Книга: Путеводитель по Петербургу. Увлекательные экскурсии по Северной столице. 34 маршрута

Московский (Николаевский) вокзал

Московский (Николаевский) вокзал

Прибывая из Москвы по железной дороге, вы попадаете на Московский вокзал Санкт-Петербурга. Московский вокзал находится на площади Восстания (Невский пр., 85), на пересечении Невского и Лиговского проспектов.

До 1924 г. этот пассажирский терминал назывался Николаевским, в честь императора Николая I, способствовавшего строительству железных дорог в нашей стране.

Массивное развернутое к площади вытянутое здание с высокой башней построено в 1847–1851 гг. известным архитектором К.А. Тоном. В 1868 г. вокзал реконструировали, а в 1898 г. со стороны Лиговки пристроили здание из красного кирпича для отделения Николаевской железной дороги.

В начале XX столетия возникла необходимость в коренной реконструкции Московского вокзала: он уже не отвечал современным требованиям и возросшему числу пассажиров. Власти провели конкурс на лучший проект, на котором победил архитектор В.А. Щуко. В 1913 г. начались строительные работы, но через год Первая мировая война прервала их, а после 1917 г. реконструкцию и вовсе полностью прекратили.

Так стечением трагических обстоятельств мирового масштаба сохранилась постройка архитектора КА. Тона – ценный памятник гражданской архитектуры середины XIX в.

Первоначальный проект вокзала на Знаменской площади разрабатывал Департамент путей сообщения, но в силу слабости архитектурной части его отверг император, объявивший открытый конкурс. Проектирование досталось К.А. Тону.


Московский (Николаевский) вокзал

В основе его проекта была схема организации пассажиропотока, разработанная инженерами Департамента Министерства путей сообщения. Зодчий применил принцип «фасадного строения» – здание выстроено по красной линии площади. В центре размещён вход внутрь здания, к вестибюлям и залам ожидания. С двух сторон главного корпуса организованы арочные проходы, которые разделяли прибывающие и отъезжающие потоки граждан. Позднее многие эксперты отмечали удачную планировку Николаевского вокзала, хорошо справлявшуюся с возросшим к концу XIX столетия числом пассажиров.

Фасады вокзала решены мастером в духе традиций петербургской архитектуры. Архитектор выстраивает парадный въезд в столицу и разрабатывает стилистику фасадов с учётом и барочной архитектуры XVIII в., и классических традиций уже его века. Для К.А. Тона вокзал не просто станция железной дороги – он общественный центр, дворец нации, визитная карточка столицы Империи.

Высокая башня Николаевского вокзала принимала эстафету от Адмиралтейства и Городской думы, передавая её далее соборам Александро-Невской лавры. В 1950–1952 гг. к правому крылу вокзала пристроили флигель со вторым наземным вестибюлем станции метро «Площадь Восстания», а в 1967 г. появился и большой световой зал.

В этом зале в 1993 г. установили памятник основателю нашего города работы скульпторов А.С. Чаркина и В.В. Оленева. Бронзовый бюст императора Петра I покоится на высоком гранитном постаменте и словно парит над общей вокзальной суетой.

Московский вокзал входит в пятерку крупнейших вокзалов России и занимает 3-е место по объему пассажирских перевозок. Основная масса поездов на Москву и соответственно из Москвы в Санкт-Петербург прибывает на Московский вокзал. Отсюда уходят поезда во многие города страны, а также в ближнее и дальнее зарубежье. Пригородное направление Московского вокзала – Любань, Малая Вишера, Кириши, Шапки, Тосно, Ушаки.

Между Петербургом и Москвой ходят семь фирменных поездов и скоростные «Сапсаны». Первым фирменным поездом стала «Красная стрела», отошедшая от перрона Московского вокзала в 1931 г. Отсюда с 1984 по 2009 г. регулярно направлялся в Москву и приходил обратно первый в России скоростной электропоезд ЭР-200, ставший своеобразным памятником эпохи 1980-х гг. Первый рейс ЭР-200 совершил 16 ноября 1979 г.

Оглавление книги


Генерация: 0.802. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз