Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 2.

Деденево, поселок (Новоспасское)

Деденево, поселок (Новоспасское)

От Москвы с Савеловского вокзала до станции Турист — 53 км, далее пешком — 0,5 км. Дмитровское шоссе


112/1. Спасо-Влахернский монастырь.

Генплан 1 — церковь; 2 — трапезная; 3 — дом. игуменьи; 4 — дом настоятеля; 5 — дом причта; 6 — просфорный дом; 7 — кельи; 8 — иконописная мастерская

112. МОНАСТЫРЬ СПАСО-ВЛАХЕРНСКИЙ организован в 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе А. Г.Головиной.

Комплекс, сложившийся во второй половине XIX — начале XX в. на месте усадьбы Головиных, занимает квадратный, застроенный по периметру участок на вершине холма. Исторические и топографические условия формирования определили его своеобразную внутреннюю организацию. Монастырская площадь отсутствует. Искусственный холм на ее месте разделяет территорию на жилую северную часть с плотной деревянной и каменной периметральной застройкой и южную с массивным объемом доминирующей в комплексе Спассской церкви. Часть домов и деревянная Дмитровская церковь 1864 г. разобраны. За пределами монастыря находятся принадлежавшие ему конный двор, гостиница, больница и приходская церковь (вып. 1, № 113).


112/2. Спасская церковь. План

В ансамбле наибольшей художественной значимостью и выразительностью облика обладает грандиозная Спасская церковь. Кирпичная, с осевой трехчастной схемой, она сложилась в результате постепенного расширения усадебного храма, выстроенного В.В. и П.В.Головиными в 1798 — 1811 гг. Прежний крестчатый двусветный храм с центральным восьмериком от основания, с боковыми портиками и хорами в западной части был реконструирован в 1843 — 1850 гг. по заказу Г.П.Головина. Он превратился в массивное пятиглавое кубическое сооружение соборного типа с подвалом-усыпальницей и двухэтажными угловыми ячейками для приделов. Оригинальная структура позволила разместить в нем десять капелл. Центрическое здание получило строгую обработку стиля ампир и крупные, увенчанные фронтонами портики, западные барабаны служили звонницами. В конструкциях и декоре храма широко применен белый камень. В 1886 г. по проекту Н.В.Никитина перед церковью была сооружена монументальная колокольня романского типа с трехэтажным основанием и квадратной центральной башней. Формирование памятника завершилось в 1890 г. постройкой между храмом и колокольней двусветной трапезной с прекрасно организованным внутренним пространством. Высокое центральное помещение с парусным сводом ограничивают эффектные аркады боковых двухэтажных галерей, объединявшихся между собой западным балконом на чугунных стойках. Верхняя галерея имела парапет из бронзы.


112/3. Колокольня Спасской церкви


112/4. Трапезная


112/5. Кельи

Памятник сильно пострадал от обстрела в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910 г., выполненная по эскизам В.Васнецова.

Преимущественно деревянные жилые и хозяйственные монастырские здания в один и два этажа, в том числе просфорный дом, трапезная, иконописная мастерская, представляют образцы рядовой массовой застройки своего времени и в этом отношении очень характерны. В наружной обработке одних живы традиционные ампирные мотивы, другие тяготеют к псевдорусским формам.

Виноградов И. Спасо-Влахернский женский общежительный монастырь // МЦВ. — 1901. № 11. - С. 135-137; № 14-15. - С. 183- 187.

Казанский П. Село Новоспасское, Деденево тож, и родословная Головиных, владельцев оного. — М., 1847.

Спасо-Влахернский общежительный женский монастырь. — М., 1894.

РГИА, ф. 799, on. 33, д. 897. 1913 г.

ЦИАМ, ф. 454, on. 3, д. 69, л. 204 - 210. Метрика, 1887 г.; ф. 54, on. 144, д. 2, л. 72 — 75. 1887 г.; on. 154, д. 19, л. 62 - 64. 1900 г.; ф. 203, on. 759, д. 940, 942. 1910 г.


113/1. Церковь Нечаянной радости


113/2. План церкви

113. ЦЕРКОВЬ НЕЧАЯННОЙ РАДОСТИ, приходская села Деденева, создана по инициативе Спасо-Влахернского монастыря (вып. 1, № 112). Ее основной объем выстроен по проекту М.Д.Холмогорова в 1911 г. в качестве часовни. Несколько позднее пристроены трапезная с подвалом и притвор со звонницей наверху.

Небольшой бесстолпный четверик одноглавого храма с пониженной апсидой — яркий образец неорусского стиля. Его внешние архитектурно-декоративные формы основаны на мотивах новгородско-псковского зодчества в интерпретации модерна. Фасады, очерченные плавной волнистой линией, обработаны многолопастной аркой, в которую вписана треугольная композиция оконных проемов и обрамленный полувалом портал. Сдержанность убранства восполняется контрастным сопоставлением краснокирпичного поля стены и беленых штукатурных наличников измельченного профиля. Архитектура позднейших частей здания лишена национальной окраски, здесь черты модерна более ощутимы. Свод в храме парусный, в трапезной — ребристое перекрытие по металлическим балкам. Интерьеры изменены, их убранство утрачено.

РГИА, ф. 799, on. 33, д. 897, л. 18. 1913 г. ЦИАМ, ф. 203, on. 759, д. 941. 1910 г.

Оглавление книги


Генерация: 0.276. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз