Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 1.

Никольско- Архангельский, поселок (Никольское-Архангельское )

Никольско- Архангельский, поселок (Никольское-Архангельское )

От Москвы с Курского вокзала до платформы Никольское Горьковского направления — 16 км, далее пешком 1 км. Горьковское шоссе


5/1. Церковь Михаила Архангела


5/2. План церкви

5. ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА построена по заказу кн. А.В. Долгорукова в его вотчине между 1748 и 1771 гг. Кирпичное оштукатуренное здание с деталями из белого камня обладает трехчастной осевой композицией. Центральный объем типа “восьмерик на четверике” с полукруглой апсидой и небольшой трапезной поставлен на высокий подклет, где помещается Никольский придел. В верхнюю церковь ведут две лестницы, размещенные по сторонам скромной трехъярусной колокольни. До 1789 г. храм окружали открытые галереи на столбах с приделами в восточных торцах подклета. Их уцелевший западный участок внизу застроен, наверху превращен в остекленную паперть.


5/3. Фрагмент интерьера церкви


5/4. Лепная отделка интерьера

Храм служит примером воздействия форм городской архитектуры первой половины XVIII в., проникнутой духом петровской художественной культуры. В его облике композиционные приемы московского барокко органично слиты с деталировкой барокко западно-европейского в виде тимпанов, венчающих ярусы основного объема, мелкопрофилированных карнизов, новых по рисунку наличников и т.п. Обращает на/себя внимание тонкая прорисовка лепнины, кованых ажурных крестов, подзоров и гребней над тимпанами восьмерика. В своей первоначальной редакции памятник был особенно близок собору московского Варсонофьевского монастыря, который, очевидно, послужил для него образцом. Поскольку в Москве и Подмосковье старшие и современные храму памятники этого типа не сохранились, его следует считать уникальным.

Все помещения, кроме паперти, сводчатые. Прямоугольный двусветный четверик храма вверху сведен к квадрату с помощью боковых пристенных арок, несущих восьмерик второго яруса. Угловые тромпы образованы долями сомкнутого свода. Внутри храм богато украшен оригинальной лепниной в виде стилизованного растительного орнамента. В систему декора включены узкие пилястры, поставленные в два яруса, и фигурные картуши с живописью конца XVIII — XIX вв. Росписи расчищены Г.В.Рахловым в 1983— 1986 гг. Эффектен иконостас в пять ярусов с элементами рокайля: креповками, волютами, накладной золоченой резьбой на светлом фоне. Созданный в последней четверти XVIII в., он включает иконы XVIII —XIX вв. Первоначальное убранство нижней церкви сосредоточено на сводах, покрытых живописными клеймами в пышных лепных рамах. Трехъярусный иконостас — второй половины XIX в.

Ильин, с. 48, 50.

ПАМО, 1, с. 16.

Памятники ..., с. 58.

Скворцов, Материалы ..., 1, с. 173.

Холмогоровы, 6, с. 61.

ЦИАМ, ф. 203, on. 761, д. 415. 1789 г.; ф. 454. on. 4, д. 16, л. 30; ф.54, on. 181, д. 1421, л. 206, 209. 1893 г.; on. 154, д. 19, л. 54 - 55, 60 - 61.1900 г.

Оглавление книги


Генерация: 0.223. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз