Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина

ИСТОРИЯ ДОМИНИКАНСКОГО КОСТЕЛА СВ. КАЗИМИРА

ИСТОРИЯ ДОМИНИКАНСКОГО КОСТЕЛА СВ. КАЗИМИРА

Основан при монастыре доминиканцев. В 1641 г. был уже сооружен из камня, но, из-за войны 1654-67 гг. освящение его состоялось только в 1675 г. Это был трехнефный храм. Главный фасад украшали две квадратные башни, а боковые фасады — купольные каплицы (св. Доминика и св. Михаила). Исполнен костел был в формах раннего барокко: имел плоские пилястры и ниши.

Интерьер его украшала лепнина конца XVII и середины XVIII вв. Хоры опирались на два круглых каменных столба. На них располагался большой орган с двумя мехами и двумя большими медными котлами, обтянутыми кожей (барабанами). Пол был застелен каменными плитами, 13 из которых, мраморных, являлись надмогильными и имели на себе надписи имен тех, кто был похоронен в подвале под главным нефом, в семейной усыпальнице Слушков. Последняя была украшена изображениями святых и портретом Александра Слушки во весь рост.

Главный алтарь соорудили в середине XVIII в. Он имел 4 колонны, столько же скульптур и образ св. Казимира в центре.

В каплице св. Доминика лепнина украшала стены и купол. Здесь находились образа святых Доминика и Франциска и гипсовые скульптуры св. Августина и Катерины Сиенской.


Владислав Сырокомля отмечал, что в некоторых картинах, украшавших этот храм, «заметна рука Юзефа Гесского». Участие в оформлении столбцовского костела этого художника вполне вероятно, так как в это время он украшал другой доминиканский монастырь — рядом, в Несвиже. Размещалась в костеле и картина художника Смуглевича, изображавшая битву Михаила Архангела с дьяволом. Ее подарили столбцовским доминиканцам Чарторыжские.

В 1831 г. костёл стал парафиальным, а в 1865 г. его закрыли и передали православной епархии.

Его перестройка под церковь осуществлялась в 1867-83 гг. Сначала по проекту губернского архитектора Волковича. Минский мастер И.М. Санчуковский выполнил четырехярусный иконостас, а 14 икон для его украшения нарисовал московский художник Зотов. Иконы Марии Магдалины и Матери Божьей остались от костела. Образ Спасителя в серебряной ризе прислал в дар император Александр II. Серебряный набор литургической посуды был подарен в 1870 г. епископом минским Александром. В том же году церковь освятили в честь Марии Магдалины.

В 1874 г. инженер Нектарьевский составил новый проект реконструкции, которого и придерживались в дальнейшем. Знаменитая лепнина, изначально украшавшая храм, постепенно была заменена на более традиционные для православия украшения. Претерпела изменения святыня и внешне: верхушки башен заменили на типичные купола-луковицы, над фасадным щитом пристроили еще одну квадратную башню, возвели купол над алтарем. Все это изуродовало настоящий, барокковский силуэт здания.

В 1922 г. католики вернули святыню под свою юрисдикцию. Архитектор Теодор Бурже разработал проект полной перестройки храма.

Аркадий Змачинский сообщает, что в 1930 г. на одной из башен костела сделали надстройку с высоким шпилем Каждое воскресенье в семь утра на эту башню поднимался солдат с кларнетом и играл раннюю молитву.

В войну этот памятник практически не пострадал. Но после войны не был возвращен тем, для кого был предназначен. А в 1958 г. было отдано распоряжение взорвать его. С этого времени город потерял свой главный символ.

Оглавление книги


Генерация: 0.267. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз