Книга: Из истории Москвы
Печать Лжедимитрия I.
Печать Лжедимитрия I.
По свидетельству современников, первый самозванец был сильный и широкоплечий человек, мрачный и задумчивый, без бороды и усов. Лицо у него было широкое, желтовато-смуглое, уши длинные, волосы русые, рыжеватые; глаза темно-голубые, большой рот, толстые губы и крупный нос.
Чем дальше шло, тем было хуже.
В Ивановской колокольне ксендзы стали совершать католические обедни. Появился в Кремле папский легат. В Москве пошли приготовления к приезду царской невесты Марии Мнишек.
3 мая она прибыла в Москву; на ее пути сделаны были большие приготовления.
Не приняв православия, она была венчана в Успенском соборе царской короной и в тот же день совершено было ее бракосочетание с Лжедимитрием.
Начались праздники и пиры в Кремлевском дворце, выражавшие в похитителе власти настроение, не свойственное сыну Грозного и вообще русскому человеку. На обедах самозванец садился лицом к польским панам, а спиной к русским боярам.
Самозванцу из медового месяца пришлось прожить только одну неделю и слишком скоро оставить Марину вдовой. Его полякующий образ действий, антирусское его настроение готовили ему гибель: разоблачавшему всем, что он обманщик, князю Василию Ивановичу Шуйскому нетрудно было при помощи заговора подготовить гибель самозванца. Конец его был кровавый…
Таким образом кончился второй акт смуты, если за первый считать гибель Годуновых.
Василий Иванович Шуйский, провозглашенный в Москве царем, не обладал силами, необходимыми для подавления смуты. Престарелый, вдовый, бездетный, обладавший умом, годным для царедворца или министра, он совсем лишен был тех качеств, кои необходимы царю, а особенно основателю новой царской династии, в такое тяжелое время. Напротив того, в нем было немало такого, что делало его положение на престоле шатким, колеблющимся. Избранный только Москвой, а не всей Русью, он в глазах народных был запятнан ложью, что царевич Димитрий сам лишил себя жизни в припадке падучей болезни. Но лишенный нравственного доверия, он не обладал всей силой и полнотой власти, к коей привык народ и которую он ставил выше всего. Он не был самодержец, а был только, по выражению современников, полуцарь, потому что дал боярам обязательство и клятву в Успенском соборе — не решать ничего важного без их согласия. Каждое действие Василия, хотя бы оно и было вполне самостоятельным, представлялось народу внушенным Шуйскому не его царской совестью и чувством долга пред Богом и государством, а делом невольного соглашения с думой боярской.
Совершенно естественно, что смута, пустившая корни при Годуновых и Лжедимитрии I, не преминула воспользоваться слабостью Василия Ивановича, и в его личности, и в самой его умаленной власти.
1 июня 1606 года Василий Иванович венчался на царство, а 3 июня, ради предотвращения самозванства, были принесены в Москву мощи св. царевича Димитрия. Царь, инокиня-царица Марфа, духовенство, бояре и народ встретили их за городом, при чем удостоверились в нетлении мощей. Сам царь нес раку царевича, прославляя его святость и, в обличение себя самого, свидетельствуя, что царственный отрок убит был по приказанию Бориса Годунова.
- Лжедимитрий I.
- Марина Мнишек.
- Подпись партриарха Игнатия.
- Печать Лжедимитрия I.
- Царь Василий Иванович Шуйский.
- Чудов монастырь.
- Св. Гермоген, патриарх всероссийский. С иконы В. М. Васнецова.
- Князь Скопин-Шуйский.
- Подпись патриарха Гермогена.
- Панагия патриарха Гермогена. Внешняя сторона.
- С картины В. М. Васнецова.
- Троицкая лавра.
- Стяг князя Д. М. Пожарского.
- Князь Пожарский в битве под Москвой.
- Первый храм во имя святители Гермогена в подземелье Чудова монастыря, где он скончался.
- Казанская икона Божией Матери XVII-ro века[8].
- Красная площадь.
- Старая гробница св. Гермогена в Успенском соборе.
- Печать царя Алексея Михайловича.
- Печать Симеона Гордого
- Печать и подпись первого патриарха Иова.
- Печать великого князя.
- Печать псковская.
- Большая царская печать Иоанна IV.
- Печать митрополита Алексия.
- Гербовая печать Москвы
- Печать царицы Марии Милославской.
- Печать Бориса Годунова.
- Печать кн. Патрикеева.
- Печать Иоанна III.