Книга: Музеи Петербурга. Большие и маленькие
Ледокол-музей «Красин»
Ледокол-музей «Красин»
Набережная лейтенанта Шмидта, 22.
Тел.: 325-35-46, 325-35-47.
Станция метро: «Василеостровская».
Время работы: ежедневно – 10.00–18.00, выходной день – понедельник.
Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.
Официальный сайт музея: www.krasin.ru.
История музея
Ледокол построен в 1916 г. в Ньюкасле на стапелях английской фирмы «Армстронг» для русского флота по усовершенствованному проекту макаровского «Ермака» и вошел в российский флот под именем «Святогор».
В 1918 г. корабль затопили для преграждения пути кораблям интервентов к Архангельску, позже его подняли англичане и до 1921 г. он плавал под английским флагом. В августе 1921 г. выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б. Красина, в память об этом в 1927 г. ледокол «Святогор» переименовали в ледокол «Красин».
Ледокол был флагманом операции по спасению экспедиции Умберто Нобиле, летевшего на дирижабле «Италия» к Северному полюсу в 1928 г.
Дирижабль с экипажем из 16 человек вылетел из Нью-Олесунда на Шпицбергене 23 мая, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием «красная палатка». Для спасения выживших в разных странах организовали несколько экспедиций. Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин» под командованием капитана Карла Эгги и знаменитого полярного исследователя Рудольфа Самойловича. Позже Самойлович напишет об этом походе книгу «S.O.S. в Арктике. Экспедиция „Красина“» (Берлин: Петрополис, 1930. (рус.)). За успешное выполнение операции спасения он первым из судов морского торгового флота удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
«Красин» участвовал в Девятой Карской экспедиции, самой масштабной операции на Карском морском пути, возглавлял Первую Ленскую транспортную экспедицию, в результате которой Якутия получила выход в океан, и обеспечивал первый переход боевых кораблей по трассе Северного морского пути.
Война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики.
1 апреля 1972 г. ветерана ледокольного флота передали в Министерство геологии РСФСР в качестве научно-исследовательского судна.
16 мая 1992 г. музей «Ледокол „Красин“» зарегистрирован во Всероссийском реестре музеев. В 1995 г. на борту ледокола открылась первая музейная экспозиция.
Экспозиция
На борту ледокола открыты экспозиции: «Каюта капитана», «Каюта начальника экспедиции», «Капитанский мостик», «Штурманская рубка», «Каюта младшего комсостава», «Вели кие исследователи Арктики» (в помещении кают-компании), «Даешь Нобиле!», «Полярные конвои», «Ледокольный флот России». Наиболее ценными и уникальными экспонатами являются главная двигательная установка ледокола, рабочие чертежи ледокола «Святогор» («Красин»), выполненные в 1916 г., личные вещи членов экипажа.
Ледокол «Красин»
Дополнительные возможности
По ледоколу регулярно проводятся обзорные экскурсии. Дети могут принять участие в занятиях:
«Пингвин с медведем не друзья – их разделяют полюса» (для учащихся 1 – 4-х классов). Включает в себя игровые элементы, задания на сообразительность и развитие памяти. Рассказ о природе Арктики и Антарктики, о звездном небе и планете Земля с демонстрацией наглядного материала.
«Зачем ледоколу нос?» (для учащихся 5 – 6-х классов). Командная игра-путешествие, в ходе которой ребята выполняют различные задания, связанные с морской профессией. Задания рассчитаны на внимательность, сообразительность, развитие памяти и мышления (игра заняла первое место на Первом всероссийском фестивале детских музейных программ в 2005 г.).
«Машины вместо парусов» (для учащихся 8–11-х классов). История создания и промышленного применения паровых машин, общие принципы работы паросиловой энергетической установки на ледоколе «Красин» – угольные и мазутные котельные установки, паровые машины трехкратного расширения, замкнутая система использования воды в паросиловой установке; принцип действия рулевого устройства судна – рулевая машина, привод руля.
«Нужна ли России заполярная столица?» (для учащихся профильных (экономических) 9–11-х классов, студентов профильных средних специальных и высших учебных заведений).
«Победители машин» (для учащихся 9–11-х классов, студентов профильных средних специальных и высших учебных заведений (машиностроительные, мореходные)).
Узнать о расписании экскурсий и заказать занятие можно по тел.: 325-35-46, 325-35-47.
- Государственный мемориальный музей А.В. Суворова
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
- Музей истории войск ордена Ленина Ленинградского военного округа
- Центральный Военно-морской музей
- Ледокол-музей «Красин»
- Музей обороны и блокады Ленинграда
- Пискаревское мемориальное кладбище
- Народный музей «А музы не молчали...» школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича
- Музей-библиотека «Книги блокадного города»
- Музей II дивизии народного ополчения
- Музей подводных сил России им. А.И. Маринеско
- Музей истории подводного флота
- Музей морского подводного оружия концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор»
- Музей военного костюма
- Военно-медицинский музей
- Музей истории Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
- МУЗЕЙНЫЕ ОСТРОВА И ОСТЕРМАЛЬМ
- Зоологический музей
- **Музей Орсе
- Третья экскурсия Зоологический музей – Кунсткамера – Дворцовый мост
- *Музей истории Будапешта
- Музей Коньяк-Же
- **Музейный квартал
- Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького)
- *Этнографический музей
- Площадь Густава Адольфа, Оперный театр и Музей Средиземноморья
- Музей Виллет-Холтхойзен