Книга: Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Выпуск 1.Часть 1.

Волоколамск, город

Волоколамск, город

1. От Москвы с Рижского вокзала до станции Волоколамск — 125 км, далее автобусом 6 км

2. От Москвы автобусом до города Волоколамска — 118 км. Волоколамское шоссе


Волоколамск. Схема расположения памятников архитектуры

1 — административный комплекс (№ 17); 2 — соборный комплекс (№ 12); 3 — церковь Рождества Христова (№ 16); 4 — жилой дом (№ 19); 5 — жилой дом (№ 20); 6 — Покровская церковь (№ 15); 7 — Воздвиженская церковь (№ 13); 8 — церковь Петра и Павла (№ 14); 9 — пожарное депо (№ 18); 10 — жилой дом (№ 21)

Волок на Ламе, Волок ламский основан, как полагают, новгородцами. Сначала находился на реке Ламе, контролируя волок между системами Волги и Москвы-реки, позднее перенесен на речку Город енку. В летописи впервые упоминается под 1135 г. Расположенный на важном торговом пути, связывавшем новгородские земли с волго-окским бассейном, город неоднократно подвергался осадам и разорению. На протяжении XII — XIV вв. его оспаривали у Новгорода Владимир на Клязьме, затем поднимавшаяся Москва. В 1178 г. он был сожжен Всеволодом Большое Гнездо, в 1238 г. разорен Батыем, в 1293 г. — Дюденем, в 1370 г. город выдержал трехдневную осаду литовского великого князя Ольгерда. Уже в XIII в. Волоколамск был поделен между Москвой и Новгородом, с XV в. окончательно вошел в состав московских владений. В церковно-административном отношении он до начала 1540-х гг. подчинялся новгородскому владыке. С 1462 по 1513 г. Волоколамск был центром самостоятельного удела, получив собственных князей из московского дома Ивана Калиты. При Иване Грозном принадлежал князьям старицким.

Еще в XV в. богатый и многолюдный, город впоследствии, с перемещением торговых путей, постепенно терял прежнее значение. В начале XVII в. в результате польской интервенции он надолго запустел, превратившись в маленький провинциальный городок, в 1781 г. получил статус уездного города.

В глубокой древности Волоколамск был укреплен. На холме, господствующем над окружающей местностью, был сооружен земляной кремль — городище — с деревянной крепостью. Вал, снаружи высотой 13—14 саженей, изнутри — 3 — 4 сажени, достигал в окружности 490 саженей. Многочисленные осады, разорения и пожары неоднократно уничтожали укрепления, но они возводились вновь. Остатки последней крепости с девятью глухими и двумя проездными башнями утрачены в первой половине XVIII в., земляные валы сохранились до наших дней. Вершины соседних холмов занимали небольшие монастыри, по-видимому, сменившие древние городки-сторожи, служившие форпостами кремля.

Волоколамск развивался подобно большинству средневековых городов. У подножия кремлевского холма, в котловине, со временем образовался торг, вдоль дорог, соответствовавших направлениям хозяйственных и торговых связей, — Пушкарская, Солдатская, Рождественская и Троицкая слободы, амфитеатром раскинувшиеся вокруг городища с северной, западной и южной сторон. При въезде в город из Москвы находилась Возмищенская слобода, выделенная из городского поселения в 1781 г. Вследствие сильно рассеченного рельефа местности отдельные части города были плохо связаны между собой. При перепланировке Волоколамска в конце XVIII в. его исторически сложившаяся структура с элементами радиально-кольцевой системы была использована и в основном сохранилась до настоящего времени.

В XVIII —XIX вв. Волоколамск — небольшой, преимущественно земледельческий и торговый город с внутренним рынком. Расположенный в стороне от железной дороги, в районе, где дольше сохранялось помещичье землевладение, он и в пореформенное время не стал промышленным. Будучи небогат, он развивался медленно, до XX в. сохраняя преимущественно деревянную массовую застройку. В 1760 г., за исключением церквей, здесь было всего четыре каменных казенных здания. К 1864 г. общее число каменных построек возросло до десяти. Сюда входили присутственные места и лавки, выстроенные после 1812 г. От жилья этого времени осталось два-три скромных домика, наделенных чертами классицизма. Центральные улицы занимают в основном двухэтажные дома местного купечества, поставленные после городского пожара 1905 г. Образцы эклектики с национальными мотивами в декоре, они в отдельности не обладают большой архитектурной значимостью, однако в массе во многом определяют характер исторической городской среды. Наиболее важным для Волоколамска в градостроительном и художественном отношении является соборный комплекс на городище с древним Воскресенским собором. На окружающих холмах и крутых берегах оврагов стоят заместившие монастыри приходские церкви. Их вертикали, служившие композиционными центрами отдельных слобод, в совокупности с соборным комплексом создавали архитектурно организованную пространственную среду, объединявшую периферию с центром в единый городской организм. С утратой большинством церквей их завершений роль этих построек в панораме города снижена.


12/1. Воскресенский собор


12/2. План собора


12/3. Южный портал Воскресенского собора

12. СОБОРНЫЙ КОМПЛЕКС в кремле, XV —XIX вв., образован двумя соборами и оградой. Расположенный в центре города на холме, который служит ему монументальным постаментом, комплекс господствует над окружающей застройкой и виден издалека с подъездных дорог. Его панорама особенно хорошо воспринимается с Октябрьской, бывшей Торговой площади, лежащей у подножия городища. Отсюда наиболее ощутима организующая роль многоярусной столпообразной колокольни при Воскресенском соборе. Композиционный стержень соборной группы, она имеет более широкое градостроительное значение, определяя силуэт прилегающей части городского ландшафта.

Древнее ядро комплекса —Воскресенский собор — сооружен удельным князем Борисом Васильевичем Волоцким (1462—1494) в формах московского зодчества XV в. Точная дата постройки неизвестна. Одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа, поставленный на высоком подклете, сложен из белого камня. Восточные столбы, коробовые своды с сильно повышенными подпружными арками и барабан — кирпичные. Фасады разделены лопатками на три прясла и украшены перспективными килевидными порталами с “дыньками” и сноповидными капителями. Между двумя ярусами окон расположен трехчастный декоративный пояс с терракотовым фризом и балясинами. На западном и южном фасадах сохранились остатки киотов.

В разное время собор подвергался переделкам, изменившим, главным образом, характер его завершения. При ремонте 1693 г. переложены часть сводов, часть восточной стены, барабан; утрачены полукружия закомар, кровля устроена на четыре ската. В 1742 г. в связи с организацией в подклете теплой церкви окна его расширены, пробита дверь в западной стене, перед ней сооружена крытая паперть. В XIX в. на барабане, вокруг окон и под свесом кровли появились тяги штукатурного декора. Несмотря на искажения, собор остается одним из лучших памятников XV в. в Подмосковье. В 1960-х гг. под руководством Н.И.Иванова часть поздних наслоений удалена, барабану и главе приданы формы XV в.

Внутри здания, на его северо-восточном столбе сохранился фрагмент росписи последней четверти XV в., композиция которой позволяет предполагать существование в соборе алтарной преграды. В XVIII в. стены храма были покрыты новой живописью. Степень ее сохраненности неясна. В настоящее время основная часть стен в интерьере покрыта поздней штукатуркой и остатками росписи конца XIX в. Пол в соборе из каменных плит. Низкий иконостас новейший, внутреннее убранство отсутствует.

Крытая западная лестница 1790 г. соединяет собор с колокольней 1880-х гг., сменившей две предшествующие — 1758 г. и классическую, рубежа XVIII — XIX вв. Выстроенная по проекту Н.П.Маркова кирпичная оштукатуренная колокольня в пять ярусов — яркий образец архитектуры своего времени; в соборном комплексе несет ответственную функцию высотной доминанты.


12/4. Никольский собор


12/5. План собора

Никольский собор, близкий проектам К.А.Тона, сооружен из кирпича между 1853 и 1862 г. Крестчатый двусветный одноглавый храм с полуподвалом своей пространственной структурой восходит к канонам классицизма. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами, средокрестие — куполом, прорезанным основанием светового барабана. Последний восстановлен в 1970-х гг. под руководством Ю.Д.Беляева. В наружном убранстве здания использованы мотивы и колористические приемы зодчества конца XVII в. Штукатурные, частично белокаменные наличники с “разорванными” фронтонами, карнизы, аркатура барабана и ложные закомары в аттике эффектно выделяются на фоне красно-кирпичных стен.

Внутри собора имеется фигурная и орнаментальная клеевая живопись ярких тонов с добавлением золота, исполненная в 1906 г.

Монументальная ограда комплекса конца 1880-х гг. отвечает его масштабу. Высокая металлическая с кирпичным цоколем и столбами, она ограничена угловыми башнями в три яруса, из которых два — декоративные. В юго- восточной башне помещалась часовня. При реставрации ограды Н.Б.Панковой в 1978 г. две надвратные башни — с юга и запада — не восстановлены.


12/6. Ограда соборного комплекса

Ильин, с. 213—216.

ИРИ. - М., 1955. T.III. - С. 292, 296, 320, 321, 324, 527, 531.

Машков И.П. Воскресенский собор в Волоколамске // Сборник статей в честь графини П. С. Уваровой. — М., 1916.

Некрасов, с. 94 — 98.

ПАМО, 1, с. 23.

Попов Г. В. Роспись конца XV в. в Воскресенском соборе Волоколамска // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник, 1977. — М., 1977.

Рожественский Н.А. Описание города Волоколамска Московской губернии // Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. — М., 1864. Вып.1.

Холмогоровы, 9, с. 1—3.

ЦИАМ, ф. 203, on. 746, д. 194. 1742 г .; on. 209, д. 545, 563. 1824 г.; on. 442, д. 16, л. 7—11.

1862 г.; on. 458, д. 16. 1886-1888 гг.; on. 464, д. 571 (Об устройстве часовни в ю.-в. башне ограды). 1890 г. (Не сохр.); ф. 207, on. 1, д.

1171, 1172. 1790 г.; ф. 454, on. 3, д. 68, л. 152, 154, 178, 191. 1886-1906 гг.

13. ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНСКАЯ (ул.Партизан, 34) поставлена на высоком холме над речкой Городенкой, на месте древнего одноименного монастыря, упраздненного в первой половине XVII в. Кирпичная оштукатуренная, она сооружена в 1776 г. на средства А. Замятина и В.Долговой по храмозданной грамоте 1765 г. Характеризует местный тип приходских церквей последней трети XVII ст.


13/1. Воздвиженская церковь. План

Бесстолпный одноапсидный храм в виде двусветного одноглавого четверика с небольшой трапезной и трехъярусной колокольней сохранился в пределах первого яруса. При традиционной, восходящей к XVII в. объемно-плановой структуре скромная внешняя обработка здания связана с приемами раннего классицизма. Это сказывается в дву плановом построении расчлененных лопатками фасадных плоскостей, в скруглении и рустовке углов трапезной. Прежняя декорация частично утрачена в XIX в., когда здание получило гладкий белокаменный цоколь, окна — штукатурные наличники, на пилонах колокольни появились ниши с псевдоготической стрельчатой перемычкой. В последующие годы сводчатые перекрытия, за исключением алтаря, заменены балочными. В связи с новым использованием здания западная стена храма разобрана; убранство интерьера отсутствует.

Зверинский, III, с. 84, № 1699.

МЦВ. 1889. № 26. - С. 342-343.

Токмаков И.Ф. Город Волоколамск и его уезд. — М., 1906. - С. 10-14.

ЦИАМ, ф.206, on. 1, д. 757. 1765 г.


14/1. Церковь Петра и Павла. Рис. Т. С. Борисовой

14. ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА (ул.Советская, 28) — главный храм древнего, возобновленного в конце XVII в. Власиевского монастыря. Построена из кирпича в 1694 г. “тщанием” архимандрита Иосифо-Волоколамского монастыря Николая с братией над могилой матери Иосифа Волоцкого — схимонахини Марии. Около 1764 г. церковь обращена в приходскую. В 1830 г. ее трапезная расширена устройством боковых приделов. Последние вновь перестроены в 1886 г. по проекту С.И.Бородина. Значительно увеличенные, они почти полностью скрыли старое здание, которое при этом подверглось реконструкции и обновлению архитектурных форм.

Небольшой бесстолпный одноглавый храм с развитой трехчастной апсидой типологически характерен для московского зодчества последней четверти XVII в. Его прямоугольное помещение перекрывает глухой сомкнутый свод, стены, внизу замененные арками, завершает парапет с ярусом декоративных кокошников. Наружное убранство здания конца XIX в. исполнено в псевдорусском стиле. Общность трактовки художественных мотивов объединяет храм с пристройками, которые заключают в своем объеме уцелевшую от разборки нижнюю часть колокольни конца XVII в. Стройная, в четыре яруса, увенчанная высоким шатром колокольня была особенно отмечена А.И.Некрасовым среди художественных памятников Волоколамска.

Отделка и убранство интерьера здания утрачены.


14/2. План церкви

Зверинский, III, с. 40. № 1897.

Некрасов, с. 102.

Токмаков И.Ф. Город Волоколамск и его уезд. - М., 1906. - С. 16.

Топографические известия ..., с. 40.

Холмогоровы, 9, с. 8.

ЦИАМ, ф. 203, on. 212, д. 39. 1827 г.; on. 455, д. 22. 1884-1885 гг.; ф. 207, on. 1, д. 828. 1767 г.; ф. 454, on. 3, д. 68, л. 156-156 об., 159, 163. 1884-1885 гг.

15. ЦЕРКОВЬ ПОКРОВСКАЯ (ул.Доватора, 9) — бывший Успенский собор упраздненного в 1764 г. Варваринского монастыря — построена в 1695 г. по повелению царицы Натальи Кирилловны. В 1806 г. пристроен южный придел, в 1870 г. после разборки колокольни начала XIX в. увеличена длина трапезной. В 1876—1878 гг. по проекту И.Дмитриева сооружена новая колокольня.

Кирпичный бесстолпный одноглавый храм в виде двусветного куба с полукруглой апсидой и небольшой трапезной своей композицией весьма характерен для XVII в. Его центральное статичное и целостное пространство перекрыто глухим сомкнутым сводом. Лаконизму объемных форм отвечает сдержанное внешнее убранство с чертами московского барокко: развитые наличники верхних окон, пучки угловых колонн. Архитектура здания частично изменена: фасады покрыты штукатуркой, расширены оконные проемы, порталы утрачены, надстроен барабан. Своеобразие одноглавому приделу придает применение устаревшего для XIX в. лоткового свода, благодаря которому его интерьер воспроизводит в миниатюре пространство основного храма. В силуэте памятника господствует стройная, эклектичная в деталях колокольня в четыре яруса.

Интерьер церкви — последней трети XIX в. Два придельных иконостаса поставлены в 1871 г., главный пятиярусный — в 1873 г. Иконы в нем реставрированы в 1896 г. Чистовым. Настенная живопись, исполненная в традициях академизма, поновлена в 1966 г. В храме есть иконы XVIII в. и деревянная скульптура Николы Можайского, перенесенная из села Черленкова Шаховского района Московской области.


15/1. Покровская церковь


15/2. План церкви


15/3. Покровская церковь. Фрагмент северного фасада

Зверинский, I, с. 110, № 97.

ПАК. - СПб., 1912. Вып. 46. - С. 65. Некрасов, с. 100—102.

ПАМО, 1, с. 25.

Топографические известия ..., с. 40. Холмогоровы, 9, с. 5.

Архив ИИМК, ф. I, 38/1912.

Клировая ведомость Покровской церкви, 1928 г. (хранится в церкви)

ЦИАМ, ф. 207, on. 1, д. 1579, св. 28, л. 10. 1803-1806 гг.

16. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (ул.Революционная, 13) выстроена из кирпича вместо прежней деревянной в 1776 г. на средства А.Петрова и И.Калинина. В первой половине XIX в. расширена пристройкой к трапезной двух симметричных приделов, реконструированных в начале 1900-х гг. На рубеже XIX и XX вв. по проекту В.Ф.Жигардловича на месте разобранной невысокой колокольни создан обширный притвор, сооружена новая монументальная колокольня.

Длительная строительная история обусловила относительную сложность объемно-плановой структуры здания и отсутствие художественного единства между отдельными его элементами. Композиционную основу постройки составляют бесстолпный двусветный, бывший одноглавым четверик храма с квадратным алтарем и небольшой бесстолпной трапезной. При традиционной композиции храма его архитектурная обработка наделена чертами раннего классицизма и отчасти барокко. Украшением фасадов служат оконные обрамления нижнего яруса, в том числе своеобразные гладкие наличники с развитым верхним полем и профилированным карнизом. Круглые окна второго света растесаны, снят граненый барабан, сводчатые перекрытия заменены балочными. От массивной колокольни остался нижний ярус с рустованными лопатками. Значительное место в общей структуре памятника и его художественном восприятии занимают крупные прямоугольные объемы приделов, исполненные в формах неоампира.

Интерьеры переделаны. На стенах трапезной под побелкой видны следы живописи.


16/1. Церковь Рождества Христова


16/2. План церкви

Некрасов, с. 102—103.

Рожественский Н.А. Описание города Волоколамска Московской губернии // Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. — М., 1864. Вып.1.

ЦИАМ, ф. 207, on. 1, се. 14, д. 838. 1776 г.; се. 33, д. 1867. 1818 г.; ф. 54, on. 154, д. 19, л. 44- 52. 1900 г.

17. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС в кремле (ул.Горвал, 6) создан по “образцовому” проекту начала XIX ст. Небольшой ампирный ансамбль был образован четырьмя корпусами, стоявшими по периметру участка. Обращенное к улице главное здание — Присутственных мест — композиционно объединено осью симметрии с тюремным корпусом в глубине двора. Боковые одноэтажные флигели для тюремной бани и кухни переделаны и частично разобраны.

Присутственные места строились в 1813 — 1815 гг. С.Е.Татариновым. Кирпичное оштукатуренное здание в два этажа создано по типовой схеме. Объемные формы и структура лицевого фасада строго симметричны. Сдержанное архитектурное убранство отвечает официальному характеру постройки. Центральную ось подчеркивает пятиоконный ризалит с деревянным треугольным фронтоном, внизу украшенный квадровым рустом, вверху — полочками над окнами. Остальные фасады декора не имеют. Штукатурные наличники и подоконный пояс — второй половины XIX в. Перекрытия балочные. Общая для обоих этажей внутренняя планировка в основном соответствует проекту. Исключение составляет лестница, превращенная из парадной трехмаршевой в служебную. В интерьерах сохранились старые двупольные двери с филенками и тянутые карнизы.

Выстроенная в 1858 г. двухэтажная тюрьма сложена из кирпича на белокаменном цоколе и оштукатурена. Протяженность главного фасада подчеркнута ленточным рустом, опоясывающим здание по первому этажу. Однообразный ритм оконных проемов без наличников отражает внутреннюю планировку с обращенными во двор камерами и коридором вдоль задней стены. Помещения перекрыты коробовыми сводами.


17/1. Присутственные места


17/2. Присутственные места. План второго этажа

Дьяконов М.В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII — XIX вв. // РГ. — М., 1982. Вып.5. - С. 185.

Рожественский Н.А. Описание города Волоколамска Московской губернии // Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. — М., 1864. Вып.1.

РГИА, ф. 1488, on. 2, д. 935. 1826-1836 гг.

18. ДЕПО ПОЖАРНОЕ (ул.Панфилова, 13) сооружено в 1913 г. по проекту Панфилова. Двухэтажное кирпичное здание с чертами модерна принадлежит к редкому ныне, быстро исчезающему типу построек. Принцип асимметрии определил как общую его композицию с пирамидальной дозорной вышкой на углу, так и структуру наиболее разработанного главного фасада. Здесь доминирует боковой ризалит, значение которого подчеркнуто высоким фигурным парапетом. Сдержанная единообразная декорация исчерпывается массивными рельефными перемычками и зубчатыми поясками подоконников и карнизов. Побеленные вместе с лопатками, расчленяющими основную плоскость фасада, эти элементы выделяются на фоне окрашенных мумией стен, что сообщает архитектуре дополнительный колористический эффект.


18/1. Пожарное депо

Нижнюю часть корпуса занимает пожарный сарай с гофрированным перекрытием из кирпичных сводиков по металлическим балкам. Дозорная вышка обшита железом по деревянному каркасу, завершена смотровой площадкой с навесом, куда со второго этажа поднимается деревянная лестница на тетивах. Планировка и отделка служебных помещений новые.

ВКМ. — Отчет волоколамского Вольного пожарного общества за 1913 г.

19. ДОМ ЖИЛОЙ (Октябрьская пл., 12) — почти единственный уцелевший образец немногочисленной жилой каменной застройки города первой половины XIX в. Расположенный на бывшей Торговой площади, он занимает ответственное место в формировании городского центра.

Двухэтажный кирпичный, с деталями из белого камня, оштукатуренный дом, скромный облик которого отмечен чертами классицизма, выстроен, очевидно, по “образцовому” проекту. Архитектурно разработан только главный, обращенный к площади фасад. Его центр выделен небольшим ризалитом с четырехпилястровым портиком на уровне парадного второго этажа, верхние, лишенные наличников окна украшают замковые камни. Штукатурные обрамления нижних окон новые. Здание венчает развитой профилированный карниз из белого камня. Со стороны двора к дому примыкают холодные деревянные сени с лестницей на второй этаж. Перекрытия балочные. Прежняя планировка лучше сохранилась на первом этаже, где она образована капитальными стенами. Верхний этаж перепланирован во второй половине XIX в., когда дом был приобретен уездным земством. Из элементов интерьера 1830—1840-х гг. остались двупольные филенчатые двери, белая изразцовая печь с вогнутым зеркалом, тянутые ампирные карнизы.


19/1. Жилой дом


19/2. Жилой дом. План второго этажа

20. ДОМ ЖИЛОЙ (Октябрьская пл., 18) выстроен в конце XIX в., по-видимому, купцом-предпринимателем. Общей структурой и формами внешнего убранства двухэтажное здание характерно для своего времени. Отведенный под мастерскую нижний этаж — кирпичный, верхний жилой — деревянный, обшитый тесом. Равномерный ритм окон на лицевом фасаде отвечает рядовому положению дома в системе застройки площади. Основная роль в наружном декоре здания принадлежит красивому карнизу на кронштейнах, украшенному ажурным кружевом пропильной резьбы. Парадный вход — с боковой стороны, через холодные сени, где помещается нарядная деревянная лестница с резными перилами. Из элементов интерьера сохранились филенчатые двупольные двери с медной скобянкой, в зале на втором этаже — инкрустированный дубовый паркет геометрического рисунка.


20/1. Жилой дом


20/2. Жилой дом. План второго этажа


21/1. Жилой дом


21/2. План дома

21. ДОМ ЖИЛОЙ (Социалистическая ул., 7) характеризует рядовую застройку Волоколамска первой половины XIX в. Стоящее вдоль улицы одноэтажное кирпичное здание с пилястровым портиком в три оконных оси на главном фасаде и холодными сенями со стороны двора воспроизводит типологическую схему жилого дома на Октябрьской площади (вып. 1, № 19). Близость их композиционных принципов и общность архитектурных форм свидетельствуют об использовании единого источника в виде “образцового” проекта. Скромный, но характерный для своего времени ампирный облик дома отчасти изменен увеличением оконных проемов и введением штукатурного венчающего карниза. Не исключено, что центральный портик в свое время венчался фронтоном, который подчеркивал ось симметрии фасада.

Перекрытия в доме балочные, полы дощатые. Новые перегородки поставлены на прежних местах. При сохранении общей планировочной схемы внутренние функциональные связи принципиально изменены.

Оглавление книги


Генерация: 0.378. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз