Книга: Кострома

Село Сидоровское

Село Сидоровское

Рано утром небольшой катер уходит в Красное; неторопливо движется он вниз по течению Волги мимо высоких берегов, покрытых лесом, или полей и лугов. По пути встретится село Чернопенье (на правом берегу в 18 км от города). Считают, что название его возникло издревле, когда первые поселенцы срубили и выжгли здесь глухой лес и на гарях пней построили жилища. Село славилось бурлаками, рыболовами, и до сих пор многие жители его работают на водном транспорте. Еще ниже по реке расположено село Л у н е в о, затем село Густомесово, поселок Вол го реченек и далее — на высоком берегу — село Сидоровское.

Глубокий залив Волги образовался здесь недавно, после сооружения плотины Горьковской ГЭС; раньше это была долина речки Шачи. Село Сидоровское в переписных документах упоминается впервые в XVI в., когда оно принадлежало боярину Федору Мстиславскому. В XVII в. село числилось за дворцовым ведомством; в 1767 г. Екатерина II во время путешествия по Волге пожаловала Сидоровское брату фаворита, Владимиру Орлову.


102. Село Сидоровское. Церковь св. Николая. Фреска западной стены. 2-я половина XVIII в.

История не сохранила имен предприимчивых людей, которые основали в самом селе и окрестных деревнях кустарный промысел по изготовлению недорогих ювелирных изделий из серебра и меди — колец, серег, браслетов и т. п.

По-видимому, уже в начале XVIII в. создались экономические предпосылки для строительства в Сидоровском каменного храма. Он стоит на самом возвышенном месте села, а его пятиглавие и шатровая колокольня своим силуэтом вызывают уже знакомые ассоциации виденных на разных дорогах Ярославской и Костромской областей церквей такого типа.

Подойдя ближе, невольно сожалеешь, что в конце XIX в. церковь и колокольню обили железом.

Церковь посвящена св. Николаю; построена она в 1720 г., но ее архитектура несет отпечаток традиций конца XVII в.


103. Село Красное. Церковь Богоявления. 1592

Вместе с тем рисунок наличников и других архитектурных деталей уже потерял элегантную законченность своих прототипов. Декоративные закомары отрезаны от плоскости стены карнизом, крайние из них решены в виде четверти круга (илл. 101).

Колокольня имеет красивые пропорции. Ее объем в виде четверика расчленен карнизом на два яруса, так же как и глухой восьмерик. Арочный ярус для колоколов увенчан шатром с тремя рядами „слухов Вытянутые пропорции придают колокольне изящество и некоторую хрупкость.

Внутреннее помещение церкви перекрыто сводом; из пяти барабанов световой только один — барабан центральной главы; остальные четыре — декоративные. При церкви есть трапезная; она невысокая и перекрыта сводами, опирающимися на два столба. Обращает на себя внимание чугунный пол церкви, плиты которого украшены рисунком в виде кругов с лучами, возможно, уже начала XIX в.

Самое интересное в церкви Николая — это иконостас и росписи стен (илл. 102). Искусство резьбы по дереву процветало в костромских селах, и в этой церкви не поскупились на создание иконостаса, являющегося настоящим украшением храма. Он многоярусный, золоченый, с очень эффектными колонками, украшенными вьющейся виноградной лозой. Местные мастера, по-видимому, хорошо знали распространенные в архитектуре этого времени иконостасы в стиле барокко и один из них взяли за образец для храма в Сидоровском.

Несмотря на небольшую высоту церкви, живопись покрывает все ее стены в семь рядов; поэтому ряды получились неширокими, е роспись воспринимается ярким декоративным ковром. Точных сведений о времени создания фресок нет. Но по стилистическим признакам их можно отнести ко второй половине XVIII в. О костромских художниках-монументалистах этого времени почти не сохранилось сведений, не осталось и памятников, ими расписанных. Тем значительней для истории искусства местного края становятся эти росписи. В первом ярусе написаны четьи-минеи, то есть изображения всех святых и всех праздников последовательно на каждый месяц и каждый день года: сотни фигурок лепятся друг к другу в четыре пояса. Второй и третий ярусы посвящены рассказу о жизни патрона храма — Николая, четвертый — теме богородицы, пятый — жизни Дмитрия Солунского, шестой и седьмой — евангельскому мифу о земных страданиях Христа.


104. Село Красное. Церковь Богоявления. Деталь


105. Село Красное. Церковь Богоявления

Удивительно, как художники разместили здесь столько сюжетов, написали столько людей, архитектурных фонов, животных. Благодаря этому живопись стала лубочной, в ней появился оттенок наивности, необычайная повествовательность. В рассказе о распятии Христа последовательно изображено, как его поднимают и прибивают к кресту, снимают с креста, кладут на простыню, затем в гроб. Вместе с тем художники стремятся изобразить все сюжеты очень конкретно и реалистично: звери — устрашающие, деревянная церковь с шатровой колокольней очень правдоподобна, все жанровые сценки живы и непосредственны.

В трапезной живопись относится к середине XIX в. Она академического направления и не лишена мастерства.

Оглавление книги


Генерация: 0.668. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз