Книга: Музеи Петербурга. Большие и маленькие
Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
Шкиперский проток, 10.
Тел.: 356-52-77.
Станции метро: «Приморская», «Василеостровская».
Время работы: ежедневно – 11.00–18.00, выходной – понедельник, вторник и последний четверг месяца.
Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.
История музея
Подводная лодка «Народоволец» построена на Балтийском заводе в 1927–1931 гг. и вступила в строй 11 октября 1931 г., 21 августа 1934 г. лодка переименована в Д-2.
В 1939 г. Д-2 вместе с подводными лодками Щ-402, Щ-403, Щ-404 сопровождала известного советского летчика В.К. Коккинаки, который на самолете «Москва» предпринял беспосадочный полет из Москвы через Северную Атлантику в США.
Первый боевой поход лодки 23 сентября 1942 г. едва не закончился трагически: она запуталась в противолодочной сети, выставленной немцами. Двое суток подводники освобождали лодку, погружаясь днем под воду, а ночью рубили стальную сеть. После освобождения Д-2 прибыла на позицию у острова Борнхольм. 14 октября лодка утопила транспорт «Якобус Фрицен», а 19 октября 1942 г. – «Дойчланд». В числе погибших на пароме были заместитель премьер-министра Норвегии Лунде, который возвращался после доверительной беседы с Адольфом Гитлером на родину. После атаки парома лодку преследовали противолодочные корабли, в течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но Д-2 благополучно вернулась в Ленинград.
Подводная лодка «Народоволец»
Всего за период войны Д-2 совершила 4 боевых похода (с 23 сентября по 4 ноября 1942 г., 2–30 октября 1944 г., с 12 декабря 1944 г. по 20 января 1945 г. и с 20 апреля по 18 мая 1945 г.), на ее боевом счету – 12 торпедных атак, четыре вражеских транспорта.
Д-2 была действующей лодкой до 1956 г. В 1956 г. подлодку разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6, исключив лодку из боевого состава флота. С 1989 г. лодка получила статус исторического памятника и была установлена на берегу Финского залива. Музей на подводной лодке открыт в 1993 г.
Экспозиция
Посетители могут ознакомиться с устройством, техническими средствами, вооружением, а также условиями жизни членов экипажа боевой подводной лодки периода Второй мировой войны. Маршрут экскурсий проходит по отсекам подводной лодки, в которых развернута экспозиция.
Дополнительные возможности
Основные экскурсии: «История создания, устройство, боевое использования поводной лодки Д-2 „Народоволец“»; «Устройство отсеков подводной лодки»; «Боевые действия подводных лодок Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны»; «Конструкторы подводных лодок России (1927–1960 гг.)».
- Подводная лодка Карла Шильдера
- Мандава
- 1. Как быть, если вес или размер ручной клади немного превышает установленные нормы?
- Дети леса
- IX. Транспорт Индии
- Париж д’Артаньяна
- 6. Все дороги ведут в Сеул
- Музей «Дорога жизни»
- Папуа-Новая Гвинея. Практический путеводитель: папуасы без прикрас
- Проспект Римского-Корсакова
- Иехония
- Судак