Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 1.

Осташево ( Александровское-Осташево, Успенское, Старое Долголядье)

Осташево ( Александровское-Осташево, Успенское, Старое Долголядье)

1. От Москвы автобусом до остановки Осташево — 142 км.

2. От станции Волоколамск автобусом до остановки Осташево — 15 км.

В селе, расположенном по берегам реки Рузы, ныне Рузского водохранилища, находятся строения двух усадеб: на правом берегу — Петровского-Чередова (вып. 1, № 34), на левом — Осташева (вып. 1, № 35). Первая из них устроена кн. П.Ф.Голицыным около 1756 г. К моменту покупки ее гр. Е.А.Салтыковой в 1765 г. в усадьбе находились новые каменные палаты в 10 покоев, во дворе за решетчатым забором стояли службы, поварня с приспешней, каретный сарай и две лакейские светлицы. В 1770-х гг. здесь было уже два дома, один из них деревянный, имелись регулярный сад, конский завод, суконная фабрика. В 1777 г. имение приобрел кн. А.В.Урусов, выстроивший к 1781 г. при усадьбе церковь Александра Невского.

В самом конце XVIII в. свою резиденцию Урусов перенес на противоположный левый берег реки, создав существующий ныне развитой усадебный ансамбль, до 1861 г. известный под названием Александровского-Осташева. Старая усадьба со временем опустела. Ее каменный дом был занят суконной фабрикой, а при следующем владельце имения — Н.Н.Муравьеве — в 1822 г. был передан церковному причту и сохранился в измененном виде. После разборки церкви он остался единственной постройкой исчезнувшей усадьбы эпохи барокко.

34. ДОМ ЖИЛОЙ усадьбы Петровское-Чередово стоит над рекой, развернут вдоль берега длинной стороной с И окнами. Одноэтажный кирпичный, первоначально побеленный по кладке, он выстроен по заказу владельца усадьбы кн. П.Ф.Голицына между 1756 и 1765 гг. В Подмосковье он представляет собой уникальный образец усадебного жилья середины XVIII в. Несмотря на почти полную утрату наружного убранства стиля барокко, здание обладает явными признаками архитектуры своего времени, тесно связанной с традициями предшествующего периода. Дом имеет несложную плановую и объемно-пространственную структуру, симметричную относительно главных композиционных осей. Образованная капитальными стенами внутренняя планировка гостиничного типа обусловила простую и четкую организацию фасадов, плоскости которых расчленены лопатками в соответствии с шагом внутренних стен. На поперечной оси дома помещены комнаты большей площади, в три оконных оси, что непосредственно отразилось на соответствующих фасадах выделением их центральной части более широкой расстановкой лопаток. Не исключено, что эти участки фасадов были акцентированы и другими архитектурными средствами — фронтонами, иной формы окнами или более нарядным убранством.


34/1. Жилой дом усадьбы Петровское-Чередово. План

О характере прежней декорации здания позволяют судить скрытые поздней штукатуркой остатки срубленных наличников проемов с лучковой перемычкой, “ушами”, криволинейным навершием и фигурным “фартуком”. Перекрытия балочные, двускатная кровля — новая. Прежняя отделка интерьеров отсутствует.

Скворцов, Можайский уезд .... с. 29.

Холмогоровы, 1, с. 46.

ГИМ ИЗО, 58490/Р-6278.

РГАДА, ф. 1263, on. 1, ч. 1, д. 2562, л. 57; ф. 1355, on. 1, д. 772, л. 43 об, № 347.


35/1- Усадьба Осташево. Генплан 1 — жилые флигели; 2 — контора; 3 — дом управляющего; 4 — башни въезда на парадный двор; 5 — башни ограды бокового двора; 6 — конный двор; 7 — обелиски; 8 — церковь-усыпальница

35. УСАДЬБА ОСТАШЕВО создана по заказу кн. А.В.Урусова, по-видимому, в 1790-х гг. Четкость ее плановой структуры, умелое распределение архитектурных масс и художественное своеобразие, основанное на сочетании башен различной величины и формы, выдают руку зрелого мастера. Не исключено, что к разработке общего замысла привлекался Р.Р.Казаков, в начале 1790- х гг. много строивший в московском доме Урусова. Осуществлялся проект, видимо, местными силами.

С 1813 г. усадьбой владели Муравьевы, во второй половине XIX в. последовательно — Н.П.Шипов, А.А.Непокойчицкий, А.Г.Кузнецов, с 1903 по 1917 г. — вел. кн. К.К.Романов и его наследник.

Усадьба, принадлежавшая Н.Н.Муравьеву, участнику Отечественной войны 1812 г., имеет большое мемориальное значение. Летом 1816 г. здесь происходили занятия основанной им школы офицеров Генерального штаба, из числа воспитанников которой вышли 22 декабриста, в том числе сын его — Александр Муравьев. В Осташеве происходили тайные встречи декабристов.

Архитектурный ансамбль стиля классицизма с элементами псевдоготики обладает симметричной композицией с выраженной продольной осью. Последняя, намеченная подъездной липовой аллеей, организует застройку парадного двора, ограниченного въездными башнями и флигелями по углам. Стоявший в глубине двора двухэтажный дом с бельведером и четырехколонным портиком на аркаде в 1950-х гг. заменен новым зданием. Ограда курдонера и боковые дворы с их оградами и флигелями на поперечной оси утрачены. От хозяйственного комплекса, в середине XIX в. разместившегося вблизи усадебного центра, осталось здание конного двора. Сохранилась часть парка с церковью-усыпальницей.

Въезд в усадьбу отмечают два обелиска из белого камня, поставленные в начале центральной аллеи с двухрядной липовой обсадкой. Эта главная и несколько поперечных аллей организуют регулярно распланированную хозяйственную территорию.

Здания усадьбы сложены в основном из кирпича, в постройках XVIII в. цоколь, подоконники и карнизы — белокаменные. Фасады, имевшие известковую обмазку, позднее оштукатурены.


35/2. Павильон над входом в галерею между домом и флигелем

Два жилых флигеля с переходными галереями к дому — очень скромные одноэтажные постройки конца XVIII в., сильно переделанные в 1950-х гг. Их ясные, четкие объемы и строгая простота внешней обработки характерны для стадии классицизма, переходной к ампиру. Единственным украшением стен служат рельефные подоконные вставки и венчающий карниз энергичного профиля. Прежние окна с наружной четвертью, без наличников, увеличены, изменена связь помещений. Балочные перекрытия и кровля новые. Над правым флигелем в конце XIX в. возведен второй этаж из дерева. Закрытые переходные галереи сохранились фрагментарно. Они обработаны ложной аркадой, в которую вписаны небольшие стрельчатые окна. На поперечной оси галерей помещены нарядные входные павильоны, служившие одновременно проходом со двора в парк. Каждый из них венчался граненым деревянным бельведером с высоким шпилем.

Контора и дом управляющего составляют вторую пару однотипных одноэтажных флигелей на парадном дворе. Современные жилым постройкам, они объединены с ними общностью стилевых форм и художественных приемов. Угловое положение на участке определило их конфигурацию “глаголем”. Равновеликие крылья объединены массивными круглыми башнями, поставленными на внешних срезанных углах, обращенных к подъездной аллее. Глухие, в два яруса, завершенные шатром с деревянным бельведером наподобие смотровой вышки, башни имитируют крепостные сооружения, что характерно для эпохи романтизма. Оформлявшие фасады прямоугольные ниши на одной из башен впоследствии заменены стрельчатыми. Внутренняя планировка флигелей и большинство окон изменены.


35/3. Башня конторского флигеля


35/4. Дом управляющего. План


35/5. Башня при въезде на парадный двор

Двухъярусные въездные башни у парадного двора, исполненные в стиле псевдоготики XVIII в., воспроизводят форму и основные мотивы убранства аналогичных башен Петровского дворца в Москве. Нижние, снаружи крестчатые, внутри восьмигранные помещения перекрыты сомкнутым сводом. Украшенный поясом килевидных ниш глухой цилиндрический верх венчался короной из зубцов. Некогда контрастное сочетание красно-кирпичной поверхности стен с белокаменными наличниками, цоколем и тонко прорисованным карнизом сообщало архитектуре башен большую живописность.

Две башни ограды одного из боковых дворов в художественном отношении значительно уступают остальным усадебным постройкам. Небольшие пятигранные, с крупными арочными окнами и сводчатым перекрытием, они завершены глухим каркасным, обшитым железом барабаном со шпилем. Упрощенные формы башен испорчены штукатуркой. Решетчатая с кирпичными столбами ограда утрачена.


35/6. Конный двор


35/7. План конного двора

Конный двор 1840-х гг. представляет поздний, но чрезвычайно интересный образец применения псевдоготических форм в архитектуре русской усадьбы. Одноэтажное здание состоит из двух длинных крыльев, соединенных под прямым углом. Ось симметрии главного фасада, обращенного к центру усадьбы, отмечена многоярусной проездной башней, фланги — ризалитами со щипцом. Рядовая ячейка с воротами в центре и окнами по сторонам, чередуясь с ризалитами, образует боковой фасад, где она повторена трижды. Внешней структуре отвечала секционная планировка корпуса.

Художественным центром конного двора служит надвратная башня, украшенная поясами щелевидных ниш, стрельчатыми наличниками, зубцами, пинаклями. Все элементы подчеркивают вертикальную направленность сооружения.

Живописный пейзажный, преимущественно липовый парк раскинулся по сторонам жилого комплекса вдоль берега Рузы. При устройстве водохранилища нижняя часть парка с прудами оказалась затопленной. Заросшая восточная его половина превратилась в лес. В западной части парка, на холме “Васюткина горка” стоит церковь неорусского стиля, созданная по проекту М.М.Перетятковича и С.М.Дешевова как усыпальница Романовых. Заложенная в 1915 г., она не получила посвящения. Кубический четырехстолпный одноглавый храм крестово-купольного типа с пониженной апсидой сооружен по образцу древних псковско-новгородских церквей. Западный вход отмечен крыльцом на кувшинообразных столбах, у юго- восточного угла — двухпролетная звонница. Под зданием — подвал с балочным перекрытием. Архитектурные формы храма как бы отражают их изменение во времени: многолопастные арки в верхней части стен срезаны четырех скатной кровлей, большие прямоугольные окна нижнего яруса имитируют расширенные древние проемы. В скупом наружном убранстве здания использованы декоративные пояса с бегунцом, поребриком, впадинами; в карнизе барабана — аркатура. Стены, внутри и снаружи оштукатуренные, побелены. Росписей в интерьере не было. Вдоль стен помещаются саркофаги, вмурованные в кладку надгробные доски утрачены.


35/8. Церковь-усыпальница


35/9. План церкви

Архитектурно-художественный еженедельник. — Пг., 1915. № 37. - С. 440; № 38. - С. 455.

Ежегодник Общества архитекторов-художников: 1915. - Пг., 1916. - Вып. 10. - С. 90.

Зодчий. 1915. № 29 - С. 292.

МЦВ. 1915. № 30-31. - С. 466.

ПАМО, 1. - С. 29.

Памятные места Московской области. — М., 1960. - С. 271.

Скворцов, Можайский уезд ..., с. 29.

Шаховской Д.И. Усадьбы декабристов в Московской губернии// Московский краевед. — М., 1929. - Вып. 3(11). - С. 9-12.

ГИМ ИЗО, 58490/Р-6278.

Оглавление книги


Генерация: 0.405. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз