Книга: Из истории Москвы
Чудов монастырь.
Чудов монастырь.
При Иоанне Иоанновиче мы видим в истории Москвы первую внутреннюю смуту, которая, может быть, разыгралась оттого, что этот великий князь был слишком мягкосердечен. Прибывшие в Москве на полную оседлость боярство приобрело тогда в думе великого князя очень большое значение. Особенную силу имел московский тысяцкий, заведовавший и ратными, и земскими делами. При Симеоне Гордом московским тысяцким был знатный боярин Василий Протасьевич Вельяминов, происходивший от варяжского выходца Шимона, сын которого Георгий был тысяцким в Ростове при Владимире Мономахе, отце основателя Москвы. Другой тоже знатный боярин Алексей Петрович, по прозванию Хвост, вероятно, потомок того, который упоминается еще в начальной летописи, завел какую-то крамолу против великого князя Симеона. Очень возможно, что он завидовал Вельяминову, притязая на сан тысяцкого. Великий князь отобрал у него недвижимое имущество и изгнал его из Москвы и, в договорной с братьями грамоте, обязал их не принимать к себе на службу этого крамольного боярина. Но Иван II, вероятно, по мягкосердечию, после смерти брата не только воротил Алексея Петровича, но и сделал его московским тысяцким. Это обстоятельство, соединенное с гордым характером его, привело к катастрофе. Очевидно, оно не могло не волновать больших бояр и в особенности сильного рода Вельяминовых. 3 февраля 1356 года, когда звонили к заутрене, на городской площади подняли тело убитого боярина Алексея Петровича. Подозрение в этом пало на враждебных ему бояр. Но убитый тысяцкий, как заметно, имел много сторонников даже между обывателями Москвы, так как возникли в народе волнения и мятеж. Вследствие этого два больших боярина Михаил Александрович и зять его Василий Вельяминов, сын упомянутого Василия Протасьевича, с женами и детьми, воспользовавшись последним зимним путем, отъехали в Рязань.
Однако отъезд этих бояр, имевших за себя значительную партию, по-видимому, был неприятен великому князю: в следующем году он позвал их назад на службу к себе; а потом семье Вельяминовых удалось опять завладеть саном тысяцкого в Москве, в лице того же Василия Васильевича.
Если при Симеоне Гордом в Москве заведено было живописное и литейное дело, то при Иоанне II у нас заведена чеканка монеты. По крайней мере, до сих пор еще не найдено ни одной монеты ни его старшего брата Симеона Гордого, ни его отца Иоанна Калиты, а имеются лишь монеты Иоанна II.
- Великий князь Симеон Гордый.
- Св. Алексий митрополит, по стенописи Успенского собора.
- Из рукописи св. Алексия «Новый завет»
- Печать Симеона Гордого
- Печать митрополита Алексия.
- Завещание великого князя Симеона Гордого.
- Чудов монастырь.
- Деньги Иоанна II.
- Денежные штемпеля Иоанна II.
- Димитрий Донской.
- Монеты Димитрия Донского.
- Штемпеля монет.
- Преподобный Сергий, с иконы XV века.
- Димитрий Донской на Куликовом поле. (Рисунок В. В. Верещагина).
- Вознесенский монастырь.
- Симонов монастырь в XVIII веке.
- Андрониев монастырь в XVIII веке.
- Старый Алексеевский монастырь.
- Высоко-Петровский монастырь.
- Рождественский монастырь.
- Гробница Перссвета и Ослябя в старом Симонове.
- Духовное завещание Димитрия Донского
- Печать великого князя.
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Рождественский монастырь.
- Монастырь Тикси
- *Рильские горы и **Рильский монастырь
- *Мельник и *Роженский монастырь
- Смольный монастырь
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Монастырь свастики «Юн-друн»
- Монастырь Cпитук
- Сорё: трава на площади и монастырь в бутылке