Книга: Из истории Москвы
Царь Василий Иванович Шуйский.
Царь Василий Иванович Шуйский.
В грамоте царя Василия говорится об обретении мощей следующее: «Послали мы по мощи царевича Димитрия Иоанновича митрополита Ростовскаго Филарета, и Астраханскаго епископа Феодосия, и Спасскаго архимандрита Сергия, и Андроньевского архимандрита Авраамия, и бояр: князя Ивана Михайловича Воротынскаго, и Петра Никитича Шереметева, и Григория и Андрея Феодоровича Нагого; писали из Углича богомольцы и наши бояре, что они мощи благовернаго князя Димитрия Иоанновича обрели; мощи его целыя, ничем невредимыя, только в некоторых местах немножко тело вредилось; и на лице плоть и на голове волосы целы и крепки; и ожерелье жемчужное с пуговицами все цело; в руке левой полотенце тафтяное, шитое золотом и серебром, целое; кафтан на плечах и сапожки на нем целы, только подошвы на ногах попоролись; и на персех орешки положенные — горсть. Сказывают, что коли он играл, тешился орехами и ел; и в ту пору его убили, и орехи кровью омочились; и того дня тые орехи ему в горсть положили и тые орехи целы. И которые были расслабленные различными болезнями уздоровилися от раки его, царевича…» Сперва мощи были поставлены в храме св. Уара, у Боровицких ворот, а потом в Архангельском соборе. Серебряную раку для них соорудил царь Михаил Феодорович.
Напрасно Шуйский стремился предотвратить самозванщину: это не успокоило смуты. Сперва зашевелились области, не участвовавшие в избрании его и подвергшиеся интриге бояр: князь Шаховской возмутил против Шуйского Северскую Украйну, а Ляпунов и Сумбулов — Рязанскую область. Но наиболее смуты производили народные подонки, выразителем коих явился беглый холоп князя Телятевского Иван Болотников. Однако эта смута и слякоть не вдруг могла выставить из своей среды самозванца, хотя деятельно повсюду распускались слухи, что Димитрий Иванович не был убит в Москве, как раньше и в Угличе, а что вместо него убили другого и, чтобы обмануть де народ, лицо убитого покрыли маской.
Первая волна смуты, под предводительством Ивана Болотникова, Шаховского и Ляпунова, докатилась до Москвы, и войскам Шуйского приходилось биться с мятежниками и под самой Москвой, и у речки Пахры, в селе Троицком, и близ деревни Котлы. Однако положение Василия Шуйского еще не расшаталось, особенно благодаря поддержке новопоставленного патриарха Гермогена; и смутьяны — одни принесли, как Ляпунов, повинную царю, другие отброшены были от Москвы и, после осады в Туле, должны были сдаться Шуйскому.
- Лжедимитрий I.
- Марина Мнишек.
- Подпись партриарха Игнатия.
- Печать Лжедимитрия I.
- Царь Василий Иванович Шуйский.
- Чудов монастырь.
- Св. Гермоген, патриарх всероссийский. С иконы В. М. Васнецова.
- Князь Скопин-Шуйский.
- Подпись патриарха Гермогена.
- Панагия патриарха Гермогена. Внешняя сторона.
- С картины В. М. Васнецова.
- Троицкая лавра.
- Стяг князя Д. М. Пожарского.
- Князь Пожарский в битве под Москвой.
- Первый храм во имя святители Гермогена в подземелье Чудова монастыря, где он скончался.
- Казанская икона Божией Матери XVII-ro века[8].
- Красная площадь.
- Старая гробница св. Гермогена в Успенском соборе.
- «Царь» столкнулся с «Царицей»
- Царь-пушка
- Царь-колокол
- «Христов рыцарь убивает безгрешно»
- Царь-пушка и Царь-колокол
- Дворец Ивана Ивановича Шувалова
- Царь Феодор Иоаннович.
- Этюд о Вячеславе Ивановиче Иванове
- Южный царь
- Этюд о Александре Ивановиче Варнеке
- «Василий Блаженный» Роман в стихах
- Царь-пушка И это – не царское