое внимание уделялось латинскому и греческому. На последних курсах от ученика требовалось не только умение читать на латинском, но и переводить на него с польского, составлять документы и свободно «излагать свои мысли по всем правилам ораторского искусства».
В 1591 г. коллегиум состоял из четырех классов и богословского отделения. Одновременно при нем с 1610 г. действовала музыкальная бурса, а с 1620 г. — конвикт (интернат) для детей обедневшей шляхты.
Учебный день продолжался четыре часа: два — до обеда и два — после обеда. Во вторник и четверг (в рекреационные дни) после обеда занятий не было.
С конца XVII в. при коллегиуме действовал театр, в котором силами учеников ставили драмы на библейские темы. Еще в начале XX в. в Императорской публичной библиотеке (Петербург) хранились рукописи текстов двух драм этого театра. Одна из них носила следующее название: «Млечный путь Радзивилловского орла в новонарожденном Миколае».
В 1773 г., в связи с упразднением ордена иезуитов, коллегиум был закрыт и отдан под казармы, а его костел переведен в разряд парафиальных. Что касается библиотеки коллегиума, то она насчитывала около 15 тысяч томов.
Автором проекта костела Божьего тела является зодчий — итальянец, монах ордена иезуитов Джованни Мария Бернардони, который прибыл в Несвиж в 80-х гг. XVI в. по приглашению Сиротки. Освящение краеугольного камня при закладке Несвижского Фарного костела произошло 14 сентября 1587 г.
Несвижский костел был построен в 1593 г. в стиле барокко. В отличие от близких к нему памятников барокко в Польше, он сохранил традиции, которые идут от соборов еще эпохи Возрождения. И здесь к месту заметить, что купол костела формировал силуэтную панораму города, поэтому просто жаль, что появившийся в 60-е гг. XX в. пятиэтажный жилой дом на центральной площади снизил роль этого храма.
Новой чертой памятника, не характерной для белорусского зодчества предыдущих времен, а позаимствованной у итальянцев, является плоский безбашенный главный фасад. На фасаде надпись на латыни: «Adorabo ad templum sanctum tuum in timore tuo Ps 5 v 8». Это цитата из псалтыря, псалом Давида 5 стих 8. Дословный перевод ее следующий: «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». Что касается литературного перевода этой цитаты, то в журнале «Неман» в 60-е гг. я встречал такой: «В храм Божий входи благоговея».
В нишах фасада установлены скульптуры. В первом ярусе слева — св. Николая, покровителя бедных, а справа — св. Христофора, покровителя путешественников. В верхнем ярусе также две скульптуры: слева — Игнатия Лойолы, а справа — св. Франциска Ксаверия. Картина над центральным входом в костел изображает главный литургический предмет в католических богослужениях под названием «монстранц».
В оформлении интерьера соединяются воедино мраморные алтари, фресковые росписи купола и сводов, выполненные в середине XVIII в. при участии придворных художников князей Радзивиллов — отца и сына Гесских.
В хронике несвижского иезуитского коллегиума указывается, что в 1750 г. IX ординат несвижский Михаил Казимир Рыбонька приказал обновить храм и весь интерьер расписать.
Согласно данным документов несвижской ординации, известно, что художник Ксаверий Доминик Гесский, которому «за письмо живописное в костеле отцов иезуитов несвижских обещана одноразовая денежная награда и 2000 злотых», получил только 1000.
Исследователь Болеслав Таврогинский называет автором иконы «Тайная вечеря» Гесского-младшего. В этой композиции Иуда изображен на первом плане: в правой руке он держит мешочек с тридцатью серебряниками. Интересно, что ни от одного из апостолов нет тени, а на стол падает только мрачная тень Иуды.
Содержание живописи и скульптуры храма позволяет предположить цели, которые преследовались при украшении костела: искупление грехов Радзивиллов перед католической церковью за временное отступление их предков от этой веры, неустойчивое религиозное положение в то время (ангелы поддерживают падающие колонны алтарей Пресвятой Девы Марии и Христа). В общем, композиция росписей храма представляет трагедию жертвы Христа, причем от событий Ветхого Завета до чуда Воскресения.
Что касается алтарей, то, помимо центрального, костел имеет ещё семь алтарей: Христа, Пресвятой Девы Марии, св. Петра, св. Троицы, св. Франциска, св. И. Лойолы и св. Иосифа. Самый старший из них — алтарь Христа. Мраморные элементы его композиции были заказаны Сироткой в Италии мастеру Чезаре Франко и предназначались для костела, который намеревались строить на этом месте первоначально.
Помимо алтарей интерьер костела украшают и несколько памятных плит. Барельеф с изображением фундатора храма Миколая Христофора Радзивилла Сиротки изготовлен из песчаника и посвящен паломничеству этого человека в Святую Землю. Сиротка на барельефе в скромной одежде пилигрима-путешественника. Его оружие и доспехи отброшены. Тут же надпись на латинском: «Перед лицом смерти никто не может быть рыцарем, а только пилигримом-путешественником. Грешен я, прожил грешную жизнь, и глубокий страх тревожит меня. Пришелец я и странник пред Тобою как и все мои предки».
Рядом с барельефом Сиротки надгробие с мраморным бюстом его сына — Христофора Миколая. Он умер в 1607 г. в семнадцатилетнем возрасте, находясь на учебе в Болонье. Отец заказал бюст в Венеции.
Слева от алтаря Христа еще один барельеф, надгробие первенца Сиротки – Миколая, который умер в младенчестве.
В марте 1825 г. в костеле появился памятник княгини Констанции Радзивилл, жене генерала Чудовского. Он сделан из белого мрамора и розового гранита. Композиция изображает молодую женщину, сидящую на гробе. Под самим памятником на беломраморной плите, помещенной между двух колонн, выгравирована надпись на польском. Начинается она так: «Кроме жизни, всем обязан только Тебе...» Согласитесь, не часто обожествляют умерших жен.
Памятная плита Владиславу Сырокомле в костеле установлена в 1902 г. Писатель некоторое время (с 1840 по 1844 гг.) работал помощником управляющего имения князей Радзивиллов в Несвиже.
На хорах костела расположен орган. Основа первого инструмента в этом храме появилась в 1611 г. Нынешний инструмент был смонтирован на старой основе мастером из Вильни Войцеховским в 1911 г. Во время Великой Отечественной войны, когда был отдан приказ сдать все металлические детали этого органа, ксендз Колосовский, рискуя жизнью, организовал прихожан, и за одну ночь инструмент был разобран и спрятан по домам. В конце войны, когда шли бои за город, в купол костела попал артиллерийский снаряд. Упала и разбилась старинная люстра, загорелись деревянные конструкции крыши. Пожар мог уничтожить весь храм. Однако настоятель в считанные минуты собрал прихожан и совместными усилиями огонь был потушен. После освобождения Несвижа от фашистов Григорий Викентьевич Колосовский организовал прихожан на ремонтные работы. Близилась осень, медлить было нельзя. Именно благодаря энергии ксендза Колосовского и безвозмездному труду многих несвижан и были сохранены замечательные фрески костела. О вкладе в дело сохранения этого памятника ксендзом Колосовским и напоминании о том, что этот человек 52 года (с 1939 по 1991 гг.) прослужил здесь викарием, свидетельствует мраморная плита с выбитым на ней именем священника.
Подвальное помещение костела является родовой усыпальницей князей Радзивиллов. Крипта состоит из центральной галереи и пяти отдельных склепов. Имеется там и небольшой алтарь Непорочного Зачатия, установленный в 1750 г.
- ПРЕДИСЛОВИЕ К РАЗДЕЛУ
- ВЕРСИЯ НАЗВАНИЯ
- ВЛАДЕЛЬЦЫ
- ЗАМОК КАК ФОРТИФИКАЦИОННОЕ УКРЕПЛЕНИЕ
- ГОРОДСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ
- КОРОЛЬ КУРКА, ИЛИ ТРАДИЦИЯ, КОТОРУЮ СЛЕДОВАЛО БЫ ВОССТАНОВИТЬ
- ЛЮДВИСАРНЯ (пушечная литейная мастерская)
- ХУДОЖНИК, ГРАВЕР, КАРТОГРАФ, ПЕЧАТНИК (о Томаше Маковском)
- АЗБУКА ИСТОРИИ ГОРОДА
- РАТУША
- ИЕЗУИТСКИЕ КОЛЛЕГИУМ И КОСТЕЛ
- ЗАЛОЖИЛ КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ БАРОККО В БЕЛАРУСИ (об архитекторе-монахе Джованни Марии Бернардони)
- МОНАСТЫРЬ БЕНЕДИКТИНОК
- МОНАСТЫРЬ БЕРНАРДИНЦЕВ
- МИКОЛАЙ ХРИСТОФОР РАДЗИВИЛЛ СИРОТКА
- МОНАСТЫРЬ ДОМИНИКАНЦЕВ
- РЫЦАРСКАЯ ШКОЛА ИЛИ КОРПУС ИНЖЕНЕРИИ И АРТИЛЛЕРИИ
- ДВОРЦОВО-ЗАМКОВЫЙ КОМПЛЕКС
- ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР
- СТАРЫЙ ПАРК
- МАРИСИН ПАРК
- АНГЛИЙСКИЙ ПАРК
- ЯПОНСКИЙ САД
- ЗАМКОВЫЙ ПАРК
- ВДОХНОВИТЕЛЬНИЦА ЖИЗНИ (о Марии Дороте де Кастеллян)
- Костел Святой Екатерины
- Костел Успения Девы Марии
- Костел Святого Станислава
- Глава 2 Римско-католические костелы
- Костел Святой Лурдской Девы Марии
- РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОСТЕЛ (из инвентарей)
- ИЗ ИСТОРИИ МЕСТНОГО КОСТЕЛА
- КОСТЕЛ
- ИСТОРИЯ ОШМЯНСКОГО КОСТЕЛА, или ГОРА КРЕСТОВ
- ФАРНЫЙ КОСТЕЛ УСПЕНИЯ МАТЕРИ БОЖЬЕЙ
- ИСТОРИЯ ГАНЦЕВИЧСКОГО КОСТЕЛА
- КОСТЕЛ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ