Книга: Петербург Достоевского. Исторический путеводитель
Николаевский (ныне – Московский) вокзал
Николаевский (ныне – Московский) вокзал
В 1843 году началось строительство Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом. Указ гласил: «Пред станциею в Санкт-Петербурге по высочайшему повелению будет образована площадь и обстроена частными красивыми, соответственными станции зданиями». Вокзал решено было построить за рекой Лиговкой, на пересечении ее с Невским проспектом. Здесь сходились собственно Невский и старая Новгородская дорога. Знаменская (в наши дни Восстания) площадь получила свою нынешнюю трапециевидную планировку по проекту известного архитектора Николая Ефимова. 18 августа 1851 года в четыре часа утра из Петербурга в Москву отправился царский поезд. Состоял он из девяти вагонов. Царские апартаменты со столовой, кабинетом и опочивальней были обиты пунцовой материей, полы всюду застланы персидскими коврами. Для оформления царского поезда в Россию из Франции специально были вызваны мастера-декораторы. Во время первой поездки императора Николая I и его семью сопровождала целая свита именитых гостей. Царь очень боялся переезжать по мостам и шел через реки вслед за поездом пешком. Несмотря на все остановки и задержки, поезд прибыл в Москву в тот же день (через 19 часов).
Первый пассажирский состав для простых смертных был отправлен только 1 ноября. Этот поезд состоял из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагонов – всего на 192 человека. Плата за проезд по тем временам была очень высокой: в первом классе – 17 рублей, во втором классе – 13 рублей, в третьем – 7 рублей. Простой люд размещался в товарных вагонах или на открытых платформах, стоило это по 3 рубля с человека. Приобрести билет было непросто: желающий отправиться в Москву должен был предварительно подать в полицию особое прошение и свой паспорт. После проверки личности просителя ему давали разрешение на приобретение билета, а паспорт возвращался обер-кондуктором поезда только на конечной станции, после прибытия.
Николаевский вокзал построен по проекту знаменитого архитектора Константина Тона – при Николае I он играл ту же роль, что Растрелли при Елизавете. Это въезд в город со стороны исторической столицы России, поэтому здание подчеркнуто парадно. Архитектура намекает на елизаветинское барокко: скорее дворец, чем железнодорожная станция. В центре – часовая башня, перекликающаяся с ратушами средневековой Италии и башней Городской думы на Невском проспекте. К Московскому кремлю близок другой архитектурный мотив – двойная арка, вписанная в арочный проем. Она использована Аристотелем Фиораванти в Успенском соборе и с тех пор применялась древнерусскими зодчими, получив название «вислое каменье».
Николаевский вокзал для Достоевского – место, откуда он отправлялся по нескольку раз в год в Москву или Старую Руссу (поезд шел до Чудово, там брали извозчика). Денег на комфортный первый класс не хватало: ехал вторым или уже совсем неудобным третьим. Отсюда вечные жалобы: «Дорогой я устал ужасно, так что и теперь еще невмочь»; «В вагоне все сквозной ветер»; «В вагонах, закупоренных, с гадчайшей вентиляцией, была такая духота, что думал умереть. Кроме того, закурили воздух так, что я кашлял всю ночь до надрыва».
Поезда на Москву отправлялись в 1870-е годы 5 раз в сутки. Курьерский поезд отправлялся в 19:15 и прибывал в Чудово в 22:00, а в Москву в 10:15. Билет в Москву стоил 8 рублей в третьем классе, 13 – во втором, 19 рублей – в первом классе.
- Николаевский (ныне – Московский) вокзал
- Знаменская церковь
- Знаменская (ныне – октябрьская) гостиница
- Лиговский проспект, 10
- Дом сливчанского
- Лиговский проспект, 25
- Дом Струбинского
- Греческий проспект, 6
- Павловский институт
- улица Восстания, 8
- Родильный дом им. В. Ф. Снегирева
- улица Маяковского, 5
- Музей-квартира Н. А. Некрасова
- Литейный проспект, 36
- Мариинская больница
- Литейный проспект, 56
- Квартиры Михаила Салтыкова-Щедрина и Федора Трепова
- Литейный проспект, 60
- Дом Константина Победоносцева
- Литейный проспект, 62
- Гостиница «Москва»
- Невский проспект, 49
- Дом Корсаковых (ныне – театр им. Ленсовета)
- Владимирский проспект, 12
- Церковь Владимирской иконы Божией Матери
- Владимирский проспект, 20
- Дом Каншина
- Кузнечный переулок, 2-6
- Ремесленная управа
- Загородный проспект, 2
- Квартира Николая Чернышевского
- Большая Московская улица, 6
- Подворье Коневского монастыря
- Загородный проспект, 7
- Штаб-квартира «Народной воли»
- переулок Джамбула, 15
- Первая гимназия
- улица Правды, 11
- Дом Тулубьева
- Поварской переулок, 13
- Дом Всеволода Гаршина
- Дмитровский переулок, 5
- Извозчичий трактир
- Стремянная, 4
- Дом князя Владимира Мещерского
- улица Марата, 9
- Квартира Григория Данилевского
- Невский проспект, 71
- Гостиница «Пале-Рояль»
- Пушкинская улица, 20
- Памятник А. С. Пушкину
- улица Пушкинская
- Лионский вокзал
- ГАМБУРГСКИЙ ВОКЗАЛ (HAMBURGER BAHNHOF) – *МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ (MUSEUM FUR GEGENWART)
- Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала
- Главный вокзал и театр
- Александровский (Брестский) вокзал.
- Вокзал Россиу
- Между вокзалом и Западным парком
- Финляндский вокзал
- *Западный вокзал
- № 46 Московский купеческий банк
- От *Центрального вокзала до площади Дам
- Двадцать четвертая экскурсия Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I – Николаевский дворе...