Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина
ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР
ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР
В книге «Гісторыя беларускага тэатра» за 1981 г. нахожу материал Г.И. Барышева, касающийся придворного театра князей Радзивиллов.
С 1746 г. при княгине Франтишке Уршуле Радзивилл (из рода Вишневецких) существовал любительский театр. В спектаклях вместе с крепостными певцами, танцорами, музыкантами принимали участие члены княжеской семьи и кадеты Рыцарской школы. Музыкально эти спектакли оформляла Несвижская капелла Радзивиллов.
Показы осуществлялись в специальном здании — «камедиенгаузе», построенном в 1747-47 гг. по проекту архитектора К. Ждановича и размещавшимся за пределами замкового комплекса на берегу Замкового пруда.
Согласно инвентаря 1767 г., театр в это время располагался уже в другом помещении — а именно в большой Портретной зале, представлявшей собой амфитеатр. Вдоль одной из боковых стен стояла длинная лавка. Стены и даже потолок украшали разрисованные полотняные шпалеры. Сцена была отгорожена от залы тканью с изображением герба Радзивиллов. По обе стороны от нее размещались хоры для капеллы. В качестве освещения залы использовали 53 фонаря.
Ставились спектакли и в Альбе (пригороде Несвижа). Там театр располагался под открытым небом, на берегу небольшого пруда, составлявшего задний план сцены. Этот театр назывался «зеленым».
Еще одним местом в Альбе, где ставились спектакли, был дворец Консоляция, построенный в 1748 г. архитектором М. Педетти и перестроенный в 1770-е гг. архитектором Лутницким. Известно, что в 1809 г. архитектор М. Цейзик реставрировал этот дворец.
В репертуаре придворного театра Радзивиллов главное место занимали произведения Ф.У. Радзивилл. Известны названия следующих, написанных ею комедий: «Находчивая любовь» (1746), «Увиденное не проходит» (1749), «Игра судьбы» (1750). Писала княгиня трагедии и даже оперы; переводила произведения Мольера, Вольтера; ставила балеты, пантомимы.
В 1753-62 гг. князь М.К. Радзивилл Рыбонька, желая сделать приятное супруге, пополнил труппу нанятыми актерами, а также создал при капелле музыкальную, вокальную и балетную школы. Именно тогда и появилась в Несвиже так называемая «литовская музыка» (оркестр народных инструментов). Репертуар придворного театра пополнился новыми, более сложными, для постановки, произведениями — операми, балетами — и даже начал выезжать на гастроли. В частности, бывал в Слуцке, Алыке, Белом.
При князе Кароле Станиславе Радзивилле Пане Коханку в составе театра находилась труппа актеров под руководством Л. Пережинского, а также группа итальянских певцов. При этом капелла насчитывала 44 человека, а балет — больше 20 крепостных танцоров.
За 50 лет своего существования придворный театр Радзивиллов из любительского сделался профессиональным.
- ПРЕДИСЛОВИЕ К РАЗДЕЛУ
- ВЕРСИЯ НАЗВАНИЯ
- ВЛАДЕЛЬЦЫ
- ЗАМОК КАК ФОРТИФИКАЦИОННОЕ УКРЕПЛЕНИЕ
- ГОРОДСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ
- КОРОЛЬ КУРКА, ИЛИ ТРАДИЦИЯ, КОТОРУЮ СЛЕДОВАЛО БЫ ВОССТАНОВИТЬ
- ЛЮДВИСАРНЯ (пушечная литейная мастерская)
- ХУДОЖНИК, ГРАВЕР, КАРТОГРАФ, ПЕЧАТНИК (о Томаше Маковском)
- АЗБУКА ИСТОРИИ ГОРОДА
- РАТУША
- ИЕЗУИТСКИЕ КОЛЛЕГИУМ И КОСТЕЛ
- ЗАЛОЖИЛ КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ БАРОККО В БЕЛАРУСИ (об архитекторе-монахе Джованни Марии Бернардони)
- МОНАСТЫРЬ БЕНЕДИКТИНОК
- МОНАСТЫРЬ БЕРНАРДИНЦЕВ
- МИКОЛАЙ ХРИСТОФОР РАДЗИВИЛЛ СИРОТКА
- МОНАСТЫРЬ ДОМИНИКАНЦЕВ
- РЫЦАРСКАЯ ШКОЛА ИЛИ КОРПУС ИНЖЕНЕРИИ И АРТИЛЛЕРИИ
- ДВОРЦОВО-ЗАМКОВЫЙ КОМПЛЕКС
- ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР
- СТАРЫЙ ПАРК
- МАРИСИН ПАРК
- АНГЛИЙСКИЙ ПАРК
- ЯПОНСКИЙ САД
- ЗАМКОВЫЙ ПАРК
- ВДОХНОВИТЕЛЬНИЦА ЖИЗНИ (о Марии Дороте де Кастеллян)
- *Придворный театр
- Вокруг Оперного театра Гарнье
- Театральная площадь
- «ТЕАТРАЛЬНЫЙ КВАРТАЛ» («THEATERVIERTEL»)
- Площадь Густава Адольфа, Оперный театр и Музей Средиземноморья
- Государственный театр кукол
- Оперный театр на площади Бастилии
- Кинотеатр «Скала»
- *Оперный театр Гарнье
- Римский амфитеатр
- Национальный театр
- Главный вокзал и театр