Книга: Из истории Москвы
Владимир Мономах, по резному изображению, на троне Иоанна IV.
Владимир Мономах, по резному изображению, на троне Иоанна IV.
Чужедумные же люди во что бы то ни стало стараются отвергнуть всякую самобытность и оригинальность в русском народе и пытаются доказать, что и храм Василия Блаженного построен или в индийском, или в арабском и мавританском стиле. Но теперь уже доказано, что все его элементы самобытно-русского характера, проявлявшегося в русском теремном, церковном и крепостном (башенном) творчестве. («Образцы древнерусского зодчества в миниатюрных изображениях» Н. Султанова, «Памятники древней письменности».)
Ход постройки Покровского собора представляется таким: в память завоевания Казани, а затем Астрахани была начата эта многосложная работа с 1553 года деревянной постройкой храма Св. Троицы, что на рву (крепостном), к которому потом прибавлена церковь Покрова с приделами. В 1555 году был заложен каменный Покров о девяти верхах, оконченный уже в 1559 году, хотя и не совсем. Летописец записал следующее: «В лето 7068 октября, совершена бысть на Москве церковь Покров Богородицы, что у Троицы на рву, и после того сотворена бысть тое церковь; тут же у св. Троицы различными образцы и многими переводы на одном основании девять престолов совершено».
Священник И. И. Кузнецов нашел в Румянцевском музее рукопись «Летописец № 611», в которой оказалась вставка из другой рукописи, повествующая о закладке собора царем Иоанном IV вместе с митрополитом Макарием. Здесь названы и зодчие, которым было поручено сооружение собора. Это некий «Барма и Постник с товарищи».
Другим памятником в Москве покорения Казани является хранящееся у нас в Оружейной палате знамя, под которым стоял молодой царь во время штурма города. Воспроизводим этот примечательный стяг. На нем мы видим Нерукотворный образ Спаса, поддерживаемый двумя ангелами. Вокруг образа вышит тропарь: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешениям нашим, Христе Боже…»
Кроме этого, мы имеем еще ряд современных иллюстраций к казанской войне, сделанных московскими миниатюристами к «Царственной книге», хранящейся в Патриаршей библиотеке и в Летописце той же библиотеки. Приведенная выше и изображающая отправление войска в Казань миниатюра дает нам некоторое понятие о военном быте времени Иоанна Грозного.
- Башня Китай-города.
- Венчание на царство Иоанна IV. По Царственной книге.
- Шапка Сибирского царства.
- Покров на мощи Преподобного Сергия царя Иоанна Васильевича и царицы Анастасии Романовны.
- Основанный Анастасией Романовной на Б. Дмитровке Георгиевский монастырь.
- Трон Мономаха
- Резные изображения на троне Мономаха.
- Поход на Казань. По Царственной книге.
- Владимир Мономах, по резному изображению, на троне Иоанна IV.
- Храм Василия Блаженного.
- Большая царская печать Иоанна IV.
- Знамя Грозного.
- Оборотная сторона царской печати в уменьшенном размере.
- Первопечатный Апостол 1564 года.
- Иоанн IV. По Титулярнику.
- Памятник первопечатнику у стены Китай-города.
- С иконы Симона Ушакова.
- Иоанн IV. Статуя Антокольского.
- Владимир
- Императрица Феодора на троне
- Собор Владимирской иконы Божией Матери
- Венчание на царство Иоанна IV. По Царственной книге.
- Князь-Владимирский собор
- Владимирские площадь и проспект
- От Владимирского проспекта к Фонтанке
- Владимирская больница Больница как пример
- ОН БЫЛ СРЕДИ ТЕХ, КТО ОСНОВАЛ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ПАРОХОДСТВО: ВЛАДИМИР ТЕРЕНТЬЕВ
- ОБ ОТЦЕ-МОЛОЧНИКЕ КАРЛЕ ГОЛЬДЕНШТЕДТЕ И СЫНЕ-АРХИТЕКТОРЕ ВЛАДИМИРЕ ЛИВИНЕ
- ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНИЕ! ПЕРВЫЕ ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ФОТОГРАФЫ: ВЛАДИМИР ЛАНИН И ДРУГИЕ
- Церковь Владимирской иконы Божией Матери