Книга: Музеи Петербурга. Большие и маленькие
Музей истории Обуховского завода
Музей истории Обуховского завода
Проспект Обуховской Обороны, 120.
Тел.: 363-91-45.
Станция метро: «Пролетарская».
Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.
Внимание! Экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.
История музея
В 1798 г. в селе Александровском, расположенном на том месте, где ныне находится станция «Пролетарская», учреждается Александровская бумагопрядильная мануфактура. В 1863 г. ее сооружения были выкуплены Товариществом П.М. Обухова, Г.С. Кудрявцева и Н.И. Путилова, которые организовали сталелитейное предприятие. Организатором производства стал выдающийся горный инженер и металлург П.М. Обухов, он изобрел прогрессивный метод выплавки тигельной стали, с помощью которого были отлиты первые стальные пушки в России, с 1869 г. предприятие получило название Обуховского завода.
С 1886 г., когда завод был куплен государством, на предприятии трудился крупнейший ученый-металлург, основоположник металловедения и теории термической обработки стали Д.К. Чернов.
На заводе выпускались 20 сортов стали, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров, снаряды, мины, стальное, медное и чугунное литье, пароходные коленчатые валы, хирургические и чертежные инструменты, стальные ружейные стволы и магазинные коробки для винтовок, налажено производство колес, шин и осей для подвижного состава железных дорог России и др.
Продукция завода многократно получала высшие награды на выставках: Парижской (1867 г.), Всероссийской (1870 г.), Московской (1871 г.), Венской (1873 г.), Филадельфийской (1876 г.), Московской политехнической (1882 г.), Нижегородской (1896 г.), Всемирной парижской (1900 г.), Московской лиги обновления флота (1908 г.), Американской (1912 г.).
Забастовка рабочих Обуховского сталелитейного завода, переросшая 7 мая 1901 г. в первое в истории России открытое столкновение с полицией и войсками, получила название Обуховской обороны. Причиной стачки стало увольнение 26 рабочих Обуховского завода за уход с работы по случаю 1 мая. Забастовщики требовали включить 1 мая в число праздничных дней, установить 8-часовой рабочий день, учредить на заводе Совет выборных уполномоченных от рабочих, увеличить расценки и др.
После отказа начальника завода удовлетворить эти требования организаторы стачки Н.И. Юников, А.И. Гаврилов, А.И. Ермаков, А.В. Шотман и др. (в основном члены социал-демократических кружков) остановили работу мастерских и вывели рабочих на улицу, где к ним присоединились рабочие расположенных поблизости Александровского завода и Карточной фабрики.
Прибывшие отряды конной полиции были забастовщиками встречены градом камней. Рабочие забаррикадировались на территории Карточной фабрики. К концу дня были убиты 7 рабочих, один мальчик и несколько полицейских. После проведенного следствия около 800 рабочих Обуховского завода высланы из Санкт-Петербурга, а 37 преданы суду Особого присутствия Петербургской судебной палаты, из них 8 человек оправданы, а 29 приговорены к различным срокам заключения.
В октябре 1905 г. обуховцы одними из первых в Петербурге ввели явочным порядком 8-часовой рабочий день.
В 1905 г. под руководством ученого-кораблестроителя A.Н. Крылова на заводе создается оптическая мастерская, в которой впервые в России освоено изготовление основных оптических приборов: прицелов, стереотруб, панорам, призматических биноклей.
В 1917 г. рабочие завода сформировали единственный в России ударный «Обуховский добровольческий батальон». В мае 1917 г. на заводе выступал В.И. Ленин.
В 1918–1920 гг. завод изготовил около 100 полевых и морских орудий, здесь строили паровозы, вагоны, ремонтировали орудия, бронепоезда, броневики, в августе 1919 г. выпустили 3 первых отечественных гусеничных трактора мощностью 75 лошадиных сил (так называемый русский «Холт»).
В 1922 г. заводу присвоено имя «Большевик».
В годы первых пятилеток завод выполнял заказы Волховстроя, Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, обеспечивал поковками и отливками турбо– и генераторостроение, нефтяную и химическую промышленность. Здесь выпускались танки МС-1, разрабатывались самоходные артиллерийские установки, создавалась отечественная тяжелая артиллерия.
В 1934 г. на заводе начался выпуск эскалаторов и проходческих щитов для первой очереди Московского метрополитена.
В годы войны на заводе выпускали и ремонтировали военную технику, изготовляли снаряды, мины и т. д.
В 1984 г. завод снова получил имя Обуховского. В настоящее время он выпускает стальное и цветное литье, поковки и штамповочные изделия, тюбинги для метрополитена, узлы и детали для АЭС, мостовых конструкций, буровых вышек, сельскохозяйственную технику, товары народного потребления и другую продукцию.
Экспозиция
В музее можно познакомиться с историей завода и с образцами его продукции.
- Музей истории ФГУП «Адмиралтейские верфи»
- Музей завода им. В.Я. Климова
- Музей завода им. М.И. Калинина
- Музей истории государственных бумаг России Санкт-Петербургской бумажной фабрики «Гознак»
- Музей истории кирпича завода «Керамика»
- Музей истории Ленинградского оптико-механического объединения
- Музей истории Обуховского завода
- Музей истории «Пролетарского завода» (бывший Санкт-Петербургский Александровский завод)
- Музей пива при «Пивоваренном заводе им. Степана Разина»
- Основные события истории Бразилии
- Музей истории Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
- Из истории города
- МУЗЕЙНЫЕ ОСТРОВА И ОСТЕРМАЛЬМ
- Зоологический музей
- **Музей Орсе
- Третья экскурсия Зоологический музей – Кунсткамера – Дворцовый мост
- *Музей истории Будапешта
- КОРЕЙЦЫ В ПРИМОРЬЕ, ИЛИ ИЗ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ МИССИИ В КОРЕЕ И ВО ВЛАДИВОСТОКЕ: ЦЕРКОВЬ НА МАХАЛИНА
- Музей Коньяк-Же
- **Музейный квартал
- Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького)