Книга: Музеи Петербурга. Большие и маленькие
Музей истории ФГУП «Адмиралтейские верфи»
Музей истории ФГУП «Адмиралтейские верфи»
Набережная реки Фонтанки, 203.
Тел.: 714-85-97.
Станция метро: «Нарвская».
Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.
Внимание! Экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.
История музея
Строительство Главного Адмиралтейства началось 5 ноября 1704 г., а уже в апреле 1706 г. на воду было спущено первое судно. В сентябре 1709 г. здесь заложили первый корабль открытого моря – 54-пушечный парусный линейный корабль 4-го ранга «Полтава». Всего в петровское время на верфях Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.
В августе 1815 г. на заводе создан первый в России пироскаф (пароход), который позже совершал рейсы в Кронштадт. К другим вехам развития российского флота относятся постройка на верфях броненосной батареи «Не тронь меня» (1865 г.) с первыми морскими нарезными артиллерийскими орудиями; первого в мире мореходного миноносца «Взрыв» (1877 г.); прототипа эскадренного броненосца «Петра Великого» (1877 г.) – мощнейшего корабля своего времени.
Со дня основания верфи до 1917 г. на ней построено более 1000 судов и кораблей. Среди них 137 крупных парусных военных кораблей, около 700 средних и малых парусных и гребных судов, более 100 металлических кораблей, в том числе 25 броненосцев, 8 крейсеров 1-го ранга (одним из них была знаменитая «Аврора»).
Рабочие верфи также участвовали в изготовлении барельефов, украшений и фигуры ангела для «Александрийской колонны», куполов и барельефов Исаакиевского собора, подвесных частей петербургских мостов (в том числе Благовещенского моста), сфинксов Египетского моста, грифонов Банковского моста, львов Львиного моста, чугунных оград вдоль невских берегов, скверов и парков города.
В советское время здесь изготовили 5 стальных каркасов пятиконечных рубиновых звезд для башен Московского Кремля, множество металлических конструкций для московского метро, тюбинги для ленинградского метрополитена, несущие конструкции перронов Московского вокзала.
В 1959 г. на верфях создали первый атомный ледокол «Ленин». Более 2000 кораблей и судов самого различного класса и назначения сошли за три века с адмиралтейских стапелей. И все эти три века история предприятия неразрывна с историей города.
Экспозиция
В музее можно познакомиться с историей завода и российского флота, увидеть макеты судов, фотографии, документы.
- Музей истории ФГУП «Адмиралтейские верфи»
- Музей завода им. В.Я. Климова
- Музей завода им. М.И. Калинина
- Музей истории государственных бумаг России Санкт-Петербургской бумажной фабрики «Гознак»
- Музей истории кирпича завода «Керамика»
- Музей истории Ленинградского оптико-механического объединения
- Музей истории Обуховского завода
- Музей истории «Пролетарского завода» (бывший Санкт-Петербургский Александровский завод)
- Музей пива при «Пивоваренном заводе им. Степана Разина»
- Основные события истории Бразилии
- Музей истории Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
- Из истории города
- МУЗЕЙНЫЕ ОСТРОВА И ОСТЕРМАЛЬМ
- Зоологический музей
- **Музей Орсе
- Третья экскурсия Зоологический музей – Кунсткамера – Дворцовый мост
- *Музей истории Будапешта
- КОРЕЙЦЫ В ПРИМОРЬЕ, ИЛИ ИЗ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ МИССИИ В КОРЕЕ И ВО ВЛАДИВОСТОКЕ: ЦЕРКОВЬ НА МАХАЛИНА
- Музей Коньяк-Же
- **Музейный квартал
- Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького)