Книга: Музеи Петербурга. Большие и маленькие

Храм Преподобного Сампсония Странноприимца

Храм Преподобного Сампсония Странноприимца

Большой Сампсониевский проспект, 41.

Тел.: 314-21-68; экскурсии по тел.: 294-57-51.

Станция метро: «Выборгская».

Время работы: ежедневно – 10.00 – 20.00, выходной день – среда.

Касса закрывается на час раньше.

Внимание! Только экскурсионное обслуживание.

История музея

27 июня 1709 г., в день Преподобного Сампсония Странноприимца, русские войска под руководством Петра I разбили шведскую армию под Полтавой.

В память об этом событии на Выборгской дороге в конце ноября 1709 г. заложили новую церковь, первое деревянное здание собора освятили в 1710 г.

Рядом с собором образовалось городское кладбище, где похоронены архитекторы Трезини, Леблон, Шлютер, Матарнови, скульптор К.Б. Растрелли. Здесь же нашли последний приют враги Бирона А.П. Волынский, А.Ф. Хрущев и П.М. Еропкин.

В 1728 г. началось строительство нового каменного здания собора, его авторами стали архитекторы Дж. Трезини и М.Г. Земцов. Строительство велось на средства купца Н.А. Лапшина и частные пожертвования. В 1737–1739 гг. русскими мастерами был создан уникальный деревянный иконостас высотой 11 метров. Освящение завершенного здания состоялось 19 августа 1740 г. Одновременно со зданием храма построили колокольню. Первоначально собор имел один купол, в 1761 г. к нему добавили еще 4 малых, таким образом он получил традиционное русское пятиглавие.


Сампсониевский собор

Сампсониевский собор закончили строить во время царствования Анны Иоанновны, и он является уникальным архитектурным памятником «Аннинского барокко», одним из немногих сохранившихся строений первой половины XVIII в. в Санкт-Петербурге.

По указу Екатерины II в 1786 г. на могиле трех жертв бироновщины по проекту профессора архитектуры М.А. Шурова открыли монумент, барельеф которого выполнен академиком А.М. Опекушиным.

В 1984 г. храм вошел в состав музея-памятника «Исаакиевский собор».

Экспозиция

В соборе сохранились редкие иконы, датированные 1720–1760 гг., в том числе подписные иконы А. Квашнина, А. Поспелова и Т. Баженова, а также деревянный иконостас в стиле «аннинское барокко».

На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII в.

Дополнительные возможности

Можно посетить цикл экскурсионно-концертных программ «Вечерний храм».

Оглавление книги


Генерация: 0.583. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз