Книга: Сергиево-Посадский район

Абрамцево, поселок

Абрамцево, поселок

От Москвы с Ярославского вокзала до платформы Абрамцево —57 км, далее пешком 2 км

49. УСАДЬБА АБРАМЦЕВО, скромная подмосковная на берегу речки Вори, известна как крупный центр культуры и художественной жизни середины и второй половины XIX в. Время создания ее не установлено, но в 1755 г. усадьба уже существовала, до 1782 г. принадлежа Головиным. Сменив многих владельцев, имение в 1843 г. было приобретено С.Т.Аксаковым. Здесь бывали и подолгу гостили его друзья: Н. В. Того ль, И. С. Тургенев, Т.Н.Грановский, М.С.Щепкин. Посещали Абрамцево А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, С.П.Шевырев, М.П.Погодин и многие другие. В 1866 г. сюда приезжал Ф.И.Тютчев. Здесь Аксаковым написаны лучшие его произведения.

В 1870 г. Абрамцево перешло в руки С.И.Мамонтова, промышленника и мецената; начался новый период в развитии усадьбы, сопровождаемый расцветом в ней художественной жизни. В 1870-е гг. здесь образовался кружок из представителей художественной интеллигенции, многие из которых приняли творческое участие в строительстве и украшении усадьбы. В Абрамцеве жили и работали художники В. Д.Поленов, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, М.А.Врубель, В.А.Серов, скульптор М.М.Антокольский, часто бывали мастера русской сцены — К.С.Станиславский, М.Н.Ермолова, Ф.И.Шаляпин. Открытием в 1882 г. художественно-столярной мастерской Е. Д.Поленовой было положено начало возрождению народного художественного промысла резьбы по дереву. В 1889 г. в Абрамцеве была организована керамическая мастерская. Созданные в ней произведения, в особенности выполненные по эскизам Врубеля, составили целую эпоху в развитии декоративной майолики.

После Октябрьской революции в усадьбе создан мемориальный музей, ныне историко-художественный и литературный музей-заповедник “Абрамцево”.

При покупке имения Аксаковым усадебный комплекс сохранял сложившуюся в XVIII в. классическую центрально-осевую планировку. По одну сторону дома находился парадный двор с флигелями по углам, по другую — террасный партер с цветниками. На нижней террасе и против курдонера помещались копаные пруды. К центральному ядру комплекса сбоку примыкал небольшой регулярный сад. В основе эта система сохраняется до настоящего времени, но постройки, за исключением дома, сооружены вновь при Мамонтовых. В их архитектуре, определившей новый художественный облик усадьбы, ярко и последовательно воплощены творческие искания последней четверти XIX в.: обращение к народным традициям, попытки создания национального стиля.

Деревянный с тесовой обшивкой одноэтажный доме мезонином и открытой террасой не имеет твердой датировки, но построен, очевидно, в последней трети XVIII в. Это подтверждается семейной перепиской Аксакова и альбомным рисунком его дочери, где окна здания украшены декоративными замками, а лестница на террасу показана двусторонней, как было принято в архитектуре классицизма.


49/1. Усадьба Абрамцево. Генплан

1 — дом; 2 — мастерская, 3 — “баня-теремок”, 4 — церковь; 5 — “избушка на курьих ножках”, 6 — керамический диван; 7 — дача В. Д. Поленова; 8 — дом управляющего


49/2. Усадебный дом со стороны парка


49/3. План дома

Дом неоднократно ремонтировался, капитально в 1851, 1870, 1949 и 1979 гг. Ремонты почти не нарушили его планировочной схемы с внутренним коридором и парадной анфиладой вдоль паркового фасада, менялся лишь внешний декор. Только мамонтовская боковая пристройка для театра серьезно изменила симметричную композицию здания. В 1955 г. Н.П.Пахомовым была удалена часть поздних наслоений, облик дома приближен к аксаковскому времени. Работы 1979 г. сопровождались глубоким исследованием памятника и частичной реставрацией его интерьеров по проекту И.А.Киселева.

В первой половине XIX в. комнаты были оклеены обоями, позже оштукатурены. За исключением мемориальных помещений, их обстановка относится к концу XIX в. Интерьеры украшают произведения художников, созданные в Абрамцеве, и изразцовые печи, в том числе печь- лежанка работы Врубеля.

Мастерская для художников, гостивших в усадьбе, выстроена в 1873 г. по проекту В.А.Гартмана. Одноэтажное деревянное здание с открытым срубом, богато украшенное пропильной резьбой с мелким, дробным узором, служит ярким образцом формировавшегося тогда ложно-русского стиля. Высокое помещение студии с подшивным тесовым потолком с переломами, под крутой двускатной кровлей, вместе с крыльцом и пониженным жилым прирубом образует живописную асимметричную композицию. Стены снаружи и внутри первоначально окрашены не были, сохраняя естественную поверхность древесины. Игра светотени на венцах сруба и кружево резьбы усиливали эстетические качества дерева как строительного материала. В 1960—1970-х гг. в мастерской смонтированы три майоликовых камина, произведения Врубеля 1892 г., привезенные из московского дома Мамонтова на Садовой-Спасской.


49/4. Усадебный дом. Печь-лежанка


49/5. Мастерская


49/6. “Баня-теремок”

Северный гостевой флигель, известный как “баня-теремок”, построен на месте аксаковской бани в 1874 г. по проекту И.П.Ропета (Петрова); наиболее удачная работа автора на пути создания русского национального стиля. Деревянный домик с мансардой под необычайно высокой кровлей и крытым “бочкой” крыльцом с точеными столбиками и ажурной резьбой по сравнению с мастерской ближе духу народных построек старой Руси. Крыльцо, уничтоженное в 1930-х гг., восстановлено в 1960-х.

В одной из комнат сохранилась первоначальная обработка интерьера: тесовая обшивка стен, потолок с падугой, карниз и фриз с широким подзором, отделанные глухой резьбой. Угловая кафельная печь, композицией близкая образцам XVII в., облицована полихромными изразцами, изготовленными по рисункам Ропета.


49/7. “Баня-теремок”. Печь


49/8. Усадебная церковь


49/9. План церкви

Усадебная Спасская церковь сооружена из кирпича в 1881–1882 гг. П.М.Самариным по эскизу B. Васнецова. По его же проекту в 1892 г. западный угол паперти был перестроен в часовню над могилой сына Мамонтова — Андрея. Здесь же в 1918 г. погребен C. И. Мамонтов.

Художественные формы здания навеяны псковско-новгородским зодчеством, резной белокаменный декор создан под влиянием владимиро-суздальских орнаментальных мотивов. Бесстолпный одноглавый храм с тремя апсидами разной высоты и звонницей на западной стене перекрыт сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. К северной стене примыкают паперть и часовня. Вычурные формы последней, заимствованные отчасти у деревянного зодчества, отличные от архитектуры церкви, предвосхищают появление неорусского стиля; фасады щедро украшены цветной майоликой.

В скупом наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие помимо Васнецова Поленов, Репин, Врубель, Антокольский и члены семьи Мамонтовых. Ими выполнен двухъярусный тябловый иконостас с иконами, киоты и роспись оконных амбразур и люнетов, бетонный пол с мозаичным орнаментом. Впоследствии забеленная живопись и элементы декора памятника реставрированы в 1970-х гг. под руководством Г.Е. Духаниной.

Парк XVIII–XIX вв., лиственных пород, включает спускающийся от дома к нижнему пруду террасный партер, засаженный при Аксаковых цветниками и кустарниками. На верхнем плато надпойменной террасы сохранилась основа регулярного плодового сада в виде сетки липовых аллей. Боскеты, заросшие молодняком, при Мамонтовых были цветниками, здесь стояли оранжереи. Участок парка на береговом склоне к Воре имеет пейзажный характер. Парк украшен древней скульптурой — каменными бабами, — которую вывез Мамонтов из украинских степей. Здесь в 1914–1915 гг. смонтирован оригинальный керамический диван, облицованный цветной майоликой, набранной из различных произведений Врубеля. Пострадавший от времени, он восстановлен В.А.Невским в 1960-х гг. У северной границы парка, над оврагом, отделяющим его от елово-березовой рощи, поставлен детский домик, или “избушка на курьих ножках”. Выстроенная в 1883 г. по эскизам В.Васнецова, она представляет собой миниатюрный сруб под тесовой кровлей, завершенной охлупнем с коньком. Резные изображения совы и летучей мыши подчеркивают сказочность ее образа.


49/10. “Избушка на курьих ножках”

На периферии усадьбы находятся два деревянных жилых одноэтажных здания 1880-х гг. Одно из них — дача Поленова — выстроено С.И.Мамонтовым к свадьбе художника в 1882 г., в 1910-х гг. использовалось как гостевой флигель. Основной объем занимает мастерская, служившая и парадной столовой, к которой примыкает пониженная жилая пристройка. Крайне простое, стилистически нейтральное здание связано с пребыванием многих деятелей искусства, поэтому имеет большое мемориальное значение. Реставрировано, за исключением интерьеров, в 1979–1983 гг. по проекту В. П. Беркута.

Дом управляющего, поставленный в 1889 г., до конца 1890-х гг. использовался Врубелем под экспериментальную гончарную мастерскую. Позднее часть дома занял управляющий имением, вторая половина предназначалась для гостей. Здание с чертами ложно-русского стиля состоит из двух необшитых срубов под двускатными кровлями. Богатое резное убранство фронтонов — причелины, подзоры, полотенца и т. п. — в значительной мере восстановлено в процессе реставрации, начатой в 1979 г. по проекту А.Нижарадзе.

Ильин М.А. Подмосковье. — М., 1974. — С. 21–23.

Коган Д.З. Мамонтовский кружок. — М., 1970. Масалина Н.В. Церковь в Абрамцеве// Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX века. — М., 1978.

ПАМО, 1, с. 151–154.

Пахомов И. Абрамцево. — М., 1969. Подмосковье: Памятные места в истории русской культуры XIV–XIX веков. — М., 1962. — С. 442–450.

Поленова Н.В. Абрамцево. — М., 1922.

Смирнов А.П. Музей-усадьба “Абрамцево”. — М., 1929.

Урениус М. Абрамцево// Подмосковные музеи. — М.-Л., 1925. — Вып. 3.

МА, рукописи Мя 2, 3, 4, 36, 140/3, 273.

Оглавление книги


Генерация: 1.386. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз