Книга: Самые известные храмы Санкт-Петербурга

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Рябь канала Грибоедова; мостовая; разноликая толпа людей; экскурсионные автобусы, сменяя друг друга, причаливают к Конюшенной площади – привычная картина пестрой суеты петербургского центра.

А в XVIII веке, при Петре I, это место на берегу Мойки называлось Немецкой слободой, здесь селились аккуратные и деловитые первые петербургские немцы и старательные служащие придворного Конюшенного двора. Долгие годы в округе не было ни одного храма. И только когда служители Конюшенного ведомства пошли с просьбой

о возведении храма к императрице Анне Иоанновне, государыня не только велела строить церковь, поручив архитектору Николаю Гербелю создание проекта, но и выписала из Византии бесценные святыни – Плащаницу, икону Знамение и Образ Спаса Нерукотворного, – к сожалению, не сохранившиеся. И вот, в 1737 году, храм во имя Образа Спаса Нерукотворного был освящен, а еще через десять лет на месте деревянного возник каменный храм.

В 1817–1823 годах этот храм по приказу Александра I начали перестраивать за казенный счет. Храм принадлежал царскому двору, как и Конюшенное ведомство, и не отвечал новым требованиям облика столицы. Молодой император уделял много внимания городскому строительству; при Александре I в городе было создано множество знаменитых дворцов и храмов.


Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Проект нового храма был разработан Василием Петровичем Стасовым. Коренной москвич, ученик великого зодчего Василия Баженова, он по высочайшему указу обучался архитектурному мастерству в Париже и Риме, был объявлен членом Римской Академии Святого Луки и Петербургской Академии художеств. С 1811 года Стасов работал в Петербурге. Вся его жизнь была неразрывно связана с этим городом: и творчество – знаменитые храмы зодчего, триумфальные арки, украшающие город до сих пор, и жизнь – любовь 48-летнего архитектора и 19-летней красавицы Марии Сучковой, счастливый брак, рождение шестерых детей.

Еще раз церковь перестраивалась в 1857–1860 годах. Проект поручили архитектору Конюшенного ведомства Петру Садовникову. Участие в реконструкции Конюшенной церкви стало главным делом всей его жизни и прославило мастера. Петр Семенович был крепостным княгини Голицыной. По приказу княгини он учился в Академии художеств в Петербурге, но не сумел завершить образование, потому что хозяйка отозвала его и велела возводить имения для своей дочери. Почти тридцать лет крепостной прожил вдали от Петербурга. Самым радостным событием этого периода стала его женитьба на дочери купца Анне Шмидт, которая согласилась из любви стать крепостной. После смерти княгини Петр получил вольную и уехал с семьей в Петербург, где проектировал загородные особняки вельмож, а затем поступил на службу в Конюшенное ведомство[15]. Занимаясь реставрацией Конюшенной церкви, Петр Садовников расширил храм, достроил стену и добавил окон на главном фасаде, превратил парадный портал Стасова в псевдопортал. Но храм не потерял своего величия, его внешний облик стал ярче, самобытнее.

Как и во времена Стасова, фасад храма украшают барельефы – «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение креста», выполненные известным скульптором Демут-Малиновским в 182 2 году. Они рассказывают о последних днях земной жизни Христа. Торжественный вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Моление о чаше в Гефсиманском саду, Отречение апостола Петра, Гибель Иуды, суд Пилата, крестный путь на Голгофу.

С приходом советской власти храм был разграблен, а вскоре, в 1919 году, закрыт, несмотря на усилия протоиерея Федора Знаменского, всячески пытавшегося уберечь Конюшенную церковь. Памятная доска на первом этаже храма напоминает о том, что «в 1933–1990 годах здесь располагался клуб конного отряда ГПУ, а затем – 28-го отделения милиции и НИИ «Гидропроект». Библиотека храма и архив были уничтожены, колокола – отправлены на переплавку. Когда в 1991 году храм был возвращен РПЦ и началась реставрация, первые прихожане были потрясены: на месте иконостаса висел портрет Ленина, на стенах – лозунги, а в алтарной части располагались туалеты. В Божьем храме проводились допросы, составлялись протоколы, оформлялись приговоры[16].

Сейчас на парадной каменной лестнице, ведущей на второй этаж, где находится сам храм, можно увидеть расположенные в форме креста иконы новомучеников – канонизированных после перестройки. В центре – икона с изображением семьи Николая II Романова, последнего русского императора. По бокам – протоиерей Философ Николаевич (Орнатский), расстрелянный вместе с сыновьями, Николаем и Борисом, в Кронштадте; митрополит Серафим (Чичагов), расстрелянный в 1937 году под Москвой; святитель Тихон, Московский патриарх, осудивший власть большевиков и делавший все возможное, чтобы сохранить православие в России; Вениамин, митрополит Петроградский, расстрелянный в 1922 году в Петрограде по приговору суда; преподобный Серафим Вырицкий Чудотворец; преподобномученица Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, сброшенные заживо в шахту рудника в Алапаевске. Над ними простирает свой покров державная икона «Образ Престола Богородицы».

А рядом с иконами на стене – диптих современного художника В. Янтарева: «Две молитвы – разрешающая и разрешительная». У созерцающего эти картины создается ощущение, что он стал свидетелем трагических событий зимы 1837 года. Вот склонился над умирающим Александром Сергеевичем Пушкиным протоиерей Петр Песоцкий, принимая последнюю исповедь поэта… Последние годы Пушкин часто приходил в храм на Конюшенной площади – поэт жил неподалеку. Спас Нерукотворный стал для Пушкина поэтическим символом последних месяцев жизни. Вторая картина переносит зрителя в холодный февральский день. Запах ладана, плач, склоненные головы над гробом. Отсюда, с Конюшенной площади, везли тело русского поэта в последний путь, в Святогорский монастырь. И каждый год – в день рождения и в день смерти Александра Сергеевича – в храме звонят колокола и служатся панихиды Пушкину.

Пройдя по лестнице, посетитель попадает в храм. В самом центре алтаря, в поднебесье, – золотое солнце. Солнечный свет струится сквозь желтое полукруглое стекло под куполом, отражается в блеске дубового паркета, в строгом мраморе сияющих колонн, в золоте резного иконостаса и ажурной оградки алтаря, в бликах огней паникадила из ста восьми свечей. У входа в храм – образы петербургских святых: Иоанна Кронштадтского и Ксении Блаженной, под иконой которой, как и в ее часовне, на Смоленском кладбище, лежат свернутые записочки с просьбами. Здесь царит гармония торжественности и изысканности. И среди этого царства света – Образ Спаса, одна из самых необычных икон с изображением Иисуса.

Это изображение не создавалось мастерами-иконописцами, поэтому и названо нерукотворным. Давным-давно, еще при Иисусе, в городе Едессе правил князь Авгарь, страдавший проказой. Прослышав о Христе и свершаемых им чудесах, князь послал известного живописца Анания с письмом, в котором умолял Иисуса посетить Едессу. А еще он наказал художнику запечатлеть Спасителя, чтобы иметь утешение в болезни. В Иерусалиме бедный Ананий не мог написать изображение, сколь ни старался: Иисуса все время загораживали ученики или толпящиеся рядом люди; увидев мучения художника, Христос подозвал его к себе. Художник рассказал Иисусу о наказе Авгаря; Спаситель улыбнулся, велел принести воду и полотенце, умылся, отер лицо – и отдал ткань изумленному Ананию; на полотенце запечатлелся лик, словно прорисованный красками. Князь Авгарь, получив облегчение в болезни, тут же велел убрать с городских ворот идола и поставить на его место икону Спаса Нерукотворного: полотно, положенное на доску, украшенную драгоценными камнями и золотом. Жители Едессы веками хранили обычай кланяться образу, проходя через ворота; но один из правителей решил снять икону с городской стены. Тогда Христос явился во сне епископу и повелел скрыть образ. Позвав с собой преданных священников, епископ ночью пробрался к стене и зажег перед иконой лампаду, а затем укрыл образ глиняной доской и заложил кирпичами. С той поры народ надолго забыл о святыне, пока в VI веке не осадил Едессу персидский царь. Казалось, что город придется сдать врагу; но епископ увидел вещий сон, повелевающий достать образ Спасителя, замурованный в стене. Каково же было изумление людей, когда, разобрав кирпичи, они увидели горящую лампаду перед Образом и изображение Спаса, отпечатавшееся на глиняной доске. Горожане совершили вокруг стен города крестный ход – и предсказание Богородицы сбылось: персы отступили.

Слава о Чудотворном Образе распространилась далеко за пределы Едессы. Император Византии Константин выкупил икону а 29 августа 944 года с почестями привез ее в Константинополь. Копии этой иконы разошлись по всему свету. Именно в этот день каждый год в Конюшенной церкви отмечается престольный праздник Спаса Нерукотворного Образа.

В церкви не только совершаются таинства и отмечаются православные праздники. Настоятель и священники храма ведут большую просветительскую работу. Выступают по радио с литературными циклами по произведениям Ивана Бунина, Сергея Есенина, Ивана Шмелева, сотрудничают с музеем-квартирой А. С. Пушкина на Мойке, с Бунинским обществом, с Обществом почитателей Сергея Есенина и другими; проводятся заседания Православной писательской организации. Появилось еще одно неофициальное название церкви – Писательский храм. Здесь нередко звучит музыка М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова – это играют воспитанники Воскресной школы[17]. По-особенному звучит музыка в поэтическом, светлом храме. И кажется, звучит голос великого Пушкина: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть», – сбылась последняя воля поэта.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа открыта ежедневно с 9 до 19 часов.

Адрес: Конюшенная пл., д. 1.

Транспорт: ст. метро: «Невский проспект»

Автобус: 46

Троллейбус: 1, 5, 7,10.

Оглавление книги


Генерация: 0.626. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз