Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 1.

Балашиха-8, город (Пехра-Яковлевское)

Балашиха-8, город (Пехра-Яковлевское)

1. От Москвы с Курского вокзала до платформы Балашиха Горьковского направления — 26 км, далее пешком 2 км 2. От Москвы автобусом на Балашиху до остановки ВСХИЗО — 18 км. Горьковское шоссе


2/1. Усадьба Пехра-Яковлевское. Генплан 1 — дом; 2 — флигели; 3 — театр; 4 — оранжерея; 5 — церковь

2. УСАДЬБА ПЕХРА-ЯКОВЛЕВСКОЕ, известная по описи 1704 г., возникла близ села Яковлевского, принадлежавшего с 1591 по 1828 г. роду кн. Голицыных. С 1829 по 1832 г. усадьбой владел И.А.Гагарин, до 1835 г. — А.Д.Нарышкина, после — Шелашниковы, с 1870-х гг. до Октябрьской революции — Рооп.

Основа существующего комплекса заложена при П.М.Голицыне на рубеже 1750-х и 1760-х гг. По проекту, присланному из Петербурга, были поставлены двухэтажные деревянные хоромы с двумя флигелями по сторонам двора, перед домом разбит регулярный сад. При наследнике М.П.Голицыне, по инициативе и под руководством его дяди и опекуна А.М.Голицына, усадьба с середины 1770-х и по 1810-е гг. перестраивается вновь. Настоящий ансамбль стиля классицизма создан на месте предшествующего. При этом прежний планировочный замысел, очевидно, не претерпел существенных изменений.


2/2. Усадебный дом с флигелями. План первого этажа

Усадьба расположена на высоком берегу запруженной некогда речки Пехорки, вблизи бывшего Владимирского тракта, откуда была хорошо видна едущим из Москвы. Эти условия определили панорамный характер застройки парадной части ансамбля и необычную его планировку, лишенную закрытого парадного двора. Строгая симметрия центрального комплекса, нарушенная лишь зданием церкви, придвинутой к береговому откосу, сочетается со свободной планировкой обширного пейзажного парка. Хозяйственная часть усадьбы находилась в значительном удалении от парадного центра, ее постройки не сохранились. В состав архитектурного комплекса входят дом с двумя флигелями, церковь, здания театра и оранжереи.

Кирпичный оштукатуренный дом строился с 1783 по 1786 г. предположительно по проекту К.Бланка. Исполненное в стиле раннего классицизма двухэтажное здание с подвалом и мезонином завершалось куполом, стены равномерно членились коринфскими пилястрами на высоких пьедесталах. Пилястры креповали углы, на центральных ризалитах одинаковых продольных фасадов группировались в портики с фронтонами. Филенки в системе оконных обрамлений дополняли тонкую пластическую разработку фасадных плоскостей. На поперечной оси дома помещались отделанный каннелированными колоннами двусветный зал и столовая. Парадные комнаты первого этажа украшали портретные медальоны представителей рода Голицыных, мраморные камины с бюстами, вазы, изразцовые печи и зеркала. Балочные перекрытия надземных этажей в подвале сменялись сводчатыми.

Облик здания кардинально изменился в результате неоднократных перестроек. В 1924 г. дом сильно выгорел, впоследствии был восстановлен трехэтажным без учета прежней планировки и внешних художественных форм. Декор XVIII в. сохранился фрагментарно. С 1978 г. памятник реставрируется по проекту И.В.Верченко.


2/3. Восточный флигель с колоннадой


2/4. Театр

Дом фланкируют парные кирпичные оштукатуренные флигели в два этажа, выстроенные, по-видимому, по проекту Ф.П.Казне не ранее 1790-х гг. Их лаконичные объемы, практически лишенные убранства, трактовкой форм предвосхищают архитектуру ампира. Фасады, обращенные к реке, украшены четырехколонными тосканскими портиками с фронтонами. Галереи-колоннады того же ордера объединяют флигели с домом. Поставленные на высокий цоколь из белого камня, завершенные террасами с парапетом из балясин, они отличаются большой изысканностью архитектурных форм.

Центральную группу зданий дополняют два идентичных корпуса, в одном из которых помещалась оранжерея. Назначение второго не установлено, в литературе он известен как театр. Сооруженные в 1800-х гг. двухэтажные кирпичные оштукатуренные здания с деталями из белого камня по своим художественным достоинствам стоят в ряду лучших образцов московского ампира. По мнению А.Некрасова, создателем их был А.Менелас.

Наиболее выразительная средняя, раскрепованная и повышенная часть обоих корпусов на главном северном фасаде выделена лоджией с монументальными колоннами римско-дорического ордера.


2/5. Театр. План первого этажа

Подчеркнутой массивности архитектурных форм противопоставлена тонкая обработка стен в лоджиях лепными медальонами, окон — строгими наличниками. Перекрытия балочные. Центральный двусветный зал оранжереи был освещен большими, от пола до потолка арочными окнами, расположенными в южной стене. На глухом северном фасаде почти все проемы ложные. Пониженные крылья корпуса подчеркнуто лишены декора.

В XIX —XX вв. в связи с новым использованием оба здания подверглись перепланировке и различным переделкам. В оранжерее перестроены боковые крылья, в театре частично изменены ритм и уровень окон. Капитальные пристройки нарушили объемную композицию сооружений.


2/6. Спасская церковь


2/7. План церкви

Спасская церковь, созданная в 1777 — 1782 гг. из кирпича с широким применением в деталях белого камня, оштукатуренная, принадлежит к немногочисленной группе двухколоколенных ротондальных храмов эпохи классицизма. Оригинальность замысла, мастерство исполнения и необычайная тонкость моделировки деталей указывают на авторство выдающегося зодчего. Ряд исследователей связывает проект постройки с В.И.Баженовым. По преданию, строил церковь К.И.Бланк.

Двусветная ротонда храма увенчана массивным барабаном, опирающимся на внутреннее кольцо стен, и куполом напряженного силуэта со шпилем. Парадный западный фасад с ионическим портиком в центре фланкируют двухъярусные парные башни колоколен. В пластической разработке архитектурных форм преобладают приемы раннего классицизма. Стены моделированы креповками и пилястрами ионического, а на барабане — коринфского ордера. Большую изысканность вносят в декоративную обработку лепные гирлянды на фасадах колоколен и мотив “набегающей волны”, украшающий наличники окон. Характеру экстерьера соответствуют нарядность и богатство внутреннего убранства с элементами рокайля. Стены внутри храма расчленены парными каннелированными пилястрами коринфского ордера на пьедесталах, поддерживающими развитой антаблемент. В систему декора включены роспись купола кессонами и великолепная по рисунку и исполнению лепнина. В свое время алтарное помещение, занимавшее восточную часть внешней галереи, ограничивалось стенами. Церковь украшал прекрасный иконостас в виде ионического портика. Иконы в нем и картины на стенах храма принадлежали итальянской школе, среди них имелись работы Торелли. При последнем ремонте интерьер памятника искажен разделением внешней галереи храма на два этажа.


2/8. Спасская церковь. Фрагмент внутренней отделки


2/9. Лестница в парк

Большой липовый и сосновый, так называемый “верхний” парк, сочетающий принцип регулярной и живописной планировки, разбит во второй половине XVIII — начале XIX в., до 1812 г. Ближайшая к дому регулярная часть его восходит к 1760-м гг. Здесь находился партер со статуями и вазами, в центре помещался фонтан “Три грации”. От этого сада, связанного с искусством барокко, перед парковым фасадом дома до сих пор сохраняется несколько заглубленная в землю площадка — буленгрин — с полукруглой каменной лестницей. В цоколе лестницы устроены гроты, парапеты украшены круглой скульптурой. Уцелел насыпной холм “катальной горки”, композиционно связанный со звездчатой системой аллей обширного пейзажного парка. Зеленые насаждения в последнем пострадали от вырубки, планировка искажена. “Нижний” парк, находившийся на береговом склоне Пехорки, утрачен.

Ильин, с. 56 — 98.

Каждан Т.П. Новые данные о В.И.Баженове // Неизвестные и предполагаемые постройки В.И.Баженова. — М., 1951. — С. 198 — 221. МЕВ. 1869. № 43. - С. 7-8.

Некрасов А.И. Забытая подмосковная “Пехра- Яковлевское”. — М., 1925.

Опочинин Е. Новые сведения о Пехре- Яковлевском // Сборник ОИРУ. — М., 1928. Вып.1.

ПАМО, 1, с. 12.

Памятники ...., с. 70.

Тихомиров, с. 234 — 237, 344.

Холмогоровы, 8, с. 137.

ГИМ ОПИ, ф. 14 (Голицыных), д. 2298, 2299. 1758-1810 гг.

РГАДА, ф. 1355, on. 1, д. 775, л. 58.

РГБ ОР, ф. 177, к. 1, ед. хр. 14.

ЦИАМ, ф. 454, on. 4, д. 17, л. 162-162 об.

Оглавление книги


Генерация: 0.230. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз