Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 1.

Ярополец (Ерополчь, Ярополч)

Ярополец (Ерополчь, Ярополч)

От Волоколамска автобусом до остановки Ярополец — 16 км

Село Ярополец, пожалованное в 1684 г. бывшему украинскому гетману П.Д.Дорошенко, в 1712 г. было разделено между его сыновьями. Южная часть перешла к А.П.Дорошенко, во второй половине XVIII в. принадлежала Загряжским, с 1825 г. Н.И.Гончаровой. Северная часть владения от П.П.Дорошенко в 1717 г. перешла к Чернышевым, в 1832 г. — к Чернышевым-Кругликовым. Перед Октябрьской революцией принадлежала гр. А.Ф.Чернышеву-Безобразову.

Две усадьбы, сложившиеся во второй половине XVIII в., вошли в литературу под именем Яропольца Гончаровых и Яропольца Чернышевых. Их выдающиеся архитектурные комплексы дают возможность проследить основные стилистические особенности русского классицизма.


48/1. Усадьба Ярополец Гончаровых.

Генплан I — дом с флигелями; 2 — конюшня; 3 — каретник; 4 — ограда и ворота парадного двора; 5 — ткацкие мастерские; 6 — церковь; 7 — дом управляющего; 8 — усадебная ограда с воротами; 9 — парковый павильон

48. УСАДЬБА ЯРОПОЛЕЦ ГОНЧАРОВЫХ, расположенная на высоком берегу Ламы, начала формироваться в 1750-х гг. на средства Загряжских. Уже тогда наметились общая структура комплекса и симметричная планировка его центральной части. Были поставлены деревянный дом с каменными службами и церковь, разбит регулярный сад. Ансамбль окончательно сложился в конце XVIII в., после перестройки в кирпиче главного корпуса. При этом подверглись реконструкции надворные постройки, полукольцом охватившие обширный курдонер, вновь сооружены дом управляющего, оранжереи и ограды. Напротив замкнутого парадного двора, на главной композиционной оси усадьбы, появилась группа зданий полотняной и суконной фабрик, работавших для “собственного обихода”. Прежний регулярный сад сменился пейзажным парком, украшенным живописными “готическими” оградами и павильонами. Часть этих сооружений со временем исчезла, парк сильно запущен, однако усадьба в основном продолжает сохранять свой неповторимый облики организацию территории. Строгая регулярность ее центрального ядра сочетается со свободным размещением вокруг него плодового сада, церковного участка и парка, разбитого на крутом береговом откосе.

Господствующие в архитектуре усадьбы строгие формы классицизма в парковых сооружениях удачно дополнены мотивами псевдоготики. Художественное единство целого достигнуто благодаря красочному сочетанию краснокирпичного фона стен с белокаменным и лепным убранством. Специфика декоративных приемов в совокупности с мастерской разработкой комплекса дают основание некоторым исследователям связывать его создание с И.В.Еготовым.

Усадьба имеет мемориальное значение, обусловленное пребыванием в ней А.С.Пушкина, приезжавшего в 1833 и 1834 гг. к матери жены — Н.И.Гончаровой. До 1941 г. в усадебном доме существовал музей-комната его имени.

В период немецко-фашистской оккупации памятнику нанесен значительный ущерб. В пожаре погибли интерьеры дома, в том числе “Пушкинская комната”, пострадали здания и парк. В 1960-х гг. под руководством Н.Д.Недовича усадьба почти полностью восстановлена.


48/2. Усадебный дом со стороны двора


48/3. Усадебный дом со стороны парка


48/5. Усадебный дом. “Пушкинская комната”


48/4. Усадебный дом с флигелями. План первого этажа

Усадебный дом стиля зрелого классицизма выстроен в начале 1780-х гг. на месте предшествующего деревянного. Высокие художественные достоинства позволяют отнести его к числу лучших усадебных построек своего времени. Двухэтажное здание на сводчатых подвалах, состоящее из главного корпуса и двух флигелей, объединенных с ним крытыми галереями, объемной композицией напоминает дом Пашкова в Москве. Архитектура его изысканна и нарядна. Главный и парковый фасады в средней части украшены лоджиями с портиками коринфского ордера. На флигелях колонны заменены пилястрами. Наружный декор построен на контрастном сопоставлении белокаменных и лепных деталей с красным фоном неоштукатуренных стен.

При реставрации анфиладная система корпуса в основном сохранена, планировка флигелей новая. В свое время ряд помещений в доме был расписан крепостными мастерами пейзажной живописью в духе Семена Щедрина, лепные элементы отделки имитированы гризайлью. О характере прежнего убранства дома дает представление восстановленный в 1970-х гг. интерьер “Пушкинской комнаты”, служившей ранее парадной спальней. Две пары стройных позолоченных коринфских колонн отделяют альков. Декоративная живопись на стенах и плафоне, наборный паркет, изразцовая печь с камином свидетельствуют о художественном и стилевом единстве внешнего и внутреннего оформления этого выдающегося памятника.

Одноэтажные конюшня и каретник, образующие циркумференции парадного двора, сооружены в 1760-х гг., в 1780-х гг. реконструированы. При этом торцевые части зданий, обращенные к дому, превращены в двухэтажные корпуса, созвучные архитектуре усадебного дома. У других торцов поставлены башни со шпилями. Классическая обработка их квадратных оснований сменяется в верхних круглых ярусах декоративными формами ложной готики.

В 1960-х гг. здания получили новую планировку. В наружных стенах по внешнему контуру плановой дуги вместо ворот пробиты многочисленные окна.

Металлическая ограда парадного двора с белокаменными столбами и тремя воротами по основным осям служит прекрасным образцом архитектуры малых форм русского классицизма. Круглые столбы и пилоны ворот с парными полуколоннами ионического ордера увенчаны развитым антаблементом и декоративными вазами. Ограда сохранилась фрагментарно. Утраченные столбы и чугунные вазы восстановлены в новом материале. На границе с парком ажурные прясла уступают место кирпичной стене, с обеих сторон обработанной аркадой, рустовкой и медальонами.


48/6. Конюшенный корпус


48/7. Башня у каретного корпуса

Ткацкие мастерские на хозяйственном дворе входили в состав небольшого производственного комплекса, созданного в 1780 —1790-х гг. Из трех зданий с двухэтажным корпусом в центре сохранились два одинаковых боковых флигеля в один этаж. Архитектурную обработку имеют лишь их глухие, увенчанные фронтонами торцы, обращенные к курдонеру. Отделанные рустом и арочными нишами с ложными окнами, они служат кулисами, скрывающими за собой низкие и невыразительные объемы. При реконструкции в 1970- х гг. в зданиях поднят уровень пола и окон.

Двухэтажный дом управляющего с конторой в первом этаже состоит из двух крыльев, объединенных под острым углом ротондой. Второстепенное значение здания в ансамбле обусловило его сдержанное убранство. Только ротонда, как центр композиции, и входы выделены парными пилястрами. Контрастное сочетание белокаменных деталей и светлой штукатурки с кирпичными стенами объединяет дом с общим образным строем усадьбы.

Церковь Иоанна Предтечи близ усадебного дома сооружена из кирпича взамен деревянной, стоявшей на берегу Ламы. Строилась по заказу А.А.Загряжского между 1751 и 1755 гг., в 1808 г. расширена и реконструирована в стиле зрелого классицизма.


48/8. Ткацкие мастерские


48/9. Дом управляющего


48/10. Дом управляющего. План второго этажа


48/11. Церковь Иоанна Предтечи

Лежащий в основе здания храм типа “восьмерик на четверике” с одной апсидой, трапезной и колокольней в два яруса со шпилем обстроен приделами и дорическими портиками с фронтоном. Характерные для барокко грузные основные объемы при реконструкции получили новые художественные формы и нарядное лепное и белокаменное убранство. Многочисленные колонны и пилястры сообщают массам вертикальную ориентацию. Красивы алтарь с венцом полуколонн и композиция портиков с высокой центральной аркой. Главу заменяет золоченый шар, основанием которому служит цоколь прежнего светового барабана.

Ордерная тема продолжена в интерьере при обработке боковых входов в помещение храма, освещенное верхним светом. Здесь привлекает внимание форма тромпов, представляющих оригинальную комбинацию ступенчатых арок с выпуклым конусом. До 1888 г. в церкви имелись хоры. Своды в ранних частях памятника сомкнутые, в позднейших — крестовые и коробовые. Конхи алтарей приделов выполнены с помощью обшивки деревом сферических кружал, подвешенных к цилиндрическому своду. Характер интерьера и внутренняя отделка кардинально изменены.

Пейзажный парк, окаймленный рекой Ламой, характерен для русского садоводства последней четверти XVIII в. Его разнообразная растительность — преимущественно лиственных пород с преобладанием липы. У обсаженного березами берега реки начинается единственная, называемая Пушкинской, аллея. Она ведет к заросшему искусственному пруду с островом, созданному отводом воды из Ламы в кольцевой ров. Парк не имел собственно садовых построек. Его украшением служили ограды с романтическими зубчатыми башнями и вкомпонованные в них павильоны бытового и хозяйственного назначения. Уцелел один из них, включенный в южную линию ограды.

Кирпичный павильон, бывший, по-видимому, теплицей, врезан в крутой откос, отчего объем его асимметричен. Видимый из парка цокольный этаж с внешней стороны исчезает. Его отсутствие компенсирует декоративная надстройка, создающая иллюзию второго этажа и маскирующая односкатную кровлю здания. Нарядное внешнее убранство, совмещающее элементы классицизма и псевдоготики, отличается большим разнообразием архитектурных мотивов. Особенно разработан парковый фасад с крепованной средней частью, увенчанной крутым фронтоном. На противоположной стене видны следы примыкания пониженных пристроек, возможно парников. Над подвалом имеются остатки сводчатых перекрытий, в стенах — дымовые каналы.


48/12. План церкви


48/13. Парковый павильон

Смежная с павильоном глухая кирпичная ограда усадьбы, XVIII —XIX вв., связана с ним общностью стилевых форм. Внутренняя и внешняя поверхность стены обработана люнетами и рустовкой. Включенная в ограду небольшая круглая башня со шпилем носит черты ложной готики. Оригинальны главные въездные ворота конца XVIII в., в облике которых отразились романтические увлечения эпохи. Круглые пилоны ворот имеют форму крепостных, сужающихся кверху башен с амбразурами в плоских нишах, с машикулями и зубцами.


48/14. Башни въездных ворот


49/1. Усадьба Ярополец Чернышевых.

Генплан 1 — дворец; 2 — парадные ворота курдонера; 3 — боковые ворота курдонера; 4 — конный и скотный дворы; 5 — хозяйственные постройки; 6 — церковь; 7 — колокольня; 8 — обелиск в парке

49. УСАДЬБА ЯРОПОЛЕЦ ЧЕРНЫШЕВЫХ на реке Ламе сложилась как дворцово-парковый ансамбль в основном в первой половине 1760-х гг., когда она принадлежала участнику Семилетней войны фельдмаршалу 3.Г.Чернышеву. Великолепная резиденция сановного вельможи с дворцом, церковью, хозяйственными корпусами и замечательным парком развилась на основе усадебного комплекса, который к 1760 г. уже имел в своем составе каменный дом с регулярным садом и каменную церковь постройки 1742 г. Эти элементы определили композиционную структуру и в значительной степени масштаб будущего ансамбля, в котором церковь с колокольней высотой до 40 м играла роль одного из важнейших компонентов. Территория вокруг церкви, напротив курдонера, в новом ансамбле приобрела вид многогранной, огражденной стенами площади с пятью воротами, от которых расходились обсаженные деревьями “прешпективные” дороги в села и вотчины Чернышева. Широта замысла, мастерское его исполнение и цельность художественного ансамбля дали в свое время повод называть усадьбу русским Версалем.

Ансамбль имеет законченную развитую планировку, симметричную относительно основных композиционных осей. Стержнем композиции служит ось длиной около 800 м, связывающая дворец с церковью и парком. Продолжаясь за Ламой, она закреплялась павильоном “Турецкая мечеть”. Вспомогательная поперечная ось организует планировку регулярной части парка. Место их пересечения архитектурно закреплено вертикалью обелиска.

Во время Великой Отечественной войны усадьба сильно пострадала от обстрела. Выгорели интерьеры дворца, еще раньше погибли парковые сооружения, оранжереи, ограда усадьбы, рига. В 1970 г. под руководством В.П.Беркута начато восстановление комплекса, продолженное Е.Е. Саввой.

Дворец стиля раннего классицизма с мотивами французского рококо в детальной обработке сооружен в первой половине 1760-х гг. Автор проекта не установлен, к строительству был причастен известный архитектор П.Р.Никитин.

Двухэтажный с мезонином центральный корпус здания связан галереями с пониженными крыльями. Галереи, сначала бывшие узкими, расширены и надстроены в начале 1840-х гг. Тогда же дуговыми переходами дворец соединен с хозяйственными корпусами. Изменив композицию, он приобрел большую репрезентативность. При реставрации здания часть пристроек со двора не возобновлялась, его облик приближен к первоначальному. Внешнее убранство дворца чрезвычайно изысканно. Оштукатуренные фасады, ритмически расчлененные лопатками и филенками, украшены лепниной, подоконными вставками, консолями. Первый, парадный, этаж выделен высокими арочными окнами, убранными лепными замками и гирляндами. Рисунок деталей, как и венчающих карнизов, близок к архитектурным формам Пашкова дома в Москве.


49/2. Дворец со стороны парка


49/3. Комплекс дворца и хозяйственных дворов. План первого этажа

Среди интерьеров, в основном переделанных в XIX в., выделялся своей отделкой Голубой, или Гербовый зал. В его стены были вставлены мраморные медальоны с барельефными портретами Чернышевых, предположительно работы скульптора Ж.-Д.Рашетта.

Курдонер перед дворцом, ограниченный хозяйственными комплексами, имеет трое ворот, современных созданию ансамбля. Наиболее представительны парадные ворота, фланкированные двумя круглыми кирпичными башнями. Снабженные щелевидными окнами, машикулями и зубцами, башни имитируют формы крепостных сооружений средневековья, представляя один из ранних образцов романтизма в русской усадебной архитектуре. Чугунные створки ворот в духе барокко и смежные с ними звенья ажурной решетки — 1870 г.

Арочные боковые ворота с фигурным аттиком, лепниной и красивым замком стилистически близки дворцовому корпусу. Они связывают курдонер с двумя обширными каре одноэтажных зданий, где размещались скотный и конный дворы. Симметрия в композиции каждого каре подчеркнута постановкой на их углах двухэтажных флигелей в виде квадратных башен под высокими черепичными кровлями. Созданные в 1760-х гг., эти комплексы в результате неоднократных перестроек утратили свой художественный облик, однако продолжают сохранять важное композиционное значение в пространственной организации усадебного центра. В юго-западном каре уцелели незначительные остатки прежних стен и чердачное окно с фигурным наличником.


49/4. Парадные ворота курдонера


49/5. Боковые ворота курдонера


49/6. Казанская церковь


49/7. План церкви

Поздние хозяйственные постройки за пределами регулярного ансамбля сильно изменены. От риги XVIII в. остались две гладкие круглые башни, включенные в новое здание скотного двора.

Оригинальна по композиции двухкупольная церковь стиля классицизма, сооруженная в 1798 г. на месте предшествующей по заказу А. Р.Чернышевой. Предание связывает постройку с именем М.Ф.Казакова.

Кирпичное оштукатуренное здание с лепным и белокаменным декором имеет деревянные конструкции внутренних опор и перекрытий. Его объем формируют два равновеликих четверика, объединенные притвором с хорами наверху. Снаружи ось симметрии отмечена портиками ионического ордера. Северную часть здания занимает Казанская церковь, южную — двухпридельная церковь-усыпальница фельдмаршала 3.Г.Чернышева. При идентичности внешней обработки храмов решение интерьеров их различно. Свободное целостное пространство Казанской церкви оформлено каннелированными коринфскими полуколоннами и перекрыто красивым зеркальным сводом. Интерьер усыпальницы сильно расчленен. Пары колонн того же ордера в совокупности с ложными крестовыми сводами и развитым антаблементом, покрытым тонкой орнаментальной лепкой, организуют крестчатое, продольно ориентированное пространство, которое заканчивается апсидой. Здесь находится мраморное надгробие Чернышева в виде усеченной пирамиды с барельефным профильным портретом фельдмаршала. Барельефы украшают цоколь постамента. По сторонам надгробия предполагалась установка мраморных, утраченных ныне аллегорических фигур — “Печаль” и “Слава” — работы А.Триппеля. Тому же мастеру приписывается и многофигурный барельеф для пьедестала памятника, находящийся ныне в ГНИМА им.Щусева. Под полом апсиды помещается облицованная белым камнем крестообразная сводчатая крипта.

В Казанской церкви сохранился каркас полукруглого ярусного иконостаса 1830-х гг., исполненного в стиле классицизма. В алтаре — надпрестольная сень на шести ионических колоннах.


49/8. Обелиск в парке

Колокольня, стоящая отдельно на поперечной оси церкви, выстроена в 1869—1871 гг. взамен неоконченной прежней, руины которой еще стояли в 1920-х гг. Краснокирпичная с белокаменными элементами декора колокольня наделена чуждыми церкви чертами псевдорусского стиля. Ее высокое призматическое основание с арочным проходом поддерживает стройную ярусную восьмигранную башню, звон которой завершался барабаном с главой.

Парк по своему характеру делится на регулярный и пейзажный, переходящий в лес. Его центральная часть, некогда обнесенная кирпичными стенами с двумя воротами, дает пример стриженого французского липового сада с осевой симметричной разбивкой партеров, тремя террасами опускающихся от дворца к пруду. Композиционным центром регулярного парка служит гранитный обелиск, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 г. В откосе копаного пруда вначале был устроен отделанный раковинами грот с каменным каскадом, вместе с островом среди пруда уничтоженный в XIX в. Рассеченный рукавами Ламы пейзажный парк с раздельными посадками березы и сосны в свое время украшали декоративные постройки, в том числе 16-колонный овальный “Храм дружбы”, каменная галерея, китайские беседки. Павильон с бюстом Екатерины II, так называемая “Турецкая мечеть”, и монумент П.А.Румянцеву-Задунайскому напоминали о победе России над Турцией в 1774 г.

Кроме художественной значимости усадьба интересна воспоминаниями о декабристах. Здесь жил после отбытия ссылки и службы солдатом на Кавказе декабрист 3.Г.Чернышев, а также его сестра А.Г.Муравьева, жена одного из руководителей Северного общества — Н.М.Муравьева, последовавшая за ним в Сибирь.

Гиляровский Вл. Ярополец // Столица и усадьба. — 1914. № 15.

Греч А.Н. Венок усадьбам // Памятники Отечества. — 1994. Вып. 32. №3—4. — С. 52-61.

Kepoe Н.З. Экскурсии в подмосковные дворянские гнезда //Экскурсионный вестник. — М., 1914. - Кн.З. - С. 58 - 62.

Краснов В. Усадьба Гончаровых // Столица и усадьба. — 1914. № 5.

Краткие сведения..., с. 122.

Недович Н. Реставрация двух усадеб в селе Ярополец // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. — М., 1978. (Труды 77 / НИИ культуры).

ПАМО, 1, с. 40-47.

Подмосковье, с. 382 — 385.

Седов А.П. Ярополец. — М., 1980.

Тихомиров, с. 98—103, 110—116.

Топографические известия ..., с. 43.

Торопов С. Ярополъцы // Среди коллекционеров. - 1924. №7-8.

Торопов С.А. Архитектура Ярополъца // Ярополец / Труды Общества изучения Московской области. — М., 1930. — Вып. 8. Шаховской Д.И. Усадьбы декабристов в Московской губернии // Московский краевед. — М., 1929. - Вып. 3(11).

ГАТО, ф. 950, on. 1, д. 1. 1765 г.

РГАДА, ф. 1355, on. 1, д. 750, л. 20-21 об. ЦИАМ, ф. 206, on. 1, д. 2220. 1755-1756 гг.; ф. 207, on. 1, д. 326. 1755 г.; ф. 454, on. 3, д. 68, я. 257 — 266. Метрики, 1887 г.; ф. 54, on. 181, д. 557. 1868 г.

Оглавление книги


Генерация: 0.259. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз